Цели:
- Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
- Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
- Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование:
- презентация к уроку,
- блоки обратной связи,
- карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
2. Проверка домашней работы.
3. Оформление рабочей записи.
- Откройте тетради, запишите число, "классная работа".
4. Минутка чистописания. (На доске)
- Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?
(Строчные буквы в, л, т, д)
- Назовите соединения.
(Нижнее, верхнее, нижнее)
- Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.
(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)
5. Словарная работа.
- Переходим к повторению словарных слов.
5.1. Устная работа.
- Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.
- д:орога
- л:сица
- г:зета
- х:зяйство
- л:пата
5.2. Письменная работа.
- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
1. Приём пищи в середине дня.
(Обед)
2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)
3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)
4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)
5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)
- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях
Взаимопроверка.
- "5" - нет ошибок
- "4" - 1 ошибка
- "3" - 2 ошибки
- "2" - 3 и более ошибок
- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?
- Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
6. Сообщение цели урока.
- Какой частью речи являются записанные слова?
(Имя существительное)
- Найдите имена существительные в предложении.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.
(Дательный падеж)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
7. Работа по теме урока.
Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
- Прочитайте слова, найдите общее.
(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.
(Вода, земля)
- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.
(Юра, Витя)
- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.
(Стол, конь)
- Выделите в них окончания.
- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, море)
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. ж. р. | Сущ. м. р. | Сущ. м. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. ж. р. |
вода | Юра | конь | окно | степь |
земля | Витя | стол | море | дочь |
/_________________/ | /____________________/ | /__________/ | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
- По каким признакам мы сгруппировали существительные?
(По роду и окончанию)
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
8. Работа с правилом.
- Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.
(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)
- Кто попробует рассказать правило наизусть?
9. Упражнение в определении склонения имен существительных.
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.
10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
- Определить род.
- Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
- По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.
11. Физминутка.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.
1.
Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)
2.
Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)
3.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)
4.
Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)
5.
Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)
6.
Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)
7.
Много рук, а нога одна.
(Дерево)
8.
Колюч, да не ёж.
(Ёрш)
9.
Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)
10.
По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)
11.
Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)
12.
Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
12. Работа с учебником.
- Прочитайте задание к упражнению.
(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)
- Какие задания мы должны выполнить?
(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)
Работа с комментированием.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.
13. Разноуровневая самостоятельная работа.
- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
Проверка.
14. Итог урока.
- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
- Это мы изучим на следующих уроках.
Список используемых ресурсов.
- www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
- www.wikikurgan.orbitel.ru
- www.nachalka.com
- urok.1sept.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
- Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
- Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"