Цели:
- Обучающие: дать представление о диких и домашних животных; показать некоторые отличия в жизни домашних животных по сравнению с дикими; систематизировать и дополнить сведения о диких и домашних животных.
- Развивающие: развивать речь, память, внимание, мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, животным, стремление охранять и любить природу.
Оборудование:
- Творческие работы детей, открытки, фотографии с изображением животных.
- Репродукции картин: И. Шишкин “ Утро в сосновом лесу”, В. Васнецов “Иван-царевич на Сером Волке”, И. Левитан “Март”, А. Саврасов “Грачи прилетели”.
- Таблицы “Дикие и домашние животные”.
- Мультфильм “Кошка, которая гуляет сама по себе” (Р. Киплинг).
- Выставка книг со сказками, баснями, стихами и рассказами о животных русских и зарубежных авторов.
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся читают стихи о своих
любимцах, показывают рисунки и фотографии
животных.
Учитель обращает внимание на репродукции картин
и рассказывает о великих художниках,
изображающих природу и жизнь животных.
2. Проверка и систематизация полученных ранее знаний. Вступительная беседа
В окружающей нас природе мы встречаем множество разнообразных животных. Мы узнаём о них из книг, фильмов, видим в зоопарке, цирке, в природе, заботимся о наших любимцах дома…
Все животные делятся на группы.
Вспомним и определим, какие группы животных существуют.
Дети перечисляют известные им группы
животных: звери, птицы, рыбы, насекомые,
земноводные, пресмыкающиеся.
(На доске заполняется 1 графа таблицы “Чем
отличаются животные различных групп”.)
Далее учащиеся выполняют самостоятельную
работу (повторение пройденного). Приложение
1.
Задание:
Записать в первую графу животных по группам.
(Учитель показывает картинки с изображением
животных. Дети записывают название животного в
определенную графу).
Далее учащиеся самостоятельно заполняют графы
таблицы, отмечая основные отличительные
признаки животных разных групп.
3. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему
Предлагается отгадать загадки.
Пашет землю трактор без колес.
Для него горючее – овес. (Конь.)Лежит – молчит,
Подойдешь – заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать даёт. (Собака.)– Где была ты?
– Тут и там.
– Где летала?
– По цветам.
– Что домой принесла?
Мёд, – ответила ... (пчела).Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки! (Кот.)Желтый одуванчик по двору идет.
Желтый одуванчик зернышки клюёт. (Цыпленок.)
Дети находят среди игрушек – животных ту, которая является ответом – отгадкой, и ставят на полку.
– Кто догадался, как можно назвать этих животных? (Домашние животные.)
– Сегодня мы подробнее узнаем о жизни домашних и диких животных, о пользе, которую приносят человеку домашние животные.
Беседа о диких животных.
Дети называют диких животных, рассказывают кто, где живёт и делают вывод, почему они называются дикими.
– Дикие животные живут в лесу, в поле, в горах, водоёмах, самостоятельно добывают себе пищу, устраивают себе жилище, ухаживают за потомством, защищаются от врагов или нападают сами.
А как появились домашние животные?
Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма по
произведению Р. Киплинга “ Кошка, которая гуляет
сама по себе” и вы сами сделаете вывод.
Показ фрагмента мультфильма.
После просмотра м/ф учащиеся приходят к выводу,
что давным-давно все животные были дикими.
Человек стал приручать их. Первым человек
приручил собаку, лошадь, корову …Домашние
животные стали приносить человеку пользу. Теперь
жизнь человека без домашних животных невозможна.
– Какую пользу приносят домашние животные?
Работа с таблицей учебника с.68.
4. Физкультминутка
5. Обобщение полученных знаний. Закрепление пройдённого материала
В беседе дети называют домашних животных и делают вывод, что домашние животные, в отличие от диких, живут рядом с человеком, их разводят люди, кормят их, строят для них жилища, заботятся и ухаживают за ними и их потомством.
– В прекрасной книге Антуана де Сент-Экзюпери “ Маленький принц”, с которой вы познакомитесь, когда чуть-чуть подрастёте, есть замечательные слова, которые мы должны помнить всю жизнь: “Человек в ответе за тех, кого приручил”.
Информация о “Красной книге”.
– Чем отличаются домашние животные от диких?
Дети обобщают полученные знания и решают самостоятельно кроссворд (Приложение 2а, Приложение 2б), работая парами.
Задание:
Записать отгадки: названия домашних животных –
красной ручкой, диких животных – зеленой ручкой.
6. Итог урока
– Подводя итог урока “Дикие и домашние животные” проводится беседа о необходимости защиты природы, заботе о наших меньших братьях – животных. Чтобы больше узнать о жизни животных, можно прочитать в книгах, представленных на демонстрационном стенде.
7. Информация о домашнем задании
– Прочитать легенды о животных с.68-69 учебника, составить рассказ о животном по плану (Приложение 3).
P.S.
На следующем уроке в качестве проверки домашнего
задания проводится самостоятельная работа. (Приложение 4)