Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.
Проект: “Звук-волшебник”
Направление: практико-ориентированный
Сроки реализации: 1год.
Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи:
- Развивать речедвигательный аппарат;
- Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
- Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук;
- Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.
Способы оценки:
- диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
- наблюдения;
- анализ игровой деятельности дошкольников.
Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе: подобрала и изучила методическую, научную и художественную литературу по теме проекта; провели диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи; провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения; оформили в группе речевой уголок.
На деятельностном этапе были проведены следующие мероприятия:
- занятия по звуковой культуре речи;
- дидактические игры, игровые упражнения;
- занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
- чтение художественной литературы ( чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;
- артикуляционную гимнастику;
- “Слушание звуков улицы”;
- подвижные игры;
- консультации для родителей, оформление папок-передвижек.
Родители принимали активное участие в реализации проекта. Вместе с родителями в группе был оформлен речевой уголок – “Копилка слов”, картотека дидактических игр и игровых упражнений; сборник стихов и сказок, придуманных дома.
На заключительном этапе:
- проведение диагностического обследования детей по звуковой культуры речи;
- подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;
- оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей, детей и педагогов ДОУ с использованием ТСО;
- оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста”.
Критерии отслеживания результативности:
- дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
- дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- отчетливо произносят слова и фразы;
- пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Предлагаем игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей:
Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”
Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.
Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.
Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.
Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ
Интонационное выделение слова
Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.
Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.
Вариант 1
Взрослый составляет чистоговорку вместе с
ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет
КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок
отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками,
а слово-ответ – большой фишкой:
Например: са-са – идет ЛИСА
Вариант 2
Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:
В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса
Вариант 3
Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.
Игра “Будьте внимательными”
Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.
Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:
– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)
Игра “Комары”
Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.
Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.
1-я подгруппа:
Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
2-я подгруппа:
Отвечали комары:
– Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.
Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.
Игра “ Найди игрушку”
Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.
Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.
Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.
Методическое сопровождение проекта:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.:ИД “Литера”, 2003. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
- Развитие речи детей 4–5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е.тимощук. – М.: Просвещение, 2004.
- Светлова И.Е.Звук/Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).
- www.ourkids.ru/