Цели:
- дать представление о глаголе как части речи;
- учить находить глаголы в тексте и ставить к ним вопросы
- обогатить словарный запас учащихся;
- развивать устную и письменную речь;
- развивать интерес к родному языку;
- использовать субъектный опыт учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование урока:
- АРМ учителя;
- Презентация по теме.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Чистописание
- Подготовительный этап к введению понятия “глагол”
- Введение понятия “глагол”
- Физминутка
- Первичное закрепление полученных знаний
- Подведение итогов урока
Литература:
-
http://ru.wikipedia.ru
http://www.naturalist.ru
http://www.fotki.yandex.ru
http://www.artgif.ru
1. Организационный момент
– Приветствие. Запись числа.
2. Актуализация знаний
– Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в
путешествие. Наше путешествие мы проведём в лесу.
– Посмотрите на план нашего путешествия. (Слайд1)
– Вы согласны с планом урока? Отправляемся.
(Картинка леса, чтение учителем отрывка о лесах.) (Слайд 2)
– Ребята, а какую роль для человека играет лес? Молодцы, ребята, вы много
знаете о лесе.
– Леса, состоящие из огромного числа разных растений, очищают воздух и делают
его пригодным для дыхания
– Ребята, на нашем пути табличка. На ней написаны слова, прочитайте их.
(Слайд 3)
Какая орфограмма спряталась в этих словах? (жи-ши)
Какое правило необходимо помнить, чтобы правильно писать слова с этой орфограммой?
3. Чистописание
– Сегодня на минутке чистописания будем писать букву и
Ии ии жи ши им ил ив ит и И и И
4. Подготовительный этап к введению понятия “ глагол”
– Что обозначают слова в табличке ? (Признак предмета.) На какие
вопросы отвечают? Как называются такие слова?
– Как вы думаете, а какой предмет описывают эти слова? (Ель)
Правильно, ребята, это ель. (Слайд 4)
– А кто из вас знает, ель это какое дерево? (хвойное). А какие ещё хвойные
деревья вы знаете? (Слайд 5)
– Ребята, посмотрите, а кто это около нашей ели? (Слайд 6)
Запишем предложение о вороне. В предложении пропущены буквы. Ваша задача: списать предложение, вставить пропущенные буквы. (Слайд 7)
С в_рхушки ели к к_рмушке спустилась в_рона.
– Знание каких орфограмм нам понадобились, чтобы правильно заполнить пропуски? Выполняем самостоятельную проверку предложения. (Слайд 8)
– У кого получилось написать предложение без ошибок?
– А каких ещё лесных птиц вы знаете? (Слайд 9)
5. Введение понятия “ глагол”
– Вернёмся к написанному предложению.
– О ком говорится в предложении? Задайте вопрос к слову ворона. Что обозначает
это слово? Как называются слова, которые обозначают предмет?
Что сделала ворона? (Спустилась.)
– То есть совершила определённое действие. Слова, которые обозначают действие предмета, называют глаголами. (Слайд 10)
Какие ещё действия может совершить ворона?
Какой вопрос можем задать к словам-действиям предмета? (Слайд 11)
– Запишем памятку в рабочую тетрадь.
Вы уже догадались, как называется тема нашего урока?
Сегодня на уроке мы будем работать над словами, которые обозначают действие предмета; будем учиться ставить вопросы к таким словам.
Ребята, а какое дерево растёт рядом с елью? (Слайд 12)
– Берёза, это какое дерево? (Лиственное.)
– А какие ещё лиственные деревья вы знаете? (Слайд 13)
– Лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья, называется смешанным.
– Ребята, посмотрите кто пришёл к берёзе? Что сделали ежи? Что обозначает слово
пришли? (Действие предмета.) Как называется слово, если оно обозначает
действие предмета? На какой вопрос отвечает слово пришли?
Какие ещё действия может совершать ёж?
– А каких ещё животных можно встретить в лесу? (Слайд 14)
6. Физминутка
– Пришло время немножко отдохнуть.
Стоя, выпрямили спинки
И следите все за мной.
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали.
Две руки теперь скрепили,
А теперь разъединили.
7. Первичное закрепление полученных знаний.
а) Предлагаю ещё немножко продлить наш отдых и поиграть в игру. Я буду читать вам предложения о лесных животных, а вы найдите в них слова – действия предметов – глаголы.
- Среди зелени мелькнул хвостик белки.
- По тропке цепочкой протянулись следы лисицы.
б) Посмотрите на картинку, а какие растения растут около берёзы? Какое действие могут выполнять растения? Какие ещё растения растут в лесах? (Слайд 16)
На каком цветке сидит бабочка? Какое действие совершает бабочка?
Составьте предложение о бабочке. Запишем одно предложение в тетрадь. Найдите в предложении глагол. Какой вопрос можем поставить к глаголу? К какой группе животных относится бабочка? Какие ещё насекомые живут в лесу? (Слайд 17)
в) Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного; вспомнили то, что знаем о лесе, его обитателях. Давайте посмотрим на нашу памятку и вспомним, о каких словах мы говорили на уроке?
г) В конце нашего путешествия я приготовила вам интересные задания, связанные с лесом. Выберите карточку, с которой бы хотели поработать. В конце урока я соберу карточки, проверю и на следующем уроке подведём итоги нашей работы