Урок окружающего мира во 2-м классе "Притяжение Земли" с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


УМК: «Школа 2100»

Учебник: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. «Окружающий мир. 2 класс», «Наша планета Земля» (М.: «Баласс», 2009) – стр.42-49

Рабочая тетрадь: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс» (М.: «Баласс», 2009) – стр.14-15

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  • Образовательные:
    • расширить знания о планете Земля;
    • учить использовать в своей научной речи новые термины «космос», «вселенная», «солнечная система», «галактика» и др.;
    • познакомить с законом всемирного тяготения, открытым Ньютоном;
  • Развивающие:
    • развивать фантазию, воображение;
    • развивать умение работать с текстом, с научной литературой, находить нужную информацию;
    • развивать познавательные способности учащихся;
    • развитие речи (обогащение словарного запаса в ходе работы с текстом учебника, соотнесение текста с предложенными иллюстрациями);
    • развитие связной устной речи;
    • формирование умений классифицировать понятия, анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать обобщения и выводы;
    • формирование умения применять полученные знания для решения задач;
    • развитие умений работы с техническими средствами, владения информационными технологиями;
  • Воспитательные:
    • привитие интереса к предмету, окружающему миру, естественным наукам;
    • формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания;
    • воспитание уважения к науке и её ярчайшим представителям, ученым.

Оборудование:

  • индивидуальные пластиковые доски с маркером;
  • распечатки с текстом (статья «Солнечная семейка» из журнала «Наука и жизнь» № 4, 2008 г.) на каждого ученика <Приложение 1>;
  • распечатки «Тест» (+ таблица для заполнения номеров ответов);
  • распечатки «Самооценка»;
  • технические средства: компьютер, мультимедийный проектор
  • Презентация (17 слайдов

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Устная работа (повторение)

Демонстрация слайда 2.

А.Учитель: Мне бы хотелось (и позже вы поймете, почему), чтобы нашим эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова двух замечательных людей: К.Э. Циолковского (1857-1935), русского учёного и изобретателя в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники; основоположника современной космонавтики, который сказал «Невозможное сегодня станет возможным завтра», и Жюля Верна (1828-1905), французского географа, писателя, классика приключенческой литературы. Его произведения в значительной мере способствовали становлению научной фантастики и послужили стимулом к началу практических работ по освоению космоса. Во многих романах он удивительно точно предвосхитил будущие исторические события и развитие техники и науки. Среди произведений писателя наиболее известны «Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну» и многие другие. Ж. Верн говорил: «Придет время, когда наука опередит фантазию».

Б. – Как представляли древние люди Землю? Изобразите схематически маркером на маленькой доске. (Работа в парах)

Демонстрация слайда 3.

– Расскажите о Земле глазами древних людей, основываясь на свои рисунки. (Одним из предположений было то, что Земля – это плоский диск, который держится на трех слонах, три слона стоят на панцире огромной черепахи, а черепаха покоится на спинах трех китов, которые плавают в бескрайних водах Мирового океана).

В. – Какую форму имеет наша Земля на самом деле?

Демонстрация слайда 4.

Учитель: Аристотель, древнегреческий философ и ученый, живший в IV в. до н.э., доказал, что Земля – шар. Он первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Только шар всегда отбрасывает круглую тень. Главная заслуга Аристотеля состоит в том, что он разработал систему мира, в которой ученый поставил планету Земля в центр Вселенной.

Г. – Где Солнце всходит, а где заходит?
– Что такое Вселенная, или космос? (Космическое пространство и все, что в нем есть)
– Что больше: Вселенная или Галактика?
– Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн – это… (планеты)
– Орбита – это… (круговой путь полета планеты)
– Луна – это… (спутник Земли)
– Солнце – это… (самая близкая к нам звезда)
– Чем отличаются планеты от звезд?

2. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Демонстрация слайда 5.

Учитель: Обратите внимание на толкование слов, которые нам сегодня встретятся во время разговора на уроке.
– Положите перед собой листы с текстом статьи из журнала.
Прочитайте написанное. <Приложение 1>
– Найдите значение слова «Гелиос». Попробуйте сами дать объяснения таким понятиям, как геоцентрическая система расположения планет и гелиоцентрическая. Найдите подтверждение своих слов в статье.
– Движется ли Солнце вокруг Земли, или нам это кажется? (Ответы детей)

Демонстрация слайда 6.

Учитель:Действительно, раньше люди считали, что Земля неподвижна. Астрономические открытия, сделанные Аристотелем, развил и дополнил Клавдий Птолемей. Живший в 90-160 гг. н.э. Птолемей (древнегреческий астроном и математик), изложил в своем научном труде «Гипотеза планет» свою геоцентрическую систему расположения планет. Суть ее состояла в том, что в центре Вселенной была неподвижная Земля, вокруг нее вращались Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, за которыми следовала область звезд. 1500 лет никто не решался оспаривать эту систему, т.к. отцам христианской церкви, утверждавшим, что «бог создал Землю как центр мироздания», эта теория понравилась, и они стали считать ее единственно правильной. А, кто сомневался в геоцентрической системе Птолемея, объявлялся еретиком и должен был сгореть на костре.

Демонстрация слайда 7.

Но Н.Коперник (1473-1543), польский астроном и математик, доказал, что Земля – не центр Вселенной, а лишь третья планета, вращающаяся вокруг Солнца (гелиоцентрическая система, и мы ею пользуемся до сих пор), что все планеты движутся по орбитам и одновременно вокруг своей оси. Земля при этом совершает полный оборот вокруг Солнца за 1 год, а полный оборот вокруг своей оси за 24 часа. Коперник изложил свою теорию в знаменитой книге «Об обращении небесных сфер» (она была издана в 1543 г., незадолго до его смерти). В 1616 г. эту книгу включили в список запрещенных, т.к. утверждения, заключенные в ней, полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. (Никто не знает по сей день, где могила Коперника)

Демонстрация слайдов 8,9.

За отстаивание системы Коперника в 1600 г. сожгли на костре Дж. Бруно (итальянский философ и поэт). В 1633 г. состоялся суд над Г.Галилеем, итальянским физиком, астрономом, математиком (построил телескоп, сделал несколько очень важных открытий, оказав значительное влияние на науку своего времени). Умер в 1642 г. в полной нищете и одиночестве.
Задумайтесь! Только в ноябре 1979 года папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив отречься ученого от теории Коперника.

3. Физминутка (глазная гимнастика)

4. Объявление темы и целей урока

Учитель. Обратимся еще раз к нашим текстам. Прочитайте выделенное предложение. Постарайтесь выделить главное слово, которое будет в теме нашего урока. (Притяжение)
– Верно!

Демонстрация слайда 10.

– И, тема нашего урока называется «Притяжение Земли».
– Нам предстоит сегодня выяснить:

1. Почему планеты не улетают от Солнца? Луна от Земли?
2. Как мы в жизни сталкиваемся с земным притяжением?
3. Помогает или мешает нам жить притяжение Земли?

5. Совместное «открытие» нового знания

А. – Почему брошенный вверх предмет падает на Землю? (Демонстрация с мячом)
– Вода из лейки вылилась на горку из песка…Что произойдет? (Опыт. Тетрадь: с.15, задание 4)

Б. Учебник: с.42. Чтение отрывка об открытии Ньютона (до слов в красной рамочке).

Учитель: Такие истории принято называть научными мифами.

Демонстрация слайда 11.

– Еще один миф… У стен Тринити, колледжа в Кембридже, где преподавал сэр Исаак Ньютон, растет яблоня, яблоко с которой, по преданию, своим падением изменило мировую науку. Конечно, яблоня не та самая, а ее праправнучка, но, утверждают – растет на том самом месте.

Учитель: Как звучит закон всемирного тяготения? (Дети читают из учебника слова в красной рамочке)

Демонстрация слайда 12.

– Исаак Ньютон (1643-1727), английский физик, математик и астроном, предположил, что ряд явлений вызваны одной причиной – силами тяготения. Проведя многочисленные расчеты, ученый пришел к выводу, что все тела в природе притягиваются друг к другу.

В. Учебник: с. 44. Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы.

Учитель: Единственный достаточно тяжелый предмет поблизости – это наша планета. Поэтому в повседневной жизни мы ощущаем только земное притяжение. Все живые существа на земле чувствуют притяжение Земли. Кузнечик, подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Деревья, как и остальные растения, также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду озер, рек, морей, океанов, дома, самолеты, спутники и т.д. Сила, с которой Земля притягивает к себе другие тела, называется силой тяжести. (Далее – рассказы подготовленных детей).

Г. 1-й ученик:«Мы постоянно видим влияние силы тяжести на все окружающее нас. Это она ориентирует по вертикали и деревья, и цветы, и отвес, и самих нас — людей, управляет движением капель дождя, стоком речной воды и образованием различных осадков, удерживает на Земле атмосферу и воду, не дает нам улететь в пространство под влиянием центробежной силы, связанной с вращением Земли».

2-й ученик: «Это сила тяжести создает опасные лавины, камнепады, управляет движением грозных селевых потоков, мешает спортсменам делать невиданные прыжки, мешает взлету самолетов и ракет и отнимает у человечества огромные энергоресурсы на преодоление сил притяжения Земли. Все эти лифты, лебедки, подъемные краны и многие другие механизмы работают для преодоления силы тяжести. В то же время она частично и восполняет нам энергию; ведь без нее вода не вращала бы турбины гидроэлектростанций».
– Попытайтесь самостоятельно привести примеры действия силы тяжести на тела. (Тетрадь: с.14, задание 1 в помощь)

6. Работа по обобщению и систематизации знаний.

Учитель. Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому взаимное притяжение всех тел Вселенной названо всемирным тяготением.

Демонстрация слайда 13.

– Попытайтесь объяснить явления:

Явление Предположения детей Объяснение явления подготовленными учениками (искали информацию в информационных источниках)
Приливы и отливы Ветер?
Притяжение Земли?
Луна удерживается на своей орбите вокруг Земли по той причине, что между двумя этими небесными телами существуют силы тяготения, притягивающие их друг к другу. Земля все время стремится притянуть к себе Луну, а Луна притягивает к себе Землю. Притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров.
Течение рек с холмов на равнины Притяжение Земли? Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках
Разрушение гор
Водопад
Выпадение осадков
Притяжение Земли? Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.

Демонстрация слайда 14.

– Основываясь на иллюстрации, расскажите, помогает или мешает нам жить притяжение Земли

7. Работа по обобщению и систематизации знаний (продолжение)

Тест

– Какое утверждение правильное? (Вставь букву правильного ответа в таблицу)

1. Луна – это:

а) ближайшая к Земле звезда
б) естественный спутник Земли
в) одна из планет, обращающихся вокруг Солнца

2. Планеты – это:

а) огненные шары, вблизи похожие на Солнце
б) холодные небесные тела шарообразной формы
в) скопления звезд

3. Закон всемирного тяготения открыл:

а) Коперник
б) Ньютон
в) Галилей

4. Планеты в Солнечной системе движутся вокруг:

а) Земли
б) Солнца
в) вокруг себя

5. Вселенная – это:

а) небесные тела
б) космическое пространство и все, что его заполняет
в) планеты, которые вращаются вокруг Солнца

1 2 3 4 5

8. Подведение итогов урока

Учитель: Надеюсь, вам теперь стали понятны слова, ставшие эпиграфом к нашему уроку? Почему, на ваш взгляд, именно они были выбраны?
В 1883 году К.Э. Циолковский закончил рукопись «Свободное пространство», изложенную в виде научного дневника. Это первый в мире труд, в котором рассматривались явления в среде, где отсутствуют силы тяготения и сопротивления. Циолковским впервые был сделан четкий вывод – единственно возможный способ перемещения в космическом пространстве основан на принципе реактивного движения. Уже в этой работе чувствуется уверенность автора, что человек в будущем преодолеет барьер тяготения своей планеты! В «Свободном пространстве» ученый предугадал основы будущей космической техники и рассмотрел условия возможного существования человека в космическом корабле.

Выводы (с опорой на цели, поставленные к уроку):

  • Закон всемирного тяготения играет важнейшую роль в жизни природы и человека.
  • С открытием закона всемирного тяготения к людям пришло понимание принципа строения Вселенной.

Демонстрация слайда 15.

9. Рефлексия

– Что запомнилось больше всего?
– Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?
– С каким настроением заканчиваете урок? Заполните лист «Самооценка»:
– Умею ли я это делать хорошо?

Активно работать на уроке ДА НЕТ
Работать с текстом, находить в нем важное ДА НЕТ
Работать в паре ДА НЕТ

10. Объяснение домашнего задания