Склонение имен существительных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
  • Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
  • Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • презентация к уроку,
  • блоки обратной связи,
  • карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.

2. Проверка домашней работы.

3. Оформление рабочей записи.

- Откройте тетради, запишите число, "классная работа".

4. Минутка чистописания. (На доске)

- Написание каких букв мы будем сегодня отрабатывать?

(Строчные буквы в, л, т, д)

- Назовите соединения.

(Нижнее, верхнее, нижнее)

- Обратите внимание на высоту букв по отношению к строке. Назовите лишнюю букву.

(л - непарная согласная, т - обозначает глухой звук)

5. Словарная работа.

- Переходим к повторению словарных слов.

5.1. Устная работа.

- Покажите с помощью блоков обратной связи пропущенную букву.

  • д:орога
  • л:сица
  • г:зета
  • х:зяйство
  • л:пата

5.2. Письменная работа.

- Определите слово по его лексическому значению, запишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

1. Приём пищи в середине дня.

(Обед)

2. Растение семейства бобовых с круглыми семенами-зёрнами. (Горох)

3. Одна из четырёх сторон света противоположная югу. (Север)

4. Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (Земляника)

5. Пространство между рядами домов для прохода и проезда. (Улица)

- Пользуясь ключом, проверьте и оцените работу. Поставьте оценку за словарную работу на полях

Взаимопроверка.

  • "5" - нет ошибок
  • "4" - 1 ошибка
  • "3" - 2 ошибки
  • "2" - 3 и более ошибок

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки. Кто не справился с работой? Какую работу нужно выполнить?

- Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.

6. Сообщение цели урока.

- Какой частью речи являются записанные слова?

(Имя существительное)

- Найдите имена существительные в предложении.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)

- Определите падеж существительных и выделите окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

7. Работа по теме урока.

Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.

- Прочитайте слова, найдите общее.

(Существительные в единственном числе, в именительном падеже)

- Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:

- Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Юра, Витя)

- Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода.

(Стол, конь)

- Выделите в них окончания.

- Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, море)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

Сущ. ж. р. Сущ. м. р. Сущ. м. р.  Сущ. ср. р. Сущ. ж. р.
вода Юра конь окно степь
земля Витя стол море дочь
/_________________/ /____________________/ /__________/
1 склонение 2 склонение 3 склонение

- По каким признакам мы сгруппировали существительные?

(По роду и окончанию)

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

- Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.

Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

8. Работа с правилом.

- Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 88. Прочитайте правило.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Кто попробует рассказать правило наизусть?

9. Упражнение в определении склонения имен существительных.

Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.

10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.

- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже?

Алгоритм действий при определении склонения имени существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

  1. Определить род.
  2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
  3. По роду и по окончанию определить склонение.

Образец рассуждения.

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

11. Физминутка.

- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. - наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.

1.

Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу?
(Баран)

2.

Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз?
(Белка)

3.

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Поезд)

4.

Закружу, заверчу,
В небеса улечу.
(Вертолёт)

5.

Ящик на коленях пляшет -
То поёт, то горько плачет.
(Гармонь)

6.

Никого не обижает,
А её все толкают.
(Дверь)

7.

Много рук, а нога одна.
(Дерево)

8.

Колюч, да не ёж.
(Ёрш)

9.

Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадёт - землю роет.
(Жук)

10.

По земле ползёт,
А к себе не подпускает.
(Змея)

11.

Закутан ребёнок в сто пелёнок.
(Капуста)

12.

Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)

12. Работа с учебником.

- Прочитайте задание к упражнению.

(Первичное чтение "про себя", вторично читает ученик)

- Какие задания мы должны выполнить?

(Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения.

13. Разноуровневая самостоятельная работа.

- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.

Проверка.

14. Итог урока.

- Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

- С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание существительного)

- Это мы изучим на следующих уроках.

Приложение 1.

Список используемых ресурсов.

  1. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
  2. www.wikikurgan.orbitel.ru
  3. www.nachalka.com
  4. urok.1sept.ru "Открытый урок" - фестиваль педагогических идей
  5. Я.Ш. Гараева "Поурочные разработки по русскому языку" - Москва; "Вако" - 2007 г.
  6. Т.Г. Рамзаева учебник "Русский язык" 4 класс - Москва "Дрофа"