Цель: создать условия для формирования представлений обучающихся о Красной книге как государственном документе..
Задачи: развитие навыков наблюдательности и любознательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов животных, занесенных в Красную книгу Кемеровской области; формирование эмоционально - познавательной активности; установление связи теоретических и практических умений; развитие любознательности и наблюдательности; воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Оборудование: Красная книга, фильм “Живые страницы”, карта “Охрана природы России”, географическая карта, зоогеографическая карта, контурная карта Кемеровской области, ребус, слайды с изображением животных, правила друзей природы, модель Земли (воздушный шар), DVD.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Живёт человек на Земле в постоянном окружении растительности и животных. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, в земле муравьи… Люди тоже живут вместе, делают одно общее дело. То место, где родился человек, называется... (Родиной.)
– Мы не мыслим своей жизни без лесов, полей, рек, озер и очень часто говорим:
Как хорошо в краю родном
Цветущею весной:
Поют скворцы, рокочет гром,
Журчит ручей лесной…
II. Погружение в проблему
– Книга природы открывается для всех, но по-настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит свою Природу и по-разному к ней относится. Один посадит дерево, выходит раненую птицу, не сломит цветущую ветку, не разрушит муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы с василькового поля, не щадя пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и ни разу в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Не назовешь такого человека частью Природы. Установлено, что именно от таких людей погибло уже на Земле множество животных. Только за прошедшие 70 лет с лика планеты исчезло 76 видов млекопитающих и животных. Все они стали жертвами деятельности человека. В связи с этим создан список животных, который называется Красной книгой. Так что же называется Красной книгой?
III. Сообщение темы урока
– Почему эти животные стали редкими и пойдет речь на нашем уроке.
Решение проблемы
3.1. Просмотр фильма “Живые страницы”
– Почему учёные создали Красную книгу? В нашей стране есть Красная книга, впервые изданная в 1978 году. В 1980 году был принят закон “Об охране и использовании животного мира”.
3.2. Работа по Красной книге (с. 214-215).
– Какие животные занесены в Красную книгу?
3.3. Практическая работа. Работа по карте “Охрана природы России”
– На уроках мы уже работали с различными географическими картами. А эта карта необычная. Прочитаем ее название: “Карта охраны природы”. Как вы думаете, что можно узнать по этой карте? (Какие виды животных водятся в том или ином месте России)
3.4. Составление книги Жалоб.
– Ребята! Какой красивый шар. Смотрите записка. Прочитаем ее внимательно.
(Чтение записки учеником, Приложение 1)
– Наши корреспонденты тоже слышали стоны, просьбы о помощи животных. Дадим слово им.
(Подготовленные дети читают жалобы животных. Приложение 2)
– Где можно встретить этих животных?
3.5. Работа у доски по карте
– Найдите на карте Кемеровскую область. (Она расположена почти в центре нашей России и занимает юго-восточную часть Западной Сибири в пределах реки Томь.)
IV. Путешествие по зоогеографической карте Кемеровской области– Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Будем путешествовать по зоогеографической карте Кемеровской области. В Красную книгу внесены животные, которые обитают в нашей области (слайды с изображением животных, Красная книга Кемеровской области) - Чтобы подробнее узнать об охраняемых животных, мы побываем в некоторых заказниках и заповеднике Кемеровской области.
4.1. Работа в парах по зоогеографической карте Кемеровской области (с. 14).
– Какой государственный заповедник расположен
в Кемеровской области? Где? (На востоке
Кемеровской области.)
– Найдите его и нанесите границы этого
заповедника красным карандашом на контурную
карту. (Дети выполняют задание.)
– Что такое заповедник? (Дети отвечают.)
– Представим себе научно-исследовательский
институт. Идём по коридору. На дверях таблички
“Тише! Идет опыт”. Там за дверью решается
какая-то сложная проблема. Не будем мешать,
пройдём тихонько мимо. Такой же предупреждающий
знак или табличку поставим и здесь. “Стой!
Заповедная зона!”.
– Какие животные водятся в заповеднике
“Кузнецкий Алатау?” (Ответы детей.)
4.2. Разгадывание ребуса (за - я - ц)
Физкультминутка
Заяц в лес бежал по лугу, (бег)
Я из лесу шёл домой – (шаги)
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной (приседания)
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый, (бег)
Слыша мой веселый крик.
И ещё, наверно, долго (упражнение плечами)
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под ёлкой (1, 2, 3, 4 руки вперёд, в сторону)
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая, (наклоны головы)
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая (упражнение на дыхание)
Не осталось никого.
– Почему зайчик испугался человека? Чем помог
Дед Мазай зайцам? На каком уроке читали об этом?
Кто автор этого произведения?
– Как дед Мазай говорит о том, почему мало
водится дичи в наших лесах?
4.3. Чтение наизусть отрывка из произведения Н. Некрасова “Дед Мазай и зайцы”
4.4. Знакомство с лексическим значение слова заказник..
– Сколько зоологических заказников вы видите на карте? Слово “Заказ” – старое русское слово и означает запрещение на что-нибудь. “Заказано” – значит “не трогай или делай разумно”.
– Мы с вами побываем лишь в некоторых заказниках. На северо-западе от города Кемерово расположен Нижнетомский заказник. Найдите его на карте.
Как сучкастые лопаты
На спине несет рога
Сам высокий, нос горбатый
С лёгкой проседью бока.
Мне увидеть довелось,
Как таранит дебри... (Лось.)
4.5. Самостоятельное чтение рассказа Умнова “Лосята” по “ Географии Кузбасса”.
– Почему лосята остались одни? Кто такие
браконьеры? Почему же становятся редкими многие
животные? Найдите знак на схеме.
– Отправимся к северу от г. Кемерово и окажемся в
Антибетском заказнике.
И на суше и в воде
Хорошо ему везде
Из деревьев и из тины
Строит дамбы и плотины
Все сечет, как топором
А зовут его… (бобром).
4.6. Выступление подготовленного ученика. - Посмотрите на схему и скажите, что может стать причиной гибели бобров? (Вырубка леса, загрязнение водоёмов).
4.7. Работа по карте
– Теперь отправимся на юго-запад от Кемерово в Сары-Чумышский заказник.
Длинноклювый, длинноногий
По болоту бродит, строгий
На ходу лягушек ест,
Для него – деликатес.
Он глотает их живьём
И зовется… (журавлём).
4.8. Чтение вслух произведения из “Книги по охране природы” (с. 133)
– Почему журавлёнка, потерявшего родное гнездо, удалось спасти? Почему в виде исключения нужно подбирать в природе животных?
4.9. Работа по рисунку-схеме
– Найдите на схеме, отчего могут гибнуть и покидать родные места птицы? (Загрязнение воздуха.)
V. Закрепление материала
5.1. Составление Красной книги.
– Этих животных занесём в созданную нами Красную книгу. Наши фотокорреспонденты побывали в лесу и сфотографировали некоторых животных. Эти фотографии поместим в эту Красную книгу.
5.2. Конкурс “Знатоки природы”. (За правильный ответ выдаётся жетон).
– Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук) Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямки заполняются, барсук зарывает их и делает новую. Как называется гнездо белки? (Гайно - шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели). Если вы увидели гнездо птицы, как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если гнездо на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов) - Найдите знак в Красной книге и покажите. (Гнездо с птичкой). Почему весной и в начале лета в лесу нельзя громко включать музыку, разжигать костёр? (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверушек искать укромные места). Покажите знак. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота)
5.3. Самостоятельная работа.
– Я думаю, вы легко узнаете животных, которые живут в Кузбассе по их приметам. Разгадав кроссворд, в тёмных клетках вы прочтете вывод нашего урока. (Приложение 3)
VI. Итог урока
6.1. Чтение ключевых слов (Береги природу)
6.2. Слайды
- Не убивай животных
- Не рви в природе цветов.
- Не лови рыбу сетями.
- Не загрязняй воду.
- Не ломай ветки деревьев.
- Не разоряй птичьи гнезда.
- Не лови насекомых.
- Не руби деревья.
- Не загрязняй воздух.
- Не убивай лягушек и жаб.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
– Подведём итог по подсчёту с жетонами. Наш урок подошёл к концу. Завершим его стихотворением, которое является заветом нам с вами.
6.3. Чтение стихотворения учеником
Любите родную природу:
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней!
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей!
VII. Оценивание учащихся и комментирование домашнего задания
Задание по выбору:
- составление листовки - обращения к ученикам школы об охране животных;
- рисунок одного животного нашего края;
- подбор небольшого научного текста из энциклопедии о любом животном нашего края для выступления на следующем уроке.