Тема урока математики: “Загадочное число”.
Тема занятия по шахматам: “Шахматные фигуры”.
Цель урока: познакомить детей в игровой форме с числом 10.
Задачи:
- Изучить число 10, состав числа 10.
- Повторить и закрепить знания детей о шахматных фигурах, пополнить знания детей об истории шахмат.
- Развивать умение решать практические задачи на сложение и вычитание, учить обобщать, сравнивать.
- Воспитывать интерес к математике и игре в шахматы, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
Оборудование:
- Тетради по математике на печатной основе. Карточки с заданиями.
- Рисунки шахматных фигур.
Ход урока
1. Приветствие.
– Я приветствую вас в математическом шахматном королевстве.
Девиз урока: “Учимся – играем, считаем – побеждаем!”
2. Проверка домашнего задания.
– Назовите, какие шахматные фигуры вы видите на доске?
(На доске расположены картинки шахматных фигур: пешка, конь, король, ладья, слон, ферзь.)
– Какая фигура вторая? Четвёртая? Пятая? Сколько всего фигур? (6)
3. Рассказ учителя.
Шахматы появились в Индии 1,5 тысячи лет назад. Когда-то великий индийский шах воевал с другими, погибло много людей. Один мудрец подарил ему шахматы, где бои были на доске, а воины деревянные.
Зовётся шахматной страной –
двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой –
двухцветная война.
4. Постановка цели.
Маленькому солдату – пешке был дан приказ:
– Оставить строй и в путь отправиться одной,
найти, узнать и показать загадочное число. Приложение 1. <Рисунок1>
– Кто хочет помочь маленькой пешке и узнать загадочное число?
– Кто готов к трудностям, путешествуя по математической шахматной стране?
5. Проверка готовности к уроку.
– Проверьте всё ли готово у вас к путешествию: карандаш, тетрадь, ручка.
Не потеряться в шахматной стране смогут только самые внимательные дети.
6. Устный счёт.
Пешка приготовила для вас задания, тех, кто правильно ответит она возьмёт с собой в дорогу.
“Партия – запомнить ты готов из отдельных состоит ходов!”
1-й ход – проверим, как вы знаете цифры. Какая цифра про себя может сказать?
“Повернёшь меня вверх головой, стану цифрой я другой”? (6–9)
2-й ход – сколько шахматных фигур – пешек у одного игрока? (8)
3-й ход – назовите предыдущее число числа 8? (7)
4-й ход – назовите последующее число числа 8? (9)
5-й ход – 7 уменьшить на 2; (5)
6-й ход –
Две фигуры у Маши и четыре у Наташи
Вы фигуры эти посчитайте дети. (6)
7-й ход – к 5 прибавить 1 и ещё 2. (8)
– Пешка довольна вашими ответами, она рада, что вы будете ей помогать искать загадочное число.
7. Работа на карточках.
– Пешка продолжает свой путь.
Вдруг скачет конь навстречу ей,
Он шею выгнул грозно:
“Эй, уходи с моих полей
Назад пока не поздно”.
Но пешка выполнить, готова задание не робея,
Ведь ей нужно одно число, хотя она слабее. Приложение 1. <Рисунок2>
– Конь задание дал на карточке, если все выполнят задание, то он даст пешке подсказку.
Проверка:
- вслух прочитать неравенства;
- прочитать выражения и назвать ответ.
Подсказка коня: загадочное число делится на 2 равные части.
Физминутка: “Повтори! Отличись!” (Ведущий показывает движения, когда произносит: “Повтори!” – дети повторяют, когда звучит: “Отличись!” – дети выполняют другое действие.)
8. Решение задач.
Хотела пешка крикнуть: “Эй!
Пройти-ка мне позволь!”
Да поняла пред ней король
Он всех главней, важней.
Он приготовил вам задачу
и желает всем удачи. Приложение 1. <Рисунок3>
1. У Вити было на шахматной доске 7 фигур. 2 фигуры в бою потерпели поражение. Сколько фигур осталось на доске?
Задание: записать в тетради решение задачи и ответ. (7 – 2 = 5 (ф))
– Молодцы ребята, вы справились с заданием.
Король доволен, но ему на
ухо шепчет слон,
В игре он рядом с королем.
Свою задачу он дает:
“Решат – и пусть идут вперед!”. Приложение 1.<Рисунок4>
2.
Саша шахматы любил
И поставил он на доску:
Двух слонов и двух коней,
И ладью, и пешку ловко.
Нужно быстро посчитать
И ответ слону сказать. (6)
Подсказка слона. Загадочное число делится на 5 равных частей.
Физминутка.
Пешка устала, задачки трудны,
Привал, силы сегодня нужны.
(Ведущий показывает движения, дети повторяют.)
9. Графический диктант.
– Одна фигура попала в беду, не видно её никому.
Мы поможем все вместе – начертим её.
(Одна клеточка вправо – поставьте начальную точку,1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 –вправо, 3 – вниз, 1 – влево, 4 – вниз, 1 – вправо, 2 – вниз, 5 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 3 – вверх)
– Что за фигура получилась? (Ладья.) Приложение 1. <Рисунок5>
– По углам шахматной доски, словно башни – ладьи.
Видимо, ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет скок да скок,
Не шагнет наискосок.
– Поднимите руку, кто справился с графическим диктантом.
Ладья благодарит за помощь и дает подсказку:
Дружно пешки все живут и коней в гости ждут.
8 пешек, 2 коня, вот загадка у меня.
Кто поможет, посчитает и число нам угадает? (10)
(Дети отвечают.)
10. Знакомство с числом 10.
Маленькая, удаленькая пешка, все поля прошла и загадочное число нашла.
– Сколько цифр нужно для записи этого числа? (2) Какие цифры? (1, 0)
– Сколько клеточек в тетради нужно для записи? (2)
(Показать, как пишется, дети записывают в тетради.)
– Как называется такое число? (Двузначное.)
– Назовите соседей числа 10? (9 и 11)
Подсказка коня.
– На какие две равные части делится это число? (5 + 5)
Подсказка слона.
– На какие пять частей можно разделить число 10? (2 + 2 + 2 + 2 + 2)
11. Домашнее задание: придумать задачу о шахматных фигурах, чтоб ответом было число 10.
Итог урока:
– Вы помогали пешке, а сами что нового узнали?
Пешка благодарит всех ребят за помощь, желает успеха в учёбе и победы в игре в шахматы.
В чудесной шахматной стране
Всё это приключилось,
Ребята помогали мне
У нас всё получилось!
Спасибо всем!!