Цели:
- Развитие творческих способностей и логического мышления учащихся.
- Привитие интереса к математике.
- Привитие навыков поиска выхода из трудных ситуаций.
- Воспитание коммуникативности.
Ход мероприятия
О, математика земная,
Гордись, прекрасная собой,
Ты – всем наукам мать родная
И дорожат они тобой
Твои расчеты величаво
Ведут к планетам корабли
Не ради праздничной забавы
А ради гордости Земли
Чтобы мысль людская в поколенья
Несла бесценные дары
Великим именем творенья
Полеты в дальние миры.
В веках овеяна ты славой
Светило всех земных светил!
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил
Стройна в полете как стрела
Строга, логична, величава
В веках бессмертье обрела
Твоя немеркнущая слава!
Добрый день!
Во все времена для решения самых сложных проблем правители созывали Совет Мудрецов. Сегодня у нас тоже собрался Совет Мудрецов. Перед нами 8 мудрецов: это (представление). Мы очень надеемся что они смогут найти выход из трудных ситуаций, если они не смогут помочь, то помогут остальные. Слово “математика” пришло к нам из древнегреческого языка. Оно означало “учиться”, “приобретать знания”. История развития математики тесно связана с развитием человеческого общества, как и все другие науки, математика возникла в связи с практической необходимостью людей в подсчетах и измерениях. Как это происходило мы сейчас попытаемся представить. Итак, отправляемся в глубь веков.
Сценка 1
Нгоам: Хвала духу леса, пославшему нам удачу! Большая добыча в племени! Наконец-то родичи будут сыты. Хей! Хей! (Пляшут.)
Арет: Мужчины племени храбры и сильны они никого не бояться. Но скажи, Нгоам, как нам разделить мясо между всеми охотниками?
Нгоам: В охоте участвовало две рук одна нога, 1 палец на другой ноге, я, ты. У меня жена, 3 сына.
Арет: Подожди! Подожди!
Нгоам: Что случилось?
Арет: Мне пальцев не хватает
Нгоам: Хей! Хвала духу леса. Он подсказал мне выход. Нужно позвать еще несколько человек из племени, тогда пальцев хватит.
Арет: Да будет вечной мудрость твоя Нгоам!
Учитель (задание 1):
Не так уж много приходилось считать первобытному человеку. У него был свой первобытный компьютер – пальцы, потом появились камешки, палочки, косточки, зарубки. Затем, настоящий счетный прибор, появившийся еще до нашей эры. Как называется этот прибор? (Ответ: абак – дощечка с углублениями, в которые клали счетные предметы. Рисунок абака)
Теперь посмотрите вторую сценку.
Сценка 2
Приказчик: Подходи! Покупай товар! Ткани на юбку, на кофту, на сарафан. Ткани из Европы, китайский шелк. Чего изволите?
Покупательница: Отмерь-ка мне 4 аршина шелка (приказчик отмеривает, покупательница отмеривает по своему локтю). Я просила 4 аршина, тут только 3
Приказчик: Нет 4: вот, вот (меряет).
Спорят, ссорятся, уходят.
Учитель (задание 2):
Такие, а быть может и совсем другие истории часто случались с продавцами и покупателями, пока не была введена единая метрическая система мер СИ.
Вместо фунтов – граммы, вместо локтей, аршинов – метры. В России система СИ долго не приживалась. Кто из русских ученых впервые принял метр за основную единицу и боролся за введение этой системы? (Ответ: Метрическая система СИ впервые была введена в 1795-м году во Франции, в 1832-м году Н.М.Лобачевский принял метр за основную единицу в своей геометрии.)
Задание 3.
Имеются 4 колпака, 3 черных, 1 серый. 3-м участникам одеть колпаки и они глядя друг на друга должны сказать какой на нем колпак.
Задание 4.
На столе 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустых. Как, взяв в руки только один стакан сделать так, чтобы чередовались полный и пустой стакан.
Задание 5.
Сценка 3
Алиса и Шалтай-болтай.
Шалтай-болтай: Как ты сказала, сколько тебе лет?
Алиса: 7 лет и 6 месяцев.
Шалтай-болтай: Какой неудобный возраст. Если бы со мной советовались, я бы сказал: “Остановись на 7”.
Алиса: Я никогда, ни с кем не советуюсь.
Шалтай-болтай: Что гордость не позволяет?
Алиса: Это от меня не зависит, все растут, не могу же я одна не расти.
Шалтай-болтай: Одна конечно не можешь, позвала бы на помощь и прикончила все это к 7-и годам.
Алиса: Какой у вас красивый пояс!
Шалтай-болтай: Это подарок на день не рождения.
Алиса: Как это – день не рождения?
Шалтай-болтай: Сколько у тебя дней рождения в году?
Алиса: Один.
Шалтай-болтай: А дней не рождения?
Алиса: 364, да подарков получается больше.
Шалтай-болтай: Раз ты такая умная, вот тебе задача.
Учитель:
И Шалтай-болтай задает такие вопросы мудрецам:
Как из 9-и монет определить одну фальшивую (легче других) за 2 взвешивания.
Если в стакан положить 1 амебу, через 1 минуту их станет 2, через 2 минуты 4 и т.д. Через 1 час стакан заполнится. А если положить 8 амеб, когда заполнится стакан?
Задание 6.
Отрывок из сказки “Как мужик гусей делил” (сценка 4).
Вопрос.
А 5 гусей как разделил?
Задание 7.
Задача про старика, волка, козу и капусту (сценка 5).
Вопрос:
– Как старику перевезти козу и капусту.
Задание 8.
Как на листе бумаги сделать прорезь, чтоб через нее пролез человек?
Подведение итогов.
Итак, мудрость заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле. (Аристотель)
Что нам сегодня продемонстрировали наши мудрецы.