Образовательные задачи:
- закрепить основные биологические понятия темы “Царство Растения”.
- провести контроль знаний темы “Царство растения”.
- дать представление о вегетативных репродуктивных органах.
- дать представление о строении семян.
- познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных растений.
- расширить знания о разнообразии семян, преимуществах семян перед спорами.
Развивающие задачи:
- формировать умение выделять главное в изучаемом материале.
- анализировать результаты опытов и делать выводы.
- формировать умение давать сравнительные характеристики семян и спор, двудольных и однодольных растений.
Воспитательные задачи:
- в целях профилактики утомления учащихся на уроке менять виды деятельности, следить ха их осанкой.
- использование пословиц и поговорок, стихов (эстетическое воспитание).
Оборудование: таблица “Строение семян”; гербарные экземпляры растений
(водоросли, мхи, покрытосеменные, голосеменные);
Чашки Петри, семена фасоли, гороха (сухие, набухшие и проросшие),
линейка, коллекция семян.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, подготовка класса к работе.
Сегодня мы приступаем к изучению новой темы “Семя”, выполним лабораторную работу, познакомимся со строением семян, а начнем с повторения пройденного материала, после которого напишем тест.
II. Проверка знаний.
Фронтальная, с дополнением и уточнением – о многообразии растений, высших и низших, семенных и споровых.
Вопросы для повторения.
- Какие группы растений являются высшими, а какие низшими?
- Почему водоросли относят к низшим растениям?
- Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла).
- Многоклеточные водоросли (улотрикс, спирогира).
- Как называют тело многоклеточных водорослей?
- Что такое ризоиды и какова их роль?
- Докажите, что папоротники – высшие споровые растения.
- Главное отличие Голосеменных растений от высших споровых?
- Какие преимущества семян перед спорами?
- Какие растения имеют наиболее высокую организацию?
- Чем Покрытосеменные растения отличаются от Голосеменных?
- Почему Покрытосеменные растения – господствующая группа растительного мира?
Поверочный тест по теме: “Царство Растения”.
Вариант 1.
1) Водоросли относятся к низшим растениям, так как они:
а) не имеют органов
б) живут в воде
в) все являются одноклеточными
г) размножаются спорами
2) Покрытосеменных среди других растений можно узнать по наличию:
а) в клетках хлоропластов
б) в клетках ядра
в) плодов с семенами
г) семян
3) Что произойдет с лишайником, если из его тела удалить водоросль:
а) лишайник не будет получать органические вещества и погибнет
б) лишайник не будет получать воду и минеральные соли и погибнет
в) это не отразится на жизни лишайника
г) это незначительно отразится на жизни лишайника
4) К мохообразным растениям относится:
а) ламинария
б) хламидомонада
в) хлорелла
г) сфагнум
5) Сходство мхом и папоротников проявляется в том, что они:
а) размножаются семенами
б) размножаются спорами
в) имеют цветок
г) образуют плод
6) Значение вымерших древовидных папоротников состоит в том, что из них образовался:
а) торф
б) перегной
в) нефть
г) каменный уголь
7) Хлорофилл в клетках зеленых водорослей содержится:
а) в хроматофоре
б) в хлоропластах
в) в лейкопластах
г) цитоплазме
8) Фитонциды – это:
а) летучие бактерицидные вещества, выделяемые растениями
б) симбиоз гриба и водоросли
в) симбиоз гриба и дерева
г) микроорганизмы
9) Признаки отдела Покрытосеменные растения:
а) стержневая корневая система
б) наличие корневищ
в) цветок и плод с семенами
г) семена созревают в шишках
10) Жизненной формой называют:
а) его органы размножения
б) его стебель и листья
в) его внешний облик
г) его плоды и семенаВариант 2.
1) Растения, достигшие в процессе эволюции наиболее высокого уровня организации, это:
а) покрытосеменные
б) голосеменные
в) папоротники
г) мхи
2) Жизненной формой растения называют:
а) его органы размножения
б) его внешний облик
в) его плоды и семена
г) его стебель с листьями
3) Наука о классификации растений, объединении их в группы , на основе родства:
а) экология
б) физиология
в) систематика
г) ботаника
4) Тело лишайника образовано двумя организмами:
а) грибницей и корнями дерева
б) грибницей гриба и зелеными одноклеточными водорослями
в) группой одноклеточных зеленых водорослей
г) мицелием разных грибов
5) Какое из названных растений относится к мхам:
а) спирогира
б) сфагнум
в) улотрикс
г) хлорелла
6) Папоротники в отличие от водорослей имеют:
а) клеточное строение
б) хлоропласты в клетках
в) ткани и органы
г) ядро и цитоплазму в клетках
7) Семена развиваются внутри плода у:
а) мхов
б) хвойных
в) покрытосеменных
г) папоротников
8) С помощью спор размножаются:
а) цветковые растения
б) хвойные
в) мхи и папоротники
г) все перечисленные растения
9) Мох сфагнум считают накопителем влаги, так как:
а) поглощает корнями большое количество воды
б) содержит в тканях листа много хлоропластов
в) растет на болотах
г) содержит мертвые полые клетки
10) Хвоинки сосны живут:
а) 250 лет
б) 201503 года
в) 4–5 лет
6) 300 лет
III. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: “Строение семян двудольных растений”.
Записываем в тетрадях и на доске.
1. Введение в тему.
Органы покрытосеменных растений. (Рассказ с элементами беседы; плакат и гербарий; схема на доске и в тетради).
Самая многочисленная группа зеленых растений – Цветковые или Покрытосеменные растения (их около 250 тысяч видов).
Все эти растения, несмотря на разнообразие, имею общий план строения.
Тело растения состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или как говорят, функцию.
Какие это органы?
Показываем на плакате и на гербарных экземплярах растений.
У цветковых растений есть корни, побеги, цветки и плоды с семенами.
Побег – это стебель с листьями и почками.
Органы подразделяются на Вегетативные и Репродуктивные (Генеративные).
Вегетативные органы составляют тело и служат для выполнения жизненно-важных функций. Например, корень поглощение воды и минеральных слей из почвы (минеральное питание), удерживает растение в почве, в корнях откладываются про запас питательные вещества.
Цветки, плоды и семена выполняют совсем другие функции по сравнению с корнем и побегом.
Эти органы, в отличие от вегетативных, появляются на растении только в определенный период жизни. После цветения из цветков образуются плоды, внутри которых созревают семена.
Из семян появляются новые растения, похожие на материнское. Посеяв семена пшеницы, мы получаем растение пшеницу, посеяв семена моркови – вырастет морковь.
Значит, семена служат для образования потомства.
Цветки, плоды и семена – органы размножения.
Представьте себе, что все луговые ромашки перестали по какой-либо причине давать плоды и семена! К чему это приведет?
(Слушаем ответы ребят.)
Через несколько лет, когда от старости погибнут последние экземпляры этих многолетних растений, на Земле не останется ни одной ромашки. Эти растения перестанут существовать навсегда.
Наше предположение вовсе не фантастично , если вспомнить, какие громадные букеты мы нередко собираем в лесу и на лугу.
Повредить растение очень легко, а вырастить и сохранить не так уж и просто.
Поэтому относиться надо ко всему живому очень бережно!
2. Общая характеристика строения семян. Растения Однодольные и Двудольные. (Объяснение с помощью таблицы; составление под руководством учителя схемы).
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений – голосеменных и покрытосеменных.
Читаю стихотворение (в руках у меня семена):
“У меня в руке будущая жизнь!
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.А пока осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет,
Спит и дышит жизнь у меня в руке -
Будущий побег и могучий корень!”
Вопрос к классу – почему у автора стихов сказано – “будущая жизнь”?
(Слушаем ответы учащихся.)
Жизнь цветкового растения начинается с семян.
Семена разных растений различаются по форме, окраске, размерам, весу (коллекция семян). Но все они, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение.
Познакомимся со строением семян на примере семени фасоли.
Оно крупное и все его части легко можно рассмотреть (объяснение с использованием плаката).
Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой. Окраска кожуры может быть различной – белой, коричневой, красноватой или пятнистой “мраморной” (рассматриваем семена).
Вопрос классу: Какое значение имеет кожура для семян?
Семенная кожура предохраняет от высыхания и механический повреждений остальные части семян.
Под кожурой находится зародыш – главная часть семени. Он представляет собой зачаток будущего растения (маленькое растеньице).
Семенная кожура и зародыш есть во всех семенах.
Чтобы расти, надо питаться. Поэтому семя содержит запас питательных веществ. У большинства семян (85% цветковых растений) есть особая запасающая ткань, которая называется эндосперм.
Это тоже часть семени. Семя фасоли не имеет такой ткани. А где же тогда находятся питательные вещества в семени фасоли? Если внимательно рассмотреть зародыш, то хорошо видны две семядоли. Это первые листья зародыша растения. Семядоли фасоли крупные, мясистые, на их долю приходится большая часть массы зародыша. Именно в них находится запас питательных веществ.
В зародыше различают – зародышевый корешок, зародышевый стебелек и почечку с листочками.
Составим схему “Строение семени” (в тетрадях и на доске).
Таким образом, мы видим, что зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.
Растения, зародыш которых имеет 2 семядоли, относят к классу Двудольных растений.
Растения, зародыш которых имеет 1 семядолю, относится к Однодольным растениям.
Схема на доске и в тетрадях.
Работа с текстом учебника – стр. 86 – найдите примеры растений, относящихся к Двудольным и Однодольным растениям.
Двудольные: фасоль, горох, яблоня, картофель, морковь, дуб, огурец.
Однодольные: пшеница, рожь, кукуруза, лук, ландыш.
3. Лабораторная работа “Изучение строения семян двудольных растений”.
Инструктивная карточка на стр. 87 учебника, объяснение учителя о порядке проведения работы и оформление в рабочей тетради как задание № 58 стр. 16.
На столах учащихся сухие и проросшие семена фасоли (проращивали дома); семена других растений (кабачок, огурец, морковь, горох).
Выполнение работы.
1) Рассмотрим сухие и набухшие семена фасоли. Сравним их размеры и форму. Измерим линейкой дину и ширину этих семян. Чем вы можете объяснить разницу в размерах?
2) На вогнутой стороне семени найдите рубчик – небольшое овальное пятнышко, место прикрепления семени к семяножке, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода.
3) Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие – микрополе (семявход). Оно хорошо заметно у набухшего семени. При намачивании через него внутрь семени легко проникает вода и воздух. Если слегка сжать намоченное семя, то их семявхода выступает капелька воды.
4) Сделаем небольшой надрез на выпуклой стороне набухшего семени фасоли и
снимем блестящую плотную кожуру. Убедитесь, что она плотная.
После удаления кожуры в руках остается зародыш.
Изучите его. Зародыш – маленькое растеньице.
Найдите семядоли – две, крупные, толстые. Зародышевый корешок, стебелек –
он и фасоли изогнутый. Почечка на верхушке стебелька (в почечке хорошо
различимы зачаточные листья).
5) Зарисовать семя и подписать его части.
6) Пользуясь учебником выяснить, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения (миндаль, ясень).
7) Сделайте выводы (записать в тетради).
Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
4. Особенности строения семян других двудольных растений (на примере ясеня и миндаля).
Самостоятельная работа с текстом учебника и рисунком 57 на стр. 86.
Обобщающая беседа.
Не у всех двудольных растений семена имеют такое же строение, как у фасоли. Семена ясеня имеют маленький зародыш. Почти весь его объем занимает эндосперм – запасающая ткань.
У миндаля, яблони и других растений, наоборот, зародыш разрастается настолько, что ко времени созревания вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остается лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.
III. Закрепление изученного материала.
1. Отработка понятий: кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, микропиле, семядоли, однодольные и двудольные растения.
Кроссворд – наоборот.
На доске заполненный кроссворд, в нем представлены основные понятия нашего урока. Надо дать определения этих понятий или пояснить их, или же поставить вопросы, ответами на которые будут эти понятия.
Вопросы:
- Защитное образование семени. Твердая наружная часть семени, которая защищает его от высыхания и от повреждений (кожура);
- Зародышевые листья (семядоли);
- След от семяножки, которая соединяла незрелое семя со стенками плода (рубчик);
- Растение в зачаточном состоянии (семя);
- Главная часть семени (зародыш);
- Особая запасающая ткань (эндосперм);
- Отверстие, через которое в семя проникает вода и воздух (микропиле или семявход).
2. Вопросы для закрепления материала (беседа):
- Какое строение имеет семя фасоли?
- Из каких органов состоит зародыш семени?
- Где находятся питательные вещества семени фасоли?
- Какие особенности строения семени лежат в основе деления растений на Однодольные и Двудольные?
3. Криптограмма.
Зашифрована пословица о семенах “По семенам и всходы”.
Задание: расшифровать и дать пояснение.
П – 5; О – 12; С – 3; Е – 7; М – 1; Н – 6; А – 8; И – 10; В – 2; Х – 11; Д – 9; Ы – 4.
1) Это растение всем хорошо известно. Его Родина – Мексика. В 1874 году русский академик Севергин в книге “Царство произрастания” писал: “Сие растение способно исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло”.
2) У этого растения очень мелкие семена, как пыль. У некоторых видов Дарвин насчитывал до 200 тысяч с одного экземпляра. Эти цветы считаются одними из самых красивых на земле.
3) Какое растение имеет самые крупные семена?
4) Это сорное растение, которое “стреляет” своим семенами. Под давлением оно выстреливает струей сока и семенами на расстояние до 11 метров с начальной скоростью 32 км/час.
5) Видели Вы когда-нибудь красивые розовые поляны около леса?
Эти растения с розовыми цветами одними из первых поселяются на лесных вырубках и гарях. В некоторых местах эти растения называют Пуховиками. Улететь они могут на несколько километров. Одно растение дает до 20 тысяч семян. Семена с пухом могут употребляться для набивки подушек и перин.
Домашнее задание: П.18 (стр. 86–87)
Обратить внимание на основные понятия урока.
Подготовится к терминологическому диктанту.