Учимся любить истоки.
На дворе 2010 год. Ещё недавно казалось, что удмуртская культура и народность медленно исчезают. Удмурты стеснялись своего языка и национальности, забывались обычаи предков, стирались и смешивались грани особенностей культур разных народностей.
Но сохранение и возрождение национальной культуры в последние годы, стало первоочередной задачей. Национальная политика в нашей республике набирает обороты, и мы это чувствуем. Конечно, возрождение утраченного невозможно сиюминутно, за короткий срок. Потребуется приложить немало усилий для того, чтобы молодое поколение повернулось лицом к своим истокам.
Чтоб у детей сформировалось чувство любви к Отечеству, необходимо с малых лет воспитывать положительное отношение к своей малой Родине, к местам, где они родились, живут и трудятся их родители, где покоятся их предки. Нужно развивать умение видеть и понимать красоту родной земли, желание больше узнавать о родном крае, своих корнях. Необходимо знакомить детей с природой, историей, традициями нашего народа.
С проблемами приобщения младших школьников к своей культуре, языку, мы, учителя, встречаемся уже в начальной школе. Как часто бывает, что, приведя ребёнка в школу, родители считают, что теперь их чадо обучат, воспитают и “вылепят” из него гражданина, патриота, внимательного, отзывчивого сына (дочь). И как часто эти ожидания рушатся. Родители разводят руками: “Школа не выполняет свои функции в государстве!”…А ответ прост: одна школа, вне сотрудничества с обществом, социумом и, прежде всего, с родителями, не решит проблем в национальном воспитании.
Некоторые родители отдают предпочтение изучению иностранного языка и культуры, противятся введению в программу часов по изучению удмуртского языка или краеведения. Никто не сомневается в необходимости знания иностранных языков. Но истина общеизвестна: не зная своего, не научишься любить чужого.
Двадцатый год работаю учителем начальных классов. За эти годы накоплен богатый опыт работы в области краеведческой работы. В канун очередной годовщины Дня Республики, со своими второклассниками посетили школьный музей. Здесь впервые дети познакомились с некоторыми предметами старины, культуры и быта удмуртского народа. Но эти предметы мало, о чём говорят, так как практически не используются в современном жилище, утратили свою актуальность, но вызывают в сердцах детишек живой интерес. Проходит какое-то время, и всё увиденное, забывается. Как же сделать так, чтоб дети надолго запомнили то, что увидели, хотели ещё больше узнавать историю своих корней, традиции, чувствовали свою принадлежность и сопричастность к удмуртской народности?
Игра – вот ответ на поставленный вопрос. Знания, поданные в готовой форме и не связанные с жизненными интересами младших школьников, плохо ими усваиваются. В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что он ещё не умеет, узнать то, что ещё не знает. Поэтому игра в воспитании младших школьников занимает самое почётное место – это, во-первых.
Во-вторых – сказка. Это тот метод в воспитании, который для младших школьников имеет очень сильное эмоциональное воздействие.
В-третьих – в современной школе приоритетное положение занимает сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Четвёртое – самые лучшие союзники в деле воспитания – это родители.
Попытавшись соединить воедино эти аргументы, предлагаю сценарий спортивной игры для детей и родителей, с опорой на краеведческие знания.
Весёлые старты для детей и родителей “Жили-были…”
Игру можно проводить внутри одного класса, между разными классами, а так же она подойдёт и для разновозрастных команд. К участию в игре привлекаются родители. Единственная сложность в организации – это большое количество оборудования.
Цели:
- Воспитание в детях уважительного отношения к историческому наследию удмуртского и русского народов.
- Воспитание потребности в ЗОЖ.
- Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, творческой активности.
- Повышение культуры семейного воспитания.
1-й конкурс. “Знакомство”.
Ведущий. В Удмуртском царстве, Сосновском государстве, жили-были дед да баба. Хорошо жили, дружно. И семья у них была дружная, весёлая, прямо, как у наших участников. Так давайте с ними познакомимся.
Оборудование: для мам и девочек – 1 платок и 1фартук для каждой команды ; для пап и мальчиков – 1 кепка (картуз) и пиджак .
Эстафета. Первая участница, если это мама или девочка, надевает платок и фартук, если это папа или мальчик, надевает картуз и пиджак и бежит до стула, встаёт на него, называет своё имя, возвращается к своей команде и передаёт вещи следующему игроку. И так до последнего. Выигрывает тот, кто закончит эстафету первым.
Важно! Нельзя начинать бег, пока у участников не будут завязаны платок и фартук, а пиджак не будет застёгнут на все пуговицы.
2-й конкурс. “Раз яичко, два яичко”.
Ведущий….И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не золотое, а простое…Вку-у-сное-е!
Оборудование: 1 деревянная расписная ложка, 1 сырое яйцо для каждой команды. Нужно иметь несколько запасных сырых яиц на случай падения.
Эстафета. Держа ложку с яйцом на вытянутой руке, оббежать стул и передать другому участнику. Яйцо руками поддерживать нельзя.
Важно не уронить и не разбить яйцо, иначе придётся бежать в “курятник”, чтоб взять из “насеста” новое яйцо и только тогда продолжить эстафету.
Ведущий. Желаю вам, чтобы ваши Рябушки и Пеструшки неслись без выходных и праздничных дней. Чтоб вам таскать – не перетаскать, носить – не переносить всех яиц.
3-й конкурс. “Рыбалка”.
Ведущий. Как водится, в дружной семье всякая работа спорится. У каждого есть своё дело. Старик – хозяин в доме: ни одна работа без него не делается. Но одно дело у него получается особенно хорошо.
Оборудование: Для каждой команды 1 удочка длиной 2 м, на нитке привязан гвоздь, кегли (пластиковые бутылки) по числу участников в командах.
Эстафета. Каждый участник с удочкой в руках бежит до стула, садится на него и старается гвоздём сбить одну кеглю (бутылку). Затем передаёт эстафету другому.
Ведущий. Хороши наши рыбаки. Ждите нас на уху.
4-й конкурс. “За водой”.
Ведущий. А баба! Ох, и хозяйка! Под стать старику. Как возьмёт коромысло, повесит вёдра, наберёт воды, плывёт, словно лебедь белая. Вёдра не колыхнутся, коромыслице не скрипнет, водица не плещется…
Оборудование: Для каждой команды 1 коромысло, 2 ведра.
Эстафета. Первый участник берёт коромысло с вёдрами и бежит до стула. Оставляет на стуле вёдра. Коромысло передаёт следующему игроку. Второй участник берёт из рук первого коромысло, бежит до стула, вешает вёдра на коромысло, бежит обратно, передаёт эстафету следующему. И так до последнего.
5-й конкурс. “Ах, блины!”.
Ведущий. Дело было вечером, делать было нечего. Вот дед и говорит бабе: “Испеки-ка ты, баба, блинков”. “Ещё чего!” – отвечает баба. “Ты будешь на печи валяться, а я спину гнуть? Не выйдет. Ступай за дровами, коль блины нужны!”.
Оборудование: Для каждой команды 6 поленьев дров, 1 сковорода, 1 сковородник.
Эстафета. 1, 2, 3-й участники по очереди бегут каждый с двумя
поленьями. Добегают до стула, складывают их крест на крест, как в русской печи.
(#)
4-й сковородником берёт сковороду и бежит к поленьям, ставит на них сковороду,
сковородник передаёт пятому участнику.
5-й игрок берёт сковородник, бежит за сковородкой, приносит её следующему.
6, 7, 8-й игроки приносят обратно по два полена.
Важно! Сковородку руками брать нельзя, только сковородником. Задания эстафеты можно менять в зависимости от количества участников в командах.
Ведущий. Ах, вкусны у нас блины, лучше в мире не найти!
6-й конкурс. “Картошка”.
Ведущий. Наелся старик блинов. Да вот беда, муки-то не осталось. Старуха, и по амбару помела, и по сусеку поскребла – пусто. Думает дед: “Репку, что – ли, посадить? Нет, экономически не выгодно! Трудно найти рынок сбыта. А, посажу-ка я, картошку! Тогда всю зиму сыты будем!”.
Оборудование: Каждой команде 10 картофелин, 1 ведёрко.
Эстафета. Первый берёт ведёрко с десятью картофелинами и “высаживает”
её в ряд на полу. Брать из ведра можно только по одной картофелине.
Второй берёт у первого ведро и “собирает” выложенный на полу картофель. Брать с
пола по нескольку картофелин за раз тоже нельзя.
Остальные игроки по очереди то “садят”, то “собирают”, и так до последнего
игрока.
7-й конкурс. “Кушак”.
Ведущий. Вот посадили картофель, будет, с чем зиму зимовать. И сами, и внуки сыты. А коли сыты, почему бы не потешится?
Оборудование: 2 стула и 1 самотканый кушак..
Эстафета. От каждой команды участвуют пары: папы с папами, мамы с мамами, дети с детьми.
2 стула ставятся спинками друг к другу на расстоянии примерно 1 метр. Под стульями на полу протягивается кушак. Играет удмуртская музыка. По одному участнику от каждой команды, пританцовывая, ходят вокруг стульев. Как только музыка остановилась, нужно сесть на какой-нибудь стул и вытянуть из-под него кушак, завязать себе на пояс. И так с каждой парой. Для подведения итога конкурса считать число победителей в команде из каждой пары.
8-й конкурс. “Концовка. Важней всего погода в доме”.
Ведущий. Вот и подходит к концу наша весёлая игра. Остался последний конкурс.
Оборудование: Для каждой команды по 1 самотканому половику.
Эстафета. Половики расстилаются на полу перед каждой из команд. На начало половика ставится по одному из участников игры. Он по клеткам половика делает шаг вперёд на одну клетку, если команда назовёт удмуртское блюдо. Блюда называет вся команда, шагает только один участник. Побеждает тот, кто знает больше удмуртских блюд, соответственно игрок на половике пройдёт большее количество клеток вперёд.
Ведущий. Закончилась наша игра. Спасибо всем участникам. А пока жюри подводит итог, мы поиграем в игры:
– “Лапоть” – удм. нар. игра;
– “Растяпа” – удм. нар. игра;
– “Как у бабушки Федоры” – рус. нар. игра.
Сообщение итогов игры.
Чаепитие с удмуртскими блюдами.