Цель: совершенствовать полученные знания о глаголе (правильно употреблять их в речи, умение изменять их по лицам, числам),ознакомить учащихся с обозначением сочетания [ца] -тся и -ться в зависимости от формы глагола; вести целенаправленную работу над способом действия при решении вопроса написания -тся, -ться; формирование умения осуществлять орфографический самоконтроль. (слайд 2)
Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, карточки, таблицы, "Правила работы в группе", слайды
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой. (слайд 3)
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным
и только,
Будь старательным
и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь.
- Какими словами заканчивается стихотворение?
- Запомнишь, поймёшь.
- Это слова какой части речи?
- Это глаголы 2-го лица.
- Что скажете об окончаниях этих глаголов?
- В безударных личных окончаниях всегда есть орфограмма. Мы при письме будем оставлять "окошко", чтобы не допустить ошибки на месте безударного гласного звука.
II. У. Сегодня продолжаем разговор о глаголах. Сейчас работаем в группах. Игра "Счастливый случай".
Блиц опрос по 30 секунд.
1 группа задаёт вопросы 3 группе
2 группа задаёт вопросы 4 группе
4 группа - 3 группе
2 группа - 1 группе.
Примерный перечень вопросов.
1. Какая часть речи называется глаголом?
2. Как изменяются глаголы настоящего времени?
3. Что такое неопределённая форма глагола?
4. Какие глаголы отвечают на вопросы: что сделает? что сделают?
5. У каких глаголов имеется суффикс -л-?
6. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
7. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
8. В какой форме стоит глагол "бросит"?
9. Как с глаголами пишутся частицы?
10. С какими словами глаголы связаны в предложении?
11. Что вы знаете о правописании суффикса перед л в глаголах прошедшего времени?
12. Какие окончания могут быть у глаголов в настоящем времени? И т. д.
У. Как вы оцениваете ответы своих одноклассников?
(ответы учащихся)
III. Объяснение нового материала.
У. Рассмотрите внимательно картинки. Опишите, что видите. (ответы детей: составляются предложения по каждой картинке) (Слайд 4)
У. А вот теперь прочтите стихотворение. (слайд 5)
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся -
Славно сегодня звенится - поётся.
У. Что заметили?.
- Что многие слова оканчиваются на [ца]. (садится, струится, водица, птица, синица, глядится, напьётся, звенится, поётся)
У. А пишутся?
- Пишутся по- разному.
- У.О какой части речи сегодня пойдёт наш разговор?
- О глаголах.
-У. Только ли о глаголах?.
- И существительных.
-У. Есть ли разница в произношении глаголов? А в написании?
(ответы детей)
У. - ся в глаголах - это суффикс возвратного значения. Да и сам глагол, имеющий суффикс -ся, называется глаголом с возвратным значением.
- Запишите два столбика слов.
У. Попробуйте определить тему и задачи урока.
- Написание -тся и -ться в глаголах. Мы должны сделать вывод, когда пишется -тся, а когда - ться. Не путать с [ца] в именах существительных (водица).
- У. Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании ТСЯ, ТЬСЯ? Задача, которую мы будем сегодня решать и насколько вы будете внимательны, активными участниками урока, таков будет ваш сегодняшний багаж.
У. Вот под таким девизом я сегодня предлагаю работать:
(слайд 6)
Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится!
У. Что сразу бросается в глаза?(ответы детей)
А почему пишется то -ться, то -тся, мы разберёмся после выполнения заданий этого урока?
2. Чистописание.
У.Напишите соединения заглавной и строчной букв, которыми начинается каждая строка: Зз Нн Лл Вв
А как вам это стихотворение, нравится?
А глаголы какие все интересные и кажется ничего трудного!? Что это за глаголы?
- Глаголы на [ца], с возвратным значением.
У. Запишите слова столбиком.
3.У. Дайте характеристику глаголам: (слайд 7)
(дети рассматривают сравнительную характеристику )
ленится | лениться |
настоящее время, 3 лицо, ед. ч., +ся |
неопределённая форма +ся |
что делает? | что делать? |
тся | ться |
-У. Что вы заметили?
Как же быть нам с этим знаком?
Ставить его или нет?
Надо, чтоб сами глаголы
Детям давали ответ.
У. К словам допишите вопросы.
4. У. Прочитайте запись на экране. (слайд 8)
(что делать?) | (что делает?) |
крутиться | крутится |
трудиться | трудится |
стараться | старается |
У. В какой форме стоят глаголы первого и второго столбиков?
Попробуйте сформулировать, когда же надо писать ТСЯ И ТЬСЯ.
- Вывод: глаголы с возвратным значением, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", имеют на конце -ться. Глаголы с возвратным значением, отвечающие на вопросы "что делает?", "что сделает?", имеют на конце -тся. (слайд 9)
Физкультминутка. (слайд 10)
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
5.У. Запишите глаголы в два столбика. Работа по карточкам у доски. От каждой группы по одному ученику.
- Определите, где нужно писать ь.
1. Надо наклонит?ся, чтобы из ручья напит?ся. Скоро сказка сказывает?ся, да не скоро дело делает?ся. |
2. Сумел ошибит?ся, сумей и поправит?ся Будешь трудит?ся, буде и хлеб родит?ся. |
3. Ему лень ленит?ся, а не только шевелит?ся. Он за всё берёт?ся, да не всё удаёт?ся. |
4. Он учит ?ся не желает, на авось надет ?ся. Всё равно от ученья никуда не денет ?ся. |
В это время группы работают самостоятельно.
6. Самостоятельная работа.
У. Хотите придумать глаголы с возвратным значением сами?
Игра "Засели дом". (слайд11)
У. Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут "жить" глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч. с возвратным значением; во втором подъезде - глаголы неопределённой формы с возвратным значением.
На столах у каждой группы лежат карточки такого вида:
Глагол
тся | ться |
умывается | умываться |
борется | бороться |
Т.д. | |
Учащиеся работают со слайдами (слайд 12 - 21)
(Проверка. От каждой группы ученик (слабый) читает слова и объясняет правописание.
Проверка заданий у доски. Проверяют помощники учителя (сильные учащиеся)).
- Коллективная работа. Дети объясняют самую интересную пословицу. Догадываются, что в четвёртой карточке не пословица, а строки из стихотворения Э.Успенского.
VI.У. Возвратимся к стихотворению, которым начали объяснение нового материала. Все слова рифмующихся строк произносятся одинаково? (да)(слайд 5)
У. Какой же вывод можно сделать.
- Не только глаголы могут иметь на конце [ца]. Дети выполняют упражнения в тетради-задачнике
1 и 3 группа выполняют упражнение 379 по заданию учебника
2 и 4 группа - упражнение 380 по заданию учебника.
(взаимопроверка)
У. Посмотрите на таблицу, которую мы составили. Посчитайте, сколько шагов мы сделали? (слайд 7)
Познакомьтесь с рассуждением авторов учебника. Упр. 382.
А теперь самостоятельно впишите в рассуждение нужные слова (упр.381, тетрадь).
VII. Итог урока.
У.Для чего мы должны знать ещё об одной опасности письма?
О каких ещё орфограммах мы не должны забывать?
Найдите упр. 383. Какая из групп качественно выполнит это упражнение? Взаимопроверка.
Вывод: если [ца] в имени существительном то так и пишу, а если в глаголе, то смотрю в какой форме употребляется глагол; безударную гласную проверяю однокоренным словом, звук [ы] слышится после [ц] - пишем и, слово надо запомнить.
VIII. У.Посмотрите, как красиво улыбается девочка! Каждому из вас она желает учиться отлично, радоваться за свои успехи и за успехи одноклассников. Полученные сегодня знания вы сможете применить дома, выполнив упражнение 386. Спасибо за урок. Мне сегодня с вами было очень интересно! А вам? Расскажите об этом дома.