Цели урока:
- Закрепление умения находить словосочетания в предложениях, определять их падеж.
- Закрепление умения писать и объяснять написание окончаний имен прилагательных.
- Развитие речи (устной и письменной).
- Закрепление умения писать слова из “Словаря” и проверять безударные гласные в корне.
- Совершенствование работы в парах сменного состава (ПСС).
I. Оргмомент
II. Чистописание, индивидуальная работа у доски
– 1 ученик – вставить пропущенные буквы, составить с этими словами предложение, прокомментировать (безударные гласные, грамматическая основа, окончания прилагательных, падеж):
д…ревня
пр…красный
инт…ресный
н…род
к…ртина
ж…лтый
ч…рный
– 2 ученик – вставить пропущенные безударные гласные, подобрать проверочное слово:
кр…сивый
дер…вянный
з…л…той
л…сной
в…селый
з…леный
бл…стящая
По окончании ответа ребенок должен ответить на вопросы: “Что объединяет эти слова? Что такое имя прилагательное?”
– 3 ученик – вставить окончания имен прилагательных, устно доказать, в скобках указать падеж:
с затейлив… узором
у искусн… мастера
нарядн… вида
глинян… игрушку
красочн… петуха
с ярк… узором
на праздничн… наряде
В это время остальные дети в классе работают в тетрадях, под руководством учителя:
Чистописание: ый ой ий яя ая ое ее
– Что мы записали? (Это родовые окончания имен прилагательных)
– Как еще изменяются имена прилагательные? (по числам)
– Дописываем: ие ые
– Спиши предложение с доски, вставь пропущенные буквы:
В русск… бр…венчат… избе много лет с…дели и тв…рили искусн… мастера.
Один ученик комментирует (грамматический разбор, безударные гласные, окончания имен прилагательных, прилагатьельные – разбор по составу)
Проверка отвечающих у доски (предложение, придуманное одним из детей у доски, аналогично разбирается).
III. Физминутка для глаз
IV. Проверочная работа
Дети записывают цифры в тетради: 1 2 3 4 5
– Если вы согласны с моим мнением, вы обводите цифру в кружок, если нет – зачеркиваете:
1. Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.
2. Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения и отвечает на вопросы Кто? Что?
3. Род имени прилагательного можно определить с помощью глагола.
4. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.
5. Падеж имени прилагательного можно определить по падежу существительного.
Самопроверка (учитель открывает правильную запись на доске)
V. Работа в парах сменного состава
Дети работают по карточкам в ПСС.
Образец одной карточки:
Ж..лт.. цветом,
Волшебн… деревьям.
Проверка.
VI. Составление рассказа
– Прочитайте словосочетания на ваших карточках. Как вы думаете, о каком народном промысле идет речь?
– 1 ряд – дымковская игрушка
– 2 ряд – хохломская роспись.
Выставка книг. Более подробно мы познакомимся с ними на уроках ИЗО.
VII. Итог урока
– Чему учились? Что повторяли? Отметки.