Цели:
- Закрепить и обобщить знания по данной теме, выявить пробелы в освоении темы.
- Развивать орфографическую зоркость и речь учащихся, познавательные способности, память.
- Воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к родному языку, положительные эмоции.
Оборудование: слайды по теме, снежинки из бумаги с предложением.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. Возьмитесь за руки и повторяйте за мной:
Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!
2. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний.
Игра “Правильно – неправильно”.
– Я буду читать утверждение, если вы считаете, что оно правильное, то записываете букву п, если неправильное – букву н.
- Склонение – это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. (п)
- В русском языке три склонения: мужское, женское, среднее. (н)
- В русском языке пять падежей. (н)
- Имя существительное имеет тип склонения, а изменяется по числам и падежам. (п)
- Одно и то же имя существительное может относиться к разным типам склонения (н)
- После шипящих на конце существительных мягкий знак не пишется у существительных мужского рода. (п)
- Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется, если это существительное женского рода. (п).
Презентация. (Слайд 1).
пннпнпп
– Проверьте правильность выполнения задания.
Запишите ещё один раз данное соединение букв.
Оцените свою работу: если вы справились с заданием, поставьте на полях знак “+”, если допустили ошибки “–“
– Ребята, с какой новой орфограммой мы познакомились на предыдущих уроках? (Ь знак после шипящих на конце имён существительных.)
(Слайд 2).
“Буква Ь после шипящих на конце имён существительных”
– Сегодня у нас урок закрепления полученных знаний.
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какую цель поставим перед
собой на урок?
3. Языковая разминка.
– Вчера шёл снег и снежинки попали к нам на урок.
(На партах вырезанные снежинки, на которых записаны предложения.)
Письмо по памяти.
В лесу стоит тишь, и падают одинокие снежинки.
– Выделите орфограммы. Сделайте синтаксический разбор предложения. Выберите
из предложения существительные и запишите в три столбика согласно их склонению.
– Вспомните алгоритм определения склонения у имён существительных.
(Слайд 3).
- Ставлю имя существительное в форму именительного падежа единственного числа.
- Определяю род.
- Нахожу окончание.
- По роду и окончанию определяю склонение.
– Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
4. Закрепление.
1. – Дополните слова третьего столбика ещё 2 существительными.
– Обозначить орфограмму “Ь после ширпящих на конце имен существительных”.
Проверка
(Слайд 4).
1 скл. Снежинка |
2скл. Лес |
3 скл. Тишь |
– Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать Ь на конце существительных после шипящих?
(Повторение алгоритма.)
(Слайд 5).
– Проверьте по этому алгоритму слова: меч, горечь.
2. – Ребята, я знаю, что некоторые из вас написали сказку о том, почему после шипящих на конце имен существительных пишется Ь.
(Несколько учащих зачитывают.)
Физминутка.
– Я буду диктовать имена существительные с шипящим на конце, если в слове нужно писать мягкий знак, вы приседаете. Если не нужно писать мягкий знак просто стоите на месте.
Стриж, тишь, марш, карандаш, дочь, полночь, сыч, дичь, камыш, ландыш, ночь, дочь, луч, речь.
3. – Прочитайте слова.
– Какое задание вы можете нам предложить для выполнения.
(Вставить в слова Ь, где это нужно, записать слова в два столбика, обозначить орфограмму)
(Слайд 6).
Пейзаж_, полноч_, гореч_, этаж_, вираж_, мощ_, плащ_, нож_, доч_, тиш_.
– Проверьте правильность выполнения задания.
(Слайд 7).
Пейзаж этаж вираж плащ нож |
Полночь горечь мощь дочь ишь |
– Кто правильно выполнил задание, поставьте “+” на полях, допустил ошибки “-“.
4. Работа в парах (по карточкам, приготовленным дома).
– Вы должны продиктовать друг другу по – очереди словосочетания прилаг. + сущ. с шипящей на конце. Затем вы обмениваетесь тетрадями и проверяете задание. На полях вы ставите “+” или “–“.
Гимнастика для глаз.
Сядьте ровно. Крепко зажмурьте глаза – 1, 2, 3, 4, 5. (3раза)
Поморгайте быстро. Это улучшает кровообращение.
Встаньте. Посмотрите на точку на доске – 1, 2, 3.
Медленно поднимите руку с поднятым пальцем. Переведите взор на кончик пальца – 1, 2, 3, 4, 5.
Опустите руку. (3 раза).
5. Работа по учебнику.
Упр.83 Стр.44 (Дидактический материал)
(Записать существительные в два столбика с Ь и без Ь. Обозначить орфограмму. Определить склонение. После написания проверка. На полях знаки “+” или “–“.). Проверка по цепочке.
(Слайд 8).
Пишется Ь ночь гуашь горечь вещь дичь сушь помощь |
Ь не пишется Ь врач малыш силач борщ ключ меч сторож |
– Составьте с одним из слов предложение.
5. Итог.
– Когда пишется Ь после шипящих на конце существительных?
– Достигли ли мы поставленной цели на уроке?
– Какое задание понравилось больше ?
– При выполнении, какого задания вы испытывали трудности?
– Подсчитайте свои “плюсы” и “минусы” и выведите итоговый балл за работу на
уроке.
– Вы сегодня замечательно работали, выполнили все задания. Я рада за вас.
Молодцы!
(Слайд 9).
Домашнее задание:
- Составить карточку или тест по теме: “Ь после шипящих на конце имён существительных”.
- Нарисовать данную тему в рисунке.
- С. 43. упр. 79 (Дидактический материал.)
(Слайд 10).
Спасибо за работу на уроке!