Урок русского языка в 4-м классе "Закрепление правописания окончаний имен прилагательных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепление умения находить словосочетания в предложениях, определять их падеж.
  2. Закрепление умения писать и объяснять написание окончаний имен прилагательных.
  3. Развитие речи (устной и письменной).
  4. Закрепление умения писать слова из “Словаря” и проверять безударные гласные в корне.
  5. Совершенствование работы в парах сменного состава (ПСС).

I. Оргмомент

II. Чистописание, индивидуальная работа у доски

– 1 ученик – вставить пропущенные буквы, составить с этими словами предложение, прокомментировать (безударные гласные, грамматическая основа, окончания прилагательных, падеж):

д…ревня
пр…красный
инт…ресный
н…род
к…ртина
ж…лтый
ч…рный

– 2 ученик – вставить пропущенные безударные гласные, подобрать проверочное слово:

кр…сивый
дер…вянный
з…л…той
л…сной
в…селый
з…леный
бл…стящая

По окончании ответа ребенок должен ответить на вопросы: “Что объединяет эти слова? Что такое имя прилагательное?”

– 3 ученик – вставить окончания имен прилагательных, устно доказать, в скобках указать падеж:

с затейлив… узором
у искусн… мастера
нарядн… вида
глинян… игрушку
красочн… петуха
с ярк… узором
на праздничн… наряде

В это время остальные дети в классе работают в тетрадях, под руководством учителя:

Чистописание: ый ой ий яя ая ое ее

– Что мы записали? (Это родовые окончания имен прилагательных)

– Как еще изменяются имена прилагательные? (по числам)

– Дописываем: ие ые

– Спиши предложение с доски, вставь пропущенные буквы:

В русск… бр…венчат… избе много лет с…дели и тв…рили искусн… мастера.

Один ученик комментирует (грамматический разбор, безударные гласные, окончания имен прилагательных, прилагатьельные – разбор по составу)

Проверка отвечающих у доски (предложение, придуманное одним из детей у доски, аналогично разбирается).

III. Физминутка для глаз

IV. Проверочная работа

Дети записывают цифры в тетради: 1 2 3 4 5

– Если вы согласны с моим мнением, вы обводите цифру в кружок, если нет – зачеркиваете:

1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

2. Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы Кто? Что?

3. Род имени прилагательного можно определить с помощью глагола.

4. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

5. Падеж имени прилагательного можно определить по падежу существительного.

Самопроверка (учитель открывает правильную запись на доске)

V. Работа в парах сменного состава

Дети работают по карточкам в ПСС.

Образец одной карточки:
Ж..лт.. цветом,
Волшебн… деревьям.

Проверка.

VI. Составление рассказа

– Прочитайте словосочетания на ваших карточках. Как вы думаете, о каком народном промысле идет речь?

– 1 ряд – дымковская игрушка

– 2 ряд – хохломская роспись.

Выставка книг. Более подробно мы познакомимся с ними на уроках ИЗО.

VII. Итог урока

– Чему учились? Что повторяли? Отметки.