Цель: научить детей правильно писать суффиксы –онок– -енок-;
развивать мыслительные процессы и познавательную деятельность;
прививать интерес к русскому языку; воспитывать чувство культуры интеллектуального труда.
Ход урокаI. Актуализация проблемы.
Сейчас мы попробуем узнать о чем мы будем говорить на уроке.
На экране:
Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием.
Д. Это суффикс.
На экране:
Суффикс -онок-, -енок-
Вы узнаете когда какой суффикс пишется. Для этого мы повторим пройденный материал.
На экране:
ф н т к
о е и а
Составьте слово, чередуя согласную с гласной.
Д. Получилось слово фонетика
II. Чистописание.
Какую букву будем писать?
На экране:
Д Ж В
Т Ш?
Почему вы решили, что это буква ф?
Сравните рисунок и букву. Какая может быть ошибка?
Д. Овалы могут быть разными, буква должна быть симметричной.
Из каких элементов состоит буква?
Напишите слоги так, чтобы звук ф был твердым.
Фа фы фо фу фэ
Где мы встречали букву ф?
Д. В теме урока.
Слово суффикс пишется с двумя буквами ф.
III. Словарная работа.
О ком мы будем говорить?
Бегают в лесу и в поле
Плавают в реке и в море
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом.
Д. Животные.
Больше всех на суше он
Очень, очень добрый….
На экране:
Картинка слона и слово.
Второе слово вам надо узнать.
Первая буква непарный гласный из слова слон, вторая гласный из слова слон, третья парный согласный из слова слон.
Д. Лось
Третье слово
На экране:
Первая гласная, встречается в предыдущих словах, вторая буква непарный согласный из слова лось.
Четвертое
На экране: первая йотированная гласная вторая буква всегда твердый согласный.
Д. ёж (картинка ёжа)
Пятое слово
На экране ребус картинка булки
Д. Это белка.
Шестое слово
Д. Это чайка
На экране слова: слон
лось
волк
ёж
белка
чайка
Что общего в этих словах?
Д. Все слова обозначают животных, существительные
Разделите слово на две группы.
Слон | чайка |
Лось | белка |
Еж | |
Волк |
Д. Первая группа слова, в которых один слог, вторая два.
Назовите согласные буквы.
Д. С л н ж в к ч й б
Разделите на две группы.
Д. Можно разделить на парные и непарные.
На экране:
л | в |
н | к |
ч | с |
й | ж |
в |
Разделите первый столбик на две группы.
Л н | й ч |
Л н могут быть мягкими и твердыми, а вторая только мягкими.
Назовите лишнюю букву во второй группе.
Д. Ж – всегда твердый звук.
На экране:
Ч ж щ?
Какая здесь должна быть буква?
Д. Не хватает буквы ш это шипящие.
Физкультминутка
IV. Новая тема.
Продолжи по образцу.
Слон–слоненок
Волк–
Кот–
Еж–
Белка–
Мышь–
На экране:
Слон-слоненок
Кот-котенок
Еж-ежонок
Белка-бельчонок
Посмотрите внимательно когда пишется -енок-, когда -онок-
Д. После мягких согласных -енок-, после твердых -онок-
После ч -онок-
Ж ш ч – шипящие, после них -онок-
V. Работа с учебником.
Упр.1
Правило в учебнике.
VI. Закрепление.
На экране – тест
Работа по вариантам.
Упр.2.
VII. Итог урока.
У вас на партах карточки с картинками, если вы правильно их расставите, то у вас получатся слова.
Дети расставляют карточки, получилось предложение
МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!
Что у нас получилось?
Д. Предложение
Что такое предложение?
Закончите предложение на доске.
Урок мне…………
Особенно…………