Урок русского языка во 2-м классе "Суффиксы -онок- и -енок-

Разделы: Начальная школа


Цель: научить детей правильно писать суффиксы –онок– -енок-;

развивать мыслительные процессы и познавательную деятельность;

прививать интерес к русскому языку; воспитывать чувство культуры интеллектуального труда.

Ход урока

I. Актуализация проблемы.

Сейчас мы попробуем узнать о чем мы будем говорить на уроке.

На экране:

Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием.

Д. Это суффикс.

На экране:

Суффикс -онок-, -енок-

Вы узнаете когда какой суффикс пишется. Для этого мы повторим пройденный материал.

На экране:

ф н т к
о е и а

Составьте слово, чередуя согласную с гласной.

Д. Получилось слово фонетика

II. Чистописание.

Какую букву будем писать?

На экране:

Д Ж В
Т Ш?

Почему вы решили, что это буква ф?

Сравните рисунок и букву. Какая может быть ошибка?

Д. Овалы могут быть разными, буква должна быть симметричной.

Из каких элементов состоит буква?

Напишите слоги так, чтобы звук ф был твердым.

Фа фы фо фу фэ

Где мы встречали букву ф?

Д. В теме урока.

Слово суффикс пишется с двумя буквами ф.

III. Словарная работа.

О ком мы будем говорить?
Бегают в лесу и в поле
Плавают в реке и в море
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом.

Д. Животные.

Больше всех на суше он
Очень, очень добрый….

На экране:

Картинка слона и слово.
Второе слово вам надо узнать.

Первая буква непарный гласный из слова слон, вторая гласный из слова слон, третья парный согласный из слова слон.

Д. Лось

Третье слово

На экране:

Первая гласная, встречается в предыдущих словах, вторая буква непарный согласный из слова лось.

Четвертое

На экране: первая йотированная гласная вторая буква всегда твердый согласный.

Д. ёж (картинка ёжа)

Пятое слово

На экране ребус картинка булки

Д. Это белка.

Шестое слово

Д. Это чайка

На экране слова: слон

лось
волк
ёж
белка
чайка

Что общего в этих словах?

Д. Все слова обозначают животных, существительные

Разделите слово на две группы.

Слон чайка
Лось белка
Еж  
Волк  

Д. Первая группа слова, в которых один слог, вторая два.

Назовите согласные буквы.

Д. С л н ж в к ч й б

Разделите на две группы.

Д. Можно разделить на парные и непарные.

На экране:

л в
н к
ч с
й ж
  в

Разделите первый столбик на две группы.

Л н й ч

Л н могут быть мягкими и твердыми, а вторая только мягкими.

Назовите лишнюю букву во второй группе.

Д. Ж – всегда твердый звук.

На экране:

Ч ж щ?

Какая здесь должна быть буква?

Д. Не хватает буквы ш это шипящие.

Физкультминутка

IV. Новая тема.

Продолжи по образцу.
Слон–слоненок
Волк–
Кот–
Еж–
Белка–
Мышь–

На экране:
Слон-слоненок
Кот-котенок
Еж-ежонок
Белка-бельчонок

Посмотрите внимательно когда пишется -енок-, когда -онок-

Д. После мягких согласных -енок-, после твердых  -онок-

После ч -онок-

Ж ш ч – шипящие, после них -онок-

V. Работа с учебником.

Упр.1

Правило в учебнике.

VI. Закрепление.

На экране – тест

Работа по вариантам.

Упр.2.

VII. Итог урока.

У вас на партах карточки с картинками, если вы правильно их расставите, то у вас получатся слова.

Дети расставляют карточки, получилось предложение

МОЛОДЦЫ, РЕБЯТА!

Что у нас получилось?

Д. Предложение

Что такое предложение?

Закончите предложение на доске.

Урок мне…………
Особенно…………