Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Современное общество предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. [1] Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. [2] В сегодняшних условиях образованность начинает осознаваться, как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем. Эти положения являются основополагающими в компетентностном подходе в образовании.

Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации чего-то (знаний, качеств, способностей), но и его готовность к использованию и применению всего накопленного: знаний, умений, отношений, опыта - в учебной или жизненной ситуации.

Основоположником компетентностного подхода принято считать Д.Равена и его исследовательский труд “Компетентность в современном обществе”. В настоящее время наиболее активно исследуются такие компетентности, как компетентность учения (перевода учения в самообучение, саморазвитие, работа с самим собой); коммуникативная компетентность; информационная компетентность; организационная компетентность; социальная компетентность.

Бесспорно, каждое из этих направлений “компетентностного существования” интересно и играет важную роль в формировании полноценной личности. [3] Немаловажной составной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании.

Цель изучения региональной истории - создать условия для формирования компетентного, высокообразованного, гуманного человека. Задачи: дать глубокие, прочные знания в области исторического краеведения; воспитать в личности важные для современного специалиста качества: широту мышления и мировоззрения, творческое воображение, гражданственность, толерантность; формировать готовность молодежи к самостоятельной жизни в противоречивом современном мире, учить взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические, религиозные традиции, помочь человеку осознать себя не только представителем региона, страны, но и гражданином мира.

Новые тенденции, наблюдаемые в исторической науке, все больше находят отклик и в школьном преподавании истории: возрастает интерес к локальной истории, к повседневной жизни людей, проблемам их отношений и восприятия мира, ибо фактор присутствия, т.е. ощущение, что происходившее или происходящее связано со знакомыми местами, делает учащихся своеобразными соучастниками того, о чем говорится на уроке. Немаловажную в этом роль играют ученические творческие работы-исследования истории улиц, памятных мест, жизни участников событий и т.д. Вся работа исследовательского характера проводится во внеурочное время. Реализация этнокультурной составляющей государственного стандарта общего образования удачно находит отражение и в мероприятиях, посвященных неделе истории. Так например, с целью активизации познавательной деятельности учащихся в ряде мероприятий по истории можно составлять кроссворды, в которых находят место события, как истории России, так и Хакасии.

Сложнее обращение к “местному” материалу непосредственно на уроке. И этому есть ряд причин: в основной школе количество часов, отведенных на весь курс всемирной истории и истории России всего 2 часа. Обращение к любой дополнительной информации при таких перенасыщенных курсах, на поиски которой еще и необходима затрата времени, кажется неприемлемым, и все же, смеем утверждать, возможным. Но это не должно происходить механически. Необходимо определить в рамках каких тем можно (или необходимо) обратиться к подобного рода материалу и с какой целью; определить методы и формы работы; так как программа перенасыщена, важно в истории региона найти события или явления, раскрывающие характерное государству в целом. В связи с введением с 2008-2009 учебного года в нашей школе учебных рабочих программ, мною были разработаны рабочие программы по истории России, в которые были внесены вопросы, касающиеся нашего региона. Так, например, в 7 классе при изучении темы “Внешняя политика России в XVII в.” предусмотрено изучение таких вопросов, как Присоединение и начало освоения Восточной Сибири. Русские первопроходцы. С.И. Дежнёв, Е.П. Хабаров. Борьба за господство над Хакасией. Ассимиляция красноярских качинцев и аринцев русским населением; в 8 классе при изучении темы Восстание декабристов” - “Минусинский округ – место политической ссылки”; в 10 классе при изучении темы “Монголо-татарское нашествие на Русь” рассматриваем вопрос “Борьба древних хакасов с монголо-татарским нашествием”, а при изучении темы, посвященной внутренней политике императора Николая I – Кризис феодально-крепостнической системы в России и его проявление в Хакасии. Классовое расслоение хакасов.

Реализация приоритетных линий регионального компонента направлена на развитие умений учащихся самоопределяться в социуме, в мире культуры, ориентироваться на этнокультурные, общенациональные (российские) и общечеловеческие, ценности. Важнейшим средством выступает локальная история. Современный взгляд на локальную историю рассматривает ее как глобальную; начинаясь в одном конкретном месте, она охватывает и проявляется в других событиях и явлениях, так как все районы связаны между собой. Локальная история знакомит учащихся с историческими источниками и способствует развитию исследовательских умений. Продуктом деятельности может стать история семьи, рода, школы. Использование местных, семейных свидетельств создает связи между прошлым и настоящим, помогает прививать интерес к истории. Локальная история сосредоточена на жизни простых людей, на повседневности, пронизывая все слои общества. Это расширяет представления учащихся о реальной жизни человека в конкретной местности, стимулирует воображение учащихся. В ряду эффективных средств исторического образования, используемый мною, можно назвать исследовательский метод (социальные опросы, интервьюирование). Предмет и проблемы опроса, как правило, могут быть связаны с прошлыми историческими эпохами и современностью. Интервьюирование родственников и знакомых характеризуется следующим: во-первых, ученик получает возможность непосредственного общения с носителем исторического опыта (бабушки, дедушки, родители, соседи); во-вторых, интервью является средством получения данных о состоянии общественного мнения, уровне сознания и поведении людей; в-третьих, важное достоинство этого метода – широта охвата разнообразных сфер социальной практики. Тематика интервью должна иметь конретную проблему, связанную с программными установками курса истории России. Например, в 9 классе для изучении темы “Коллективизация сельского хозяйства” (Процеес коллективизации в СССР и в нашей “малой Родине”) привлекаю разные источники: История Хакасии Чебодаев П.И.; Хакасия в XX веке: хозяйственное и социальное развитие. / отв. ред. Шекшеев А.П.; Из истории советской Хакасии/ отв. ред С.П. Ултургашев.; Очерки истории Хакасии советского периода 1917 – 1961 годы. К тому же в качестве домашнего задания рекомендую учащимся дополнительную литературу. Так, например, ценнейшим и интереснейшим источником для изучения периода коллективизации может служить повесть молодого хакасского писателя Олега Петровича Шулбаева “Год кровавой лисицы”, в которой автор описывает реальные события, происходившие в период коллективизации в одной маленькой деревеньке Тлаxах Таштыпского района. Главный герой повести крестьянин Албынах. Одни учащиеся могут прочитать эту повесть, другие расспросят своих родственников о событиях тех времен в Аршаново. Такая работа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. В 11 классе проблема “Судьба Отечества и моей семьи в эпоху Горбачева” рассматривалась на основе интервьюирования родителей, бабушек и дедушек, которые отразили главные противоречия тех лет. Благодаря такой работе, учащиеся учатся видеть место “малой Родины” в контексте мирового пространства. Восприятие мира, в котором живут ученики, усложняется, и они глубже понимают исторические процессы, происходившие в стране и в мире.

В заключение хотелось бы отметить, что одной из линий реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения. Эта линия обусловлена необходимостью ответа на вопрос о том, какими результатами полученного школьного образования выпускник школы может воспользоваться вне школы. Учащихся необходимо мотивировать на самостоятельный поиск путей решения различных проблем.

Литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: “Дрофа”, 2003 г. – С.4.
  2. Там же. – С. 7.
  3. Yandex, Мачехина О.Н. Социальная компетентность старших школьников.
  4. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. - М., 1972. - 351 с.
  5. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
  6. Yandex, Е.И. Пометун, Г.О.Фрейман. Компетентностный подход и оценивание результатов обучения истории в школах Украины.
  7. Yandex, Ермилова А.Д. Возможные подходы в преподавании региональной истории. - г. Муравленко, Тюменская область