Цель урока: закрепление знаний учащихся данной орфограммы, научить их различать букву ь в разных орфограммах.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями
I. Организационный момент
II. Языковая разминка
Составить предложение из словосочетаний: (Приложение. Слайд 1)
ключ (какой?) холодный
шумит (где?) в овраге
шумит (когда?) всю ночь
Запись предложения и обозначение орфограмм.
Проверка по эталону (Слайд 2).
Синтаксический разбор предложения. Определение падежей и склонения имен существительных.
1. Сообщение темы и задач урока
– Посмотрите на предложение и скажите, есть ли в нем слова на орфограмму,
которую мы изучали последние уроки?
– А что это за орфограмма?
– Какая же тема нашего урока? (Запись на доске.)
– Сегодня мы подведем итог изучения данной темы.
– Какие задачи поставим перед собой? (Предложения
учеников.)
– Для достижения этих задач сначала проверим ваши
теоретические знания:
– что является главным в выборе написания буквы ь в именах существительных с
шипящим на конце? (Ответы детей.)
III. Закрепление пройденного
- Сейчас я буду читать вам слова. Если в них надо писать букву ь, то вы ставите +, если не надо писать, то –. Знаки записываете в столбик. Пилотаж, розыгрыш, брошь, мощь, трубач, ералаш, мелочь, дрожь, меч, борщ. А теперь проверим по эталону (Cлайд 3). У кого из вас возникли затруднения?
- А данные слова распределите на группы. На экране даны слова: коньки, рожь, корабль, воробьи, письмо, дочь, вьюн, тишь, ружье (Cлайд 4).
- Сколько будет групп? (На доске схемы данных орфограмм). Допишите по 2 своих слова в каждый столбик. Давайте сделаем вывод: когда пишется буква ь в именах существительных? (Ответы детей.)
IV. Работа в группах
– А теперь поработайте в группах. Подберите синонимы – имена существительные с шипящим на конце к данным словам. (У детей на столах карточки.)
Карточка № 1 родник – |
Карточка № 2 засуха – |
Карточка № 3 ветер
– |
Проверка работы и вывод о написании буквы ь в именах существительных
V. Творческая работа
На доске текст
Наступила … . Только луна освещает лесную … . Вот и … вылетел на охоту. Испуганная … бежит в нору.
На доске карточки со словами, которые дети вставляют в текст (полночь, глушь, сыч, мышь).
– Это текст? Почему? Как озаглавите? Спишите его.
VI. Игра на внимание “ Кто больше”
На слайде появляются картинки, на которых изображены врач, малыш, мышь, душ, ключ, ландыш и другие. Через минуту слайд закрывается и дети по памяти записывают слова (Cлайд 5).
VII. Рефлексия
– Какую орфограмму сегодня на уроке закрепляли?
– Что понравилось на уроке?
– Сможем написать контрольную работу на “5”?
– Спасибо, все работали отлично, молодцы! (Слайд
6)