Правописание слов с орфограммой "Буква Ь после шипящих на конце имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепление знаний учащихся данной орфограммы, научить их различать букву ь в разных орфограммах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями

I. Организационный момент

II. Языковая разминка

Составить предложение из словосочетаний: (Приложение. Слайд 1)

ключ (какой?) холодный
шумит (где?) в овраге
шумит (когда?) всю ночь

Запись предложения и обозначение орфограмм.

Проверка по эталону (Слайд 2).

Синтаксический разбор предложения. Определение падежей и склонения имен существительных.

1. Сообщение темы и задач урока

– Посмотрите на предложение и скажите, есть ли в нем слова на орфограмму, которую мы изучали последние уроки?
– А что это за орфограмма?
– Какая же тема нашего урока? (Запись на доске.)
– Сегодня мы подведем итог изучения данной темы.
– Какие задачи поставим перед собой? (Предложения учеников.)
– Для достижения этих задач сначала проверим ваши теоретические знания:
– что является главным в выборе написания буквы ь в именах существительных с шипящим на конце? (Ответы детей.)

III. Закрепление пройденного

  • Сейчас я буду читать вам слова. Если в них надо писать букву ь, то вы ставите +, если не надо писать, то –. Знаки записываете в столбик. Пилотаж, розыгрыш, брошь, мощь, трубач, ералаш, мелочь, дрожь, меч, борщ. А теперь проверим по эталону (Cлайд 3). У кого из вас возникли затруднения?
  • А данные слова распределите на группы. На экране даны слова: коньки, рожь, корабль, воробьи, письмо, дочь, вьюн, тишь, ружье (Cлайд 4).
  • Сколько будет групп? (На доске схемы данных орфограмм). Допишите по 2 своих слова в каждый столбик. Давайте сделаем вывод: когда пишется буква ь в именах существительных? (Ответы детей.)

IV. Работа в группах

– А теперь поработайте в группах. Подберите синонимы – имена существительные с шипящим на конце к данным словам. (У детей на столах карточки.)

Карточка № 1

родник –
друг –
неправда –

 Карточка № 2

засуха –
предмет –
ерунда – 

 Карточка № 3

ветер –
дитя –
краска для рисования –

Проверка работы и вывод о написании буквы ь в именах существительных

V. Творческая работа

На доске текст

Наступила … . Только луна освещает лесную … . Вот и … вылетел на охоту. Испуганная … бежит в нору.

На доске карточки со словами, которые дети вставляют в текст (полночь, глушь, сыч, мышь).

– Это текст? Почему? Как озаглавите? Спишите его.

VI. Игра на внимание “ Кто больше”

На слайде появляются картинки, на которых изображены врач, малыш, мышь, душ, ключ, ландыш и другие. Через минуту слайд закрывается и дети по памяти записывают слова (Cлайд 5).

VII. Рефлексия

– Какую орфограмму сегодня на уроке закрепляли?
– Что понравилось на уроке?
– Сможем написать контрольную работу на “5”?
– Спасибо, все работали отлично, молодцы! (Слайд 6)

Приложение.