Проект по звуковой культуре речи с детьми среднего дошкольного возраста "Звук-волшебник"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребенка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе детского сада мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна для окружающих: отдельные звуки не произносят, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Появляется неуверенность детей в своих силах, что и ведет к негативным последствиям. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Учитывая важность, проблемы по этому вопросу и результаты диагностики в нашей группе был запущен проект по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

Проект: “Звук-волшебник”

Направление: практико-ориентированный

Сроки реализации: 1год.

Цель: воспитание звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

  • Развивать речедвигательный аппарат;
  • Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков;
  • Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова начинающиеся на определенный звук;
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

Способы оценки:

  • диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи детей;
  • наблюдения;
  • анализ игровой деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей среднего дошкольного возраста.

На подготовительном этапе: подобрала и изучила методическую, научную и художественную литературу по теме проекта; провели диагностическое обследование детей по звуковой культуре речи; провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность; подобрали и систематизировали игры и игровые упражнения; оформили в группе речевой уголок.

На деятельностном этапе были проведены следующие мероприятия:

  • занятия по звуковой культуре речи;
  • дидактические игры, игровые упражнения;
  • занятия по продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование);
  • чтение художественной литературы ( чистоговорки, скороговорки, стихотворения, загадки на определенный звук);
  • фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привитии навыков речевого дыхания;
  • артикуляционную гимнастику;
  • “Слушание звуков улицы”;
  • подвижные игры;
  • консультации для родителей, оформление папок-передвижек.

Родители принимали активное участие в реализации проекта. Вместе с родителями в группе был оформлен речевой уголок – “Копилка слов”, картотека дидактических игр и игровых упражнений; сборник стихов и сказок, придуманных дома.

На заключительном этапе:

  • проведение диагностического обследования детей по звуковой культуры речи;
  • подведение итогов реализации проекта на родительском собрании;
  • оформление выставки “Звук-волшебник” для родителей, детей и педагогов ДОУ с использованием ТСО;
  • оформление тематической папки “Дидактические игры для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста”.

Критерии отслеживания результативности:

  • дети правильно произносят гласные и согласные звуки;
  • дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
  • отчетливо произносят слова и фразы;
  • пользуются умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.

Предлагаем игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи детей:

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Стучалочка” Звуки я сказать хочу и по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О ОО ООО У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

Интонационное выделение слова

Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке.

Задача: автоматизировать звук во фразе, развивать интонационную выразительность речи.

Вариант 1

Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса).
Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ.
Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой:

Например: са-са – идет ЛИСА

Вариант 2

Взрослый задает к чистоговорке вопрос, а ребенок отвечает, ориентируясь по схеме, выложенной фишками:

В: Са-са – ЧТО ДЕЛАЕТ лиса?
Р: Са-са – ИДЕТ лиса

Вариант 3

Ребенок отвечает на вопрос без зрительной опоры, голосом выделяя нужное слово.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах.

Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “Комары”

Цель. Развивать фонематический слух, закреплять произношение звука [з] в словах.

Содержание. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа- дети, гуляющие по лесу, вторая – дети, изображающие комаров.

1-я подгруппа:

Комары, комары!
Вы уж будьте добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.

2-я подгруппа:

Отвечали комары:
– Мы и так к тебе добры.
Чтоб тебя нам не кусать,
Должен ты слова сказать
Звонкие, звенящие, комароговорящие.

Дети первой подгруппы говорят слова со звуком [з], а дети второй подгруппы проверяют их правильность.

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?]. Дети называют: “ Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул, кукла” и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит их выделить в словах голосом звук [л], [л?] так, чтобы все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, четко произносили слова с заданным звуком, выделяли его голосом. Неправильные ответы разбираются всей группой.

Методическое сопровождение проекта:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М.: Изд-во “Ювента”, 2002.
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  5. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учеб.-метод.пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  6. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.– СПб.:ИД “Литера”, 2003. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
  8. Развитие речи детей 4–5 лет: Метод.пособие для воспитателей дошк.образоват.учреждений/ Т.И. Гризик, Л.Е.тимощук. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Светлова И.Е.Звук/Ил.А.Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 48 с., ил. – (Божья коровка).
  10. www.ourkids.ru/