Урок русского языка "Еще об одной опасности письма". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Цель: совершенствовать полученные знания о глаголе (правильно употреблять их в речи, умение изменять их по лицам, числам),ознакомить учащихся с обозначением сочетания [ца] -тся и -ться в зависимости от формы глагола; вести целенаправленную работу над способом действия при решении вопроса написания -тся, -ться; формирование умения осуществлять орфографический самоконтроль. (слайд 2)

Оборудование: учебник, тетрадь-задачник, карточки, таблицы, "Правила работы в группе", слайды

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой. (слайд 3)

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным
и только,
Будь старательным
и только,
Всё запомнишь, всё поймёшь.

- Какими словами заканчивается стихотворение?

- Запомнишь, поймёшь.

- Это слова какой части речи?

- Это глаголы 2-го лица.

- Что скажете об окончаниях этих глаголов?

- В безударных личных окончаниях всегда есть орфограмма. Мы при письме будем оставлять "окошко", чтобы не допустить ошибки на месте безударного гласного звука.

II. У. Сегодня продолжаем разговор о глаголах. Сейчас работаем в группах. Игра "Счастливый случай".

Блиц опрос по 30 секунд.

1 группа задаёт вопросы 3 группе

2 группа задаёт вопросы 4 группе

4 группа - 3 группе

2 группа - 1 группе.

Примерный перечень вопросов.

1. Какая часть речи называется глаголом?

2. Как изменяются глаголы настоящего времени?

3. Что такое неопределённая форма глагола?

4. Какие глаголы отвечают на вопросы: что сделает? что сделают?

5. У каких глаголов имеется суффикс -л-?

6. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

7. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?

8. В какой форме стоит глагол "бросит"?

9. Как с глаголами пишутся частицы?

10. С какими словами глаголы связаны в предложении?

11. Что вы знаете о правописании суффикса перед л в глаголах прошедшего времени?

12. Какие окончания могут быть у глаголов в настоящем времени? И т. д.

У. Как вы оцениваете ответы своих одноклассников?

(ответы учащихся)

III. Объяснение нового материала.

У. Рассмотрите внимательно картинки. Опишите, что видите. (ответы детей: составляются предложения по каждой картинке) (Слайд 4)

У. А вот теперь прочтите стихотворение. (слайд 5)

Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся -
Славно сегодня звенится - поётся.

У. Что заметили?.

- Что многие слова оканчиваются на [ца]. (садится, струится, водица, птица, синица, глядится, напьётся, звенится, поётся)

У. А пишутся?

- Пишутся по- разному.

- У.О какой части речи сегодня пойдёт наш разговор?

- О глаголах.

-У. Только ли о глаголах?.

- И существительных.

-У. Есть ли разница в произношении глаголов? А в написании?

(ответы детей)

У. - ся в глаголах - это суффикс возвратного значения. Да и сам глагол, имеющий суффикс -ся, называется глаголом с возвратным значением.

- Запишите два столбика слов.

У. Попробуйте определить тему и задачи урока.

- Написание -тся и -ться в глаголах. Мы должны сделать вывод, когда пишется -тся, а когда - ться. Не путать с [ца] в именах существительных (водица).

- У. Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании ТСЯ, ТЬСЯ? Задача, которую мы будем сегодня решать и насколько вы будете внимательны, активными участниками урока, таков будет ваш сегодняшний багаж.

У. Вот под таким девизом я сегодня предлагаю работать:

(слайд 6)

Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится!

У. Что сразу бросается в глаза?(ответы детей)

А почему пишется то -ться, то -тся, мы разберёмся после выполнения заданий этого урока?

2. Чистописание.

У.Напишите соединения заглавной и строчной букв, которыми начинается каждая строка: Зз Нн Лл Вв

А как вам это стихотворение, нравится?

А глаголы какие все интересные и кажется ничего трудного!? Что это за глаголы?

- Глаголы на [ца], с возвратным значением.

У. Запишите слова столбиком.

3.У. Дайте характеристику глаголам: (слайд 7)

(дети рассматривают сравнительную характеристику )

ленится лениться
настоящее время, 3 лицо,

ед. ч., +ся

неопределённая форма

+ся

что делает? что делать?
тся ться

-У. Что вы заметили?

Как же быть нам с этим знаком?

Ставить его или нет?

Надо, чтоб сами глаголы

Детям давали ответ.

У. К словам допишите вопросы.

4. У. Прочитайте запись на экране. (слайд 8)

(что делать?) (что делает?)
крутиться крутится
трудиться трудится
стараться старается

У. В какой форме стоят глаголы первого и второго столбиков?

Попробуйте сформулировать, когда же надо писать ТСЯ И ТЬСЯ.

- Вывод: глаголы с возвратным значением, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", имеют на конце -ться. Глаголы с возвратным значением, отвечающие на вопросы "что делает?", "что сделает?", имеют на конце -тся. (слайд 9)

Физкультминутка. (слайд 10)

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

5.У. Запишите глаголы в два столбика. Работа по карточкам у доски. От каждой группы по одному ученику.

- Определите, где нужно писать ь.

1.

Надо наклонит?ся, чтобы из ручья напит?ся.

Скоро сказка сказывает?ся, да не скоро дело делает?ся.

2.

Сумел ошибит?ся, сумей и поправит?ся

Будешь трудит?ся, буде и хлеб родит?ся.

 

3.

Ему лень ленит?ся, а не только шевелит?ся.

Он за всё берёт?ся, да не всё удаёт?ся.

 

4.

Он учит ?ся не желает, на авось надет ?ся.

Всё равно от ученья никуда не денет ?ся.

В это время группы работают самостоятельно.

6. Самостоятельная работа.

У. Хотите придумать глаголы с возвратным значением сами?

Игра "Засели дом". (слайд11)

У. Вам нужно заселить дом: в первом подъезде будут "жить" глаголы настоящего времени, 3 лица, ед. ч. с возвратным значением; во втором подъезде - глаголы неопределённой формы с возвратным значением.

На столах у каждой группы лежат карточки такого вида:

Глагол

тся ться
умывается умываться
борется бороться
Т.д.  
   
   
   
   

Учащиеся работают со слайдами (слайд 12 - 21)

(Проверка. От каждой группы ученик (слабый) читает слова и объясняет правописание.

Проверка заданий у доски. Проверяют помощники учителя (сильные учащиеся)).

- Коллективная работа. Дети объясняют самую интересную пословицу. Догадываются, что в четвёртой карточке не пословица, а строки из стихотворения Э.Успенского.

VI.У. Возвратимся к стихотворению, которым начали объяснение нового материала. Все слова рифмующихся строк произносятся одинаково? (да)(слайд 5)

У. Какой же вывод можно сделать.

- Не только глаголы могут иметь на конце [ца]. Дети выполняют упражнения в тетради-задачнике

1 и 3 группа выполняют упражнение 379 по заданию учебника

2 и 4 группа - упражнение 380 по заданию учебника.

(взаимопроверка)

У. Посмотрите на таблицу, которую мы составили. Посчитайте, сколько шагов мы сделали? (слайд 7)

Познакомьтесь с рассуждением авторов учебника. Упр. 382.

А теперь самостоятельно впишите в рассуждение нужные слова (упр.381, тетрадь).

VII. Итог урока.

У.Для чего мы должны знать ещё об одной опасности письма?

О каких ещё орфограммах мы не должны забывать?

Найдите упр. 383. Какая из групп качественно выполнит это упражнение? Взаимопроверка.

Вывод: если [ца] в имени существительном то так и пишу, а если в глаголе, то смотрю в какой форме употребляется глагол; безударную гласную проверяю однокоренным словом, звук [ы] слышится после [ц] - пишем и, слово надо запомнить.

VIII. У.Посмотрите, как красиво улыбается девочка! Каждому из вас она желает учиться отлично, радоваться за свои успехи и за успехи одноклассников. Полученные сегодня знания вы сможете применить дома, выполнив упражнение 386. Спасибо за урок. Мне сегодня с вами было очень интересно! А вам? Расскажите об этом дома.