Тема урока: “Твои помощники - органы чувств”.
Тип урока: урок-исследование.
Цели:
- формирование представления об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, гигиеническую культуру.
Оборудование: карточки (зеленые, желтые, красные), шар, лист белой бумаги, стаканы с водой (простая, сладкая, соленая) по количеству учеников, апельсин, лимон, ложка, кубик, шишка, рисунок солнышка и тучки, слайды.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок
- Начинаем наш урок.
- Дети, а как называется наш урок? (Окружающий мир).
- Какую тему мы начали изучать? (Здоровье).
II. Актуализация знаний детей.
1. Дополните предложение:
Чтобы быть здоровым, надо... (Правильно питаться, заниматься спортом, чередовать труд и отдых, соблюдать чистоту, больше двигаться).
2. Игра “Светофор здоровья”.
- У вас на партах лежат карточки: красная, зеленая, желтая. “Зажги” “светофор здоровья”. Я показываю слайды (яблоки, мяч, телевизор, лейка, компьютер, сигареты, мыло, газированные соки). Если это помогает человеку вести здоровый образ жизни - покажите зеленую карточку. Если это вредит здоровью - покажите красную карточку. Если к этому нужно относиться осторожно - покажите желтую карточку.
- Я думаю, что вы всегда будете помнить о том, что полезно для здоровья, будем вести здоровый образ жизни. Ведь когда мы здоровы, и настроение у нас отличное.
3. Физкультминутка.
- Как живешь?
- Вот так! (Большой палец вверх)
- Как идешь?
- Вот так! (Имитация шага)
- Как бежишь?
- Вот так! (Имитация бега) -А как спишь?
- Вот так! (Руку под голову)
- Как грозишь?
- Вот так! (Пальцем)
- Как шалишь?
- Вот так!
III. Сообщение темы урока, постановка целей.
- Дети, сегодня мы продолжаем разговор о здоровье, о нашем организме.
Тема нашего урока: “Твои помощники - органы чувств”
- Дети, кто знает, что такое органы? (Ответы детей).
- Послушайте, что об этом говорится в толковом словаре Ожегова: “Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение”.
- С помощью каких органов мы получаем информацию из окружающего мира? (Ответы детей).
Слайд № 3. Презентация
- Информацию из окружающего мира человек получает с помощью пяти органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.
- Дети, вы согласны с этим утверждением?
- У кого другое мнение? (Ответы детей).
- Итак, мы предполагаем, что органы чувств - наши помощники. Наша цель: исследовать путем проведения опытов, как органы чувств помогают (или не помогают) получать информацию из окружающего мира.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа о глазах - органе зрения.
- Проделаем небольшой опыт:
- Что у меня в руке? (Шар)
- Какой он формы? (Круглой)
- Какого размера? (Большой)
- Какого цвета? (Красный)
- Какой орган чувств вам помог в данном опыте? (глаза)
- Какой вывод можно сделать? (Глаза помогают нам видеть).
Слайд № 4
Глаза - орган зрения.
Глаза - самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Глазами мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время, именно глаза больше всего говорят о человеке.
Слайд № 5
Информация, которую мы получаем с помощью зрения, называется зрительной.
2. Беседа об ушах - органе слуха.
- Проведем следующий опыт: закройте глаза.
(Учитель хлопает в ладоши)
- Что произошло? (Хлопок)
- Продолжаем опыт. (Учитель рвет бумагу)
- Что произошло сейчас? (Порвали бумагу)
- Как вы догадались, ведь глаза у вас были закрыты? (Услышали)
- Какой орган вам в этом помог? (Уши)
- Какой вывод можно сделать? (Уши помогают нам слышать)
Слайд № 6
Уши - орган слуха. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
Слайд № 7
Информация, которую мы получаем с помощью слуха, называется звуковой. (Звучит музыка)
3. Физкультминутка.
- Используя звуковую информацию, мы немного отдохнем. (Танцевальные движения под музыку)
4. Беседа о языке - органе вкуса.
- Проведем опыт: на столе у вас стоят стаканы с водой (сладкая, соленая, простая).
- Можете ли вы, используя орган зрения и слуха, определить, в каком стакане вода сладкая, соленая или простая? (Нет)
- А что для этого нужно сделать? (Надо попробовать)
- Какой орган вы подключите к выполнению этого задания? (Язык). (Дети пробуют воду и определяют вкус)
- Какой вывод можно сделать? (Язык помогает определить вкус)
Слайд № 8
Язык - орган вкуса. Органы вкуса находятся на языке. Именно с их помощью ты определяешь, что конфета - сладкая, соль - соленая.
Слайд № 9
Информация, полученная с помощью языка, называется вкусовой.
5. Беседа о носе - органе обоняния.
- Проведем опыт: на тарелке у вас лежат дольки апельсина и лимона.
Сможете ли вы почувствовать их запах с помощью изученных органов чувств: слуха, зрения, вкуса? (Нет)
- А какой орган чувств помогает вам почувствовать запах? (Нос)
(Дети нюхают апельсин, лимон)
- Какой вывод можно сделать? (Нос помогает чувствовать запах)
Слайд № 10
Нос - орган обоняния. Обоняние - способность чувствовать запахи.
Слайд №11
Информация, полученная с помощью носа, называется обонятельной.
6. Беседа о коже - органе осязания.
- Проведем опыт (вызываются по очереди ученики).
Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мячик, кубик, ложку, шишку.
- Какой орган чувств помог вам определить предметы? (Кожа)
- Какой вывод можно сделать? (Кожа помогает, прикоснувшись, определить предмет)
Слайд № 12
Кожа - орган осязания. Закрыв глаза, мы можем почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхность, к которой прикасаемся, угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.
Слайд № 13
Информация, которую мы получаем, прикоснувшись к чему-либо, называется осязательной.
Слайд № 14
V. Релаксация.
- Полюбуйтесь красотой природы, послушайте звуки. И пусть ваши органы чувств вас никогда не подводят.
VI. Подведение итогов урока.
- С какими органами чувств мы познакомились?
- Можем ли мы назвать органы чувств нашими помощниками?
- Подтвердилась ли наша гипотеза, выдвинутая в начале урока?
- Дети, к органам чувств нужно относиться очень бережно. О правилах гигиены органов чувств мы поговорим на следующем уроке.
VII. Рефлексия.
- Если вам урок понравился, поднимите рисунок солнышка, если нет - рисунок тучки.
А мне понравились вы, мои ученики. Вы были настоящими исследователями.
Урок окончен! Спасибо за внимание!