Совет мудрецов

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  1. Развитие творческих способностей и логического мышления учащихся.
  2. Привитие интереса к математике.
  3. Привитие навыков поиска выхода из трудных ситуаций.
  4. Воспитание коммуникативности.

Ход мероприятия

О, математика земная,
Гордись, прекрасная собой,
Ты – всем наукам мать родная
И дорожат они тобой
Твои расчеты величаво
Ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы
А ради гордости Земли
Чтобы мысль людская в поколенья
Несла бесценные дары
Великим именем творенья
Полеты в дальние миры.
В веках овеяна ты славой
Светило всех земных светил!
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил
Стройна в полете как стрела
Строга, логична, величава
В веках бессмертье обрела
Твоя немеркнущая слава!
 

Добрый день!

Во все времена для решения самых сложных проблем правители созывали Совет Мудрецов. Сегодня у нас тоже собрался Совет Мудрецов. Перед нами 8 мудрецов: это (представление). Мы очень надеемся что они смогут найти выход из трудных ситуаций, если они не смогут помочь, то помогут остальные. Слово “математика” пришло к нам из древнегреческого языка. Оно означало “учиться”, “приобретать знания”. История развития математики тесно связана с развитием человеческого общества, как и все другие науки, математика возникла в связи с практической необходимостью людей в подсчетах и измерениях. Как это происходило мы сейчас попытаемся представить. Итак, отправляемся в глубь веков.

Сценка 1

Нгоам: Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча в племени! Наконец-то родичи будут сыты. Хей! Хей! (Пляшут.)

Арет: Мужчины племени храбры и сильны они никого не бояться. Но скажи, Нгоам, как нам разделить мясо между всеми охотниками?

Нгоам: В охоте участвовало две рук одна нога, 1 палец на другой ноге, я, ты. У меня жена, 3 сына.

Арет: Подожди! Подожди!

Нгоам: Что случилось?

Арет: Мне пальцев не хватает

Нгоам: Хей! Хвала духу леса. Он подсказал мне выход. Нужно позвать еще несколько человек из племени, тогда пальцев хватит.

Арет: Да будет вечной мудрость твоя Нгоам!

Учитель (задание 1):

Не так уж много приходилось считать первобытному человеку. У него был свой первобытный компьютер – пальцы, потом появились камешки, палочки, косточки, зарубки. Затем, настоящий счетный прибор, появившийся еще до нашей эры. Как называется этот прибор? (Ответ: абак – дощечка с углублениями, в которые клали счетные предметы. Рисунок абака)

Теперь посмотрите вторую сценку.

Сценка 2

Приказчик: Подходи! Покупай товар! Ткани на юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, китайский шелк. Чего изволите?

Покупательница: Отмерь-ка мне 4 аршина шелка (приказчик отмеривает, покупательница отмеривает по своему локтю). Я просила 4 аршина, тут только 3

Приказчик: Нет 4: вот, вот (меряет).

Спорят, ссорятся, уходят.

Учитель (задание 2):

Такие, а быть может и совсем другие истории часто случались с продавцами и покупателями, пока не была введена единая метрическая система мер СИ.

Вместо фунтов – граммы, вместо локтей, аршинов – метры. В России система СИ долго не приживалась. Кто из русских ученых впервые принял метр за основную единицу и боролся за введение этой системы? (Ответ: Метрическая система СИ впервые была введена в 1795-м году во Франции, в 1832-м году Н.М.Лобачевский принял метр за основную единицу в своей геометрии.)

Задание 3.

Имеются 4 колпака, 3 черных, 1 серый. 3-м участникам одеть колпаки и они глядя друг на друга должны сказать какой на нем колпак.

Задание 4.

На столе 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустых. Как, взяв в руки только один стакан сделать так, чтобы чередовались полный и пустой стакан.

Задание 5.

Сценка 3

Алиса и Шалтай-болтай.

Шалтай-болтай: Как ты сказала, сколько тебе лет?

Алиса: 7 лет и 6 месяцев.

Шалтай-болтай: Какой неудобный возраст. Если бы со мной советовались, я бы сказал: “Остановись на 7”.

Алиса: Я никогда, ни с кем не советуюсь.

Шалтай-болтай: Что гордость не позволяет?

Алиса: Это от меня не зависит, все растут, не могу же я одна не расти.

Шалтай-болтай: Одна конечно не можешь, позвала бы на помощь и прикончила все это к 7-и годам.

Алиса: Какой у вас красивый пояс!

Шалтай-болтай: Это подарок на день не рождения.

Алиса: Как это – день не рождения?

Шалтай-болтай: Сколько у тебя дней рождения в году?

Алиса: Один.

Шалтай-болтай: А дней не рождения?

Алиса: 364, да подарков получается больше.

Шалтай-болтай: Раз ты такая умная, вот тебе задача.

Учитель:

И Шалтай-болтай задает такие вопросы мудрецам:

Как из 9-и монет определить одну фальшивую (легче других) за 2 взвешивания.

Если в стакан положить 1 амебу, через 1 минуту их станет 2, через 2 минуты 4 и т.д. Через 1 час стакан заполнится. А если положить 8 амеб, когда заполнится стакан?

Задание 6.

Отрывок из сказки “Как мужик гусей делил” (сценка 4).

Вопрос.

А 5 гусей как разделил?

Задание 7.

Задача про старика, волка, козу и капусту (сценка 5).

Вопрос:

– Как старику перевезти козу и капусту.

Задание 8.

Как на листе бумаги сделать прорезь, чтоб через нее пролез человек?

Подведение итогов.

Итак, мудрость заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. (Аристотель)

Что нам сегодня продемонстрировали наши мудрецы.