Актуальность: в связи с проведением в стране (городе) выборов президента РФ (депутатов) возникла необходимость в приобщении младших школьников к политической жизни страны, в ознакомлении с процедурой голосования, закреплении знаний геральдики РФ с целью формирования гражданской позиции и активности учащихся.
Цель: познакомить с политическими событиями России (города), процедурой голосования, символикой государства РФ, способствовать правовому воспитанию младших школьников; развивать логическое мышление, память, умение выражать свои мысли словами, артистические способности, внимание; воспитывать чувство гражданской активности, желание принимать участие в жизни класса, школы, страны.
Методические пособия: геральдика РФ (Приложение 1); значки “Я пойду на выборы!” (Приложение 2); эмблемы участников (Приложение 3); урна для голосования; рекламные листы (Приложение 4); бюллетени для голосования (Приложение 5); музыка “Голоса природы” (Приложение 6); гимн РФ, плакаты или рекламные материалы СМИ о выборах (по выбору педагога).
Действующие лица: ведущие; сорока; волк; медведь; лиса; куропатка; лесник; белка; ёжик; заяц.
Ход мероприятия
1. “Скоро выборы” (беседа)
– Ребята, посмотрите на доску. Что это как вы думаете? (Плакаты.)
– Прочитайте, что на них написано? О каком событии они нам рассказывают? (Ответы детей.)
– Правильно,... года состоятся выборы президента (депутатов). Интересно, в какой стране (городе) будут проходить выборы, ведь на плакатах не написана страна/город (догадки детей).
– А почему вы решили, что именно в России (государственная символика изображена на этих плакатах)
– Что же такое государственная символика? Кто не забыл про домашнее задание и подготовил ответы на этот вопрос? Или с помощью взрослых, или, возможно, с помощью книг, интернета…? (отличительный знак государства, официальный символ и др. ответы детей)
– Правильно, государственный флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.
Ученик:
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.(Показывает рисунок.)
Цвета российского флага выбраны не случайно. Белый цвет означает откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость. Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.
Герб – отличительный знак государства, города, сословия, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и др. официальных документах.
Ученик:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный!(Показывает рисунок герба.)
Гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.
– Обратите внимание, что государственные символы могут быть изображены на домах, воротах и даже в небе летчиками – испытателями во время государственных праздников, например: День российского флага 22 августа.
– Почему мы с вами вспоминаем государственные символы сегодня? (Правильно, в связи с тем, что в стране/городе …. состоятся выборы президента (депутатов)…)
– С 18 лет любой гражданин России имеет право пойти на избирательный участок со своим паспортом, там его зарегистрируют и выдадут бюллетень для голосования. На бюллетенях размещена информация о всех кандидатах. Каждый выбирает того, кому доверяет больше всего и отмечает свой выбор галочкой или другим значком. После того, как выбор отмечен, листок опускается в урну для голосования. И лишь после того как все жители страны или города проголосовали эти урны открывает специальная комиссия и подсчитывают голоса. Так проходит процедура голосования.
– Кто из вас ходил на выборы со своими родственниками?
– Чем запомнилась вам процедура голосования? (Бросал бюллетень в урну, постоял в кабинке, подержал документы, удостоверяющие личность – паспорт…)
– Как вы думаете, зачем проводят выборы? (Ответы.)
– Почему возникает такая необходимость? (Президент избирается на 4 года, согласно Конституции РФ.)
– Ребята, в одном сказочном лесу тоже проходили выборы, давайте посмотрим…
2. Лесной переполох (инсценировка)
(Включается музыка “Голоса природы” – Приложение 6).
Ведущий:
Как-то раз у нас в лесу волк обидел вдруг лису,
А лиса хоть убежала, зайца серого поймала…
Забрала зайчат и дом и осталась жить при нем.
Заяц сильно испугался и к медведю он подался:
“Защити и помоги, лису с дому прогони”.
Ведущий:
И медведь не удержался, силушкой своей вмешался…
Стало всё там по местам, страх возник и тут и там.
Звери слабых обижали, перед сильными дрожали.
Невозможно стало жить, что же делать? Как же быть?
Лесник:
Услыхал ваш шум и гам и пришёл на помощь к вам,
Тоже я в лесу живу, добрым лесником слыву.
Чтоб не ссорится, не злиться, предлагаю помириться.
Надо вожака избрать и собрание созвать.
Птичка:
Слушайте, лесной народ, дело к выборам идет,
На поляну приходи! Вожака ты вы-бе-ри!
Заяц:
Звери прибежали, птицы прилетели,
О программе каждого послушать захотели.
Вот и первый кандидат – это волка серый брат,
Ну, быстрее говори, о себе ты расскажи.
Волк:
Законы чести и добра не соблюдал я никогда,
Но обещаю постараться и дипломатии набраться.
Чтобы был мне вкусный ужин….
Я зайца попрошу придти на ужин,
А эта хитрая лиса, она всегда и всем должна:
Убирать и мыть посуду, за это есть её не буду!
Лиса:
Не согласна с этим я!
Я – лиса, а не раба!
Сорока:
Слыхала весть в лесу такую:
Должна я голос свой отдать,
Ну… отдам рублей за пять!
Медведь:
Ты сорока, не трещи,
Головою не крути!
Кандидатов ведь не счесть,
А у всех ли деньги есть?
Кто-то сильный, кто-то хитрый,
И трусливый и болтливый,
Иди на выборы скорей,
Не считать казну зверей…
Сорока:
Ладно, ладно, полетела,
И свой вклад внесу я смело!
Ведущий:
Сейчас на улице зима,
Медведю спать давно пора,
Не смог писать программу,
Оставил лишь рекламу!
(Прикрепляет на доску рисунок медведя.)
Лиса:
И я хочу быть кандидатом.
Посмотрите на меня,
Я же – лисонька краса,
В злате я и в серебре,
Самой главной быть же мне…
(Прикрепляет на доску рисунок лисы.)
Сорока:
Ой! Пропали сбереженья
Золотые украшенья!
Посмотрите на неё,
Это золото моё!
Лиса:
Ну, подумаешь взяла,
У тебя я два кольца!
Куропатка:
Ты и курочек взяла
У меня десятка два!
Сядь лиса, не выступай,
Голоса не подавай!
Ведущая:
Куропатка – птица,
Мороза не боится.
Заботлива, внимательна,
И очень обаятельна!
(Прикрепляет на доску рисунок куропатки.)
Лесник:
И я быть вожаком хочу, поэтому вам говорю,
Если выберешь меня, не пожалеешь никогда!
Конституцию напишем и законы в ней опишем,
Честь и совесть, доброта – в этом сила, красота!
Слабых обижать не будем и про ссоры мы забудем,
Будем в мире светлом жить, веселиться, не тужить!
(Прикрепляет на доску рисунок лесника.)
Ёжик:
Непонятная она – конституция твоя!
Выбирай скорей меня – есть иголки у меня!
Шишки и грибы в лесу я найду и соберу,
Буду я всех угощать, лесные норы охранять,
Проведем в них газ и свет,
Только жаль, что денег нет!..
(Прикрепляет на доску рисунок ежа.)
Белка:
Ты же маленький такой и с колючей головой,
Как ты будешь охранять, тебя с земли-то не видать.
Ёжик:
Ничего, не в этом дело!
Может быть и ты хотела?
Самой главной в лесу быть,
За порядком здесь следить?
Белка:
Да, ты прав, и я хотела
Выдвинуть кандидатуру смело,
Весела я и шустра,
Научила бы я всех
Прыгать выше всех дерев…
(Прикрепляет на доску рисунок белки.)
Заяц:
Здравствуйте! Мои друзья!
Голосуйте за меня!
И хоть страшно мне порой,
Я за вас всегда горой,
Буду по лесу ходить
И порядок наводить!
(Прикрепляет на доску рисунок зайца.)
Куропатка:
Чтоб не думать, не гадать,
Нужно всем голосовать.
Думай ты и выбирай,
Кандидата отмечай!
Напротив лучшего смотри,
Галочку в квадрат впиши!
(Показ и раздача бюллетеней.)
Ведущий:
Звери, люди подходите!
Бюллетени все берите,
Кандидатов отмечайте,
Листы в урну вы бросайте!
Что и как не говори,
Так проходят выборы!
(Все участники опускают бюллетени в урну.)
Волк:
Голоса всю ночь считали.
Победил лесник! Узнали!
На него надежды все!
Высший разум на земле!
Птиц, животных берегите!
Леса, реки – защитите!
Куропатка:
Предлагаю герб создать,
Чтоб могли нас отличать.
(Показывает герб РФ.)
Ведущий:
Чтоб ходить в походы дружно,
Флаг нарисовать нам нужно,
Постаралась я, друзья,
Красивый флаг нарисовала я!
(Показывает флаг РФ.)
Птичка:
А в пути чтоб не скучать
Надо песню напевать,
Гимн России подойдет
Лесной народ его поёт!
(Показ Презентации и исполнение гимна РФ участниками.)
Лиса:
С той поры лесной народ,
Дружно, весело живет,
Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок!
(Все артисты кланяются.)
3. Беседа по содержанию сказки
– Ребята, как вы думаете, почему сказка называется “Лесной переполох”? (Ответы детей.)
– Как вы понимаете слово “переполох”. (Волнение, испуг, недовольство, переживания, обида.)
– А почему в лесу это происходило? (Звери обижали друг друга, ссорились, решали спор силой.)
– Почему восстановился мир и дружба в сказочном лесу? (Избрали вожака, который по справедливости будет разрешать возникающие споры.)
– Как проходили выборы в лесу?
– Когда звери и птицы могут принимать участие в выборах? (В сказках.)
– Проверим ваши знания? Что вы запомнили и поняли сегодня.
4. Дидактическое упражнение “Логические цепочки”
Я буду задавать вам вопросы, в которых допущены ошибки. Вам необходимо поднять цифру с правильным ответом.
1. Сергей Владимирович Михалков – автор гимна:
1) “Боже, царя храни!”;
2) Гимна СССР;
3) Гимна РФ.
2. Белый цвет флага символизирует:
1) галактику;
2) благородство;
3) чистоту.
3. Красный цвет флага символизирует:
1) восход солнца;
2) мужество;
3) любовь.
4. Синий цвет флага символизирует:
1) честность;
2) небо;
3) безупречность.
5. На государственном гербе РФ изображены:
1) мяч;
2) держава;
3) знамя;
4) двуглавый орел.
6. В тексте государственного Гимна России есть такие слова:
1) “Россия – священная наша держава”;
2) “Россия – огромная наша страна”;
3) “Россия – любимая наша страна”.
7. Датой государственного флага РФ является:
1) 31 декабря;
2) 1 сентября;
3) 22 августа.
8. В какой области РФ мы живём?
1) Московская;
2) Тюменская;
3) Саратовская.
– Когда будут выборы у нас в городе?, в стране?
– Давайте сейчас сделаем с вами свой маленький
выбор: каждый из вас подумает и решит, пойдет ли
он на выборы со своими родителями. И если вы
решили пойти, то возьмите значок у меня на столе,
на котором написано “Я пойду на выборы!” и
расскажите о своем решении своим родственникам!