Всегда и везде человек нуждается в воде

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитывать у учащихся потребность общаться с природой, наслаждаться её красотой и величием;
  • доказать, что вода - природное богатство, без чего нет жизни на планете Земля;
  • развивать у учащихся познавательное и бережное отношение к воде.

Музыкальное оформление: аудиозапись "Звуковые и биолектрические сигналы рыб" (включается по мере необходимости)

Действующие лица:

  • Ведущий;
  • Нептун;
  • Мойдодыр.

Оформление: стены зала оформлены плакатами о воде, выставка книг и детских рисунков на тему "Вода - чудесный дар природы" сюжетные картинки с изображением морских рыб кораллов.

Ведущий:

Самой обыкновенной воде, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной - потому что, без нее мы просто не смогли бы жить.

(Слышен шум водопада или моря.)

Царь морской выходит из пучины,
Он выходит в чешуе блестящей,
С мокрой бородою из овчины,
А в руке - Трезбец настоящий.

(Появляется Нептун.)

Нептун:

Я, друзья мои, старался -
Издалека добирался,
Торопился к вам сюда,
Вы мне рады детвора?

Дети: Да

Нептун: (садясь на трон):

Захотелось посмотреть,
Как живете у воды,
Потому что без нее
Ни туды и ни сюды.

Мои владения океаны, моря и реки. Знаю, что живете на берегу реки Северский Донец. Бережете ли вы ее? Не загрязняете ли вы ее? Вот я часто видел в реке много битого стекла, бумаги, пищевых отходов. Больно мне было смотреть на все это. Почему же люди так поступают? Да потому, что они не культурные и не воспитанные. Они не понимают того, что с каждым годом качество воды становится все хуже из - за безлаберности. . . . Поэтому я издал Указ, который должны все выполнять. (Разрывает печать, разворачивает свиток и читает Указ.) В славном городе Белгороде протекает Река Северский Донец. Величава и красива была она, пока невежи да лихоимцы не засорили ее и не погубили ее обитателей. Посему повелеваю:

1. Не бросать в реки и ее берега битое стекло и мусор.

2. Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.

3. Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.

4. Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.

Указ повесить на видное место и строго следовать ему.

Ведущий: Давайте будем беречь воду, которая нас окружает. А теперь царь Нептун задаст несколько вопросов.

Нептун:

1. Какие виды рыб водятся в Северском Донце? (Плотва, лещ, карась, ерш, окунь, щука.)

2. Назовите пословицы о рыбе и рыбаках? ("Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше", "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда",

3. Как определить возраст рыбы? (По чешуе)

Ну что же, я вижу, что вы неплохо знаете мои владения. О них вы сейчас и услышите рассказ. Я поведаю вам историю о том, как наши предки берегли воду, и потому она и была чистой, а еще я расскажу вам об обитателях моих вод.

Наша планета Земля - планета воды: более 3%. 4 занимают воды океанов, морей, озер, льдов. Облака - тоже скопления воды.

Вода вездесуща. Она наполняет и растения, и животных, и человека. Ребята, скажите, на сколько процентов человек состоит из воды? (70%.)

(Дети отвечают.)

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда ее много. Монгольская пословица гласит: "Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник". И ведь, действительно, мы не слишком - то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!

Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак:

Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума -
По домам пошла сама!
А бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.
Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка - наша мать!
Дай водицы нам набрать!
А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей-
Шевельнул одной рукой -
И вода бежит рекой!

И мы должны ценить это достижение цивилизации.

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Представьте себе, что вдруг на земле кончилась вода. Что тогда произойдет, ребята? (Вымрет, погибнет все живое.)

(Дети отвечают.)

Поэтому не удивительно, что наши предки - славяне обожествляли воду, покланялись ей. Когда набирали воду из реки для лечения больного человека, то произносили такой заговор: "Бережок - батюшка, водушка - матушка, царь водяной и царица водяная с малыми детьми, благословите воды взять не ради хитрости, не ради мудрости, но ради добра и здоровья". И верили, что такая заговоренная вода как лекарство вылечит человека.

Ребята, а вы знаете, что это день такой - Чистый четверг и как он связан с водой? (Это четверг на последней неделе перед праздником Пасхи. В этот день принято все тщательно мыть и самим мыться.)

(Дети отвечают)

Так поступали и наши предки. Они вставали до восхода солнышка и хорошенько мылись. Считалось, что это обеспечит им здоровье и красоту. А также мыли, стирали все в доме. Они верили, что в этот день вода смоет все плохое с человека и его жилища.

Святое крещение младенцев в церкви тоже не обходилось без воды. Трижды ребенка погружали в воду, налитую купель. Это купание осмысливалось как очищение человека, обновление его души и тела. Ни в коем случае нельзя было приносить воду для крещения на коромысле - считалось, что ребенок может вырасти горбатым.

Ребята, а вы знаете, какой летний праздник связан с водой, водными играми, купанием? (День Ивана Купалы.)

(Дети отвечают.)

Он отмечается 7 июля. Праздник этот совершается в честь "солнечной свадьбы" - купания солнца в воде. Считалось, что как только на рассвете первые лучи солнца коснутся воды, то они сделают ее священной. Поэтому люди всю ночь ждали рассвета, веселились, пели, водили хороводы, а на рассвете обязательно купались в освященной воде открытых водоемов - реках и озерах - чтобы здоровье их не покидало весь год. В некоторых городах и деревнях до сих пор жива традиция, в этот день обливать друг друга водой.

В народных гаданиях славян вода занимала не последнее место. Летом девушки гадали на венках, пускали их по воде, - если венок уплывал далеко, то жизнь предполагалась длинной, если тонул, то это было предзнаменованием скорой смерти, а если останавливался на воде, то намечалось скорое замужество. Но особенно наши предки любили гадать в святочные вечера (с Рождества и до Крещения.)

Носить воду в дом на Руси было женской обязанностью. А потому колодец был удобным местом для того, чтобы встретиться с девушкой и выбрать себе невесту.

Использовалась вода и в свадебных обрядах Древней Руси. После девичника, накануне венчания, невеста мылась в бане с подругами, при этом все действия сопровождались причитаниями и угощениями. А после паренья невесту трижды окатывали ключевой водой, принесенной из трех мест, чтобы охранить невесту от нечистой силы.

Потом после свадьбы молодая шла за водой к реке и бросала в нее монету, чтобы впредь спокойно полоскать в ней белье и говорила: "Дарю тебя, матушка, быстрая река, деньгами, чтобы платье не унесла".

Вот таким почтительным было отношение к воде.

Человек чувствовал свою зависимость от природы, поэтому не губил ее. Славяне верили и в то, что в воде или около нее живут разные мифические существа: водяные, русалки, берегини (береговые феи). Всех их древнерусские язычники причисляли к нечистой силе, встречи с которой очень боялись. Русалки обычно являлись людям в виде красных девиц с длинными зелеными кудрями, с голосом волшебной красоты. Славяне считали, что русалки очень любят качаться на ветвях деревьев. Поэтому в стародавние времена девушки ходили в лес "завивать березки", то есть связывать ветви разноцветными лентами, чтобы русалки качались на этих " качелях". Таким образом, девушки старались их задобрить.

Водяного тоже обвиняли в разных несчастьях: то перелесок затопит, то рыбацкие сети порвет. А еще говорили, что когда водяной хохочет, то вода в реке пузырится.

Но все же люди надеялись, что если они будут любить окружающую их природу - птиц, леса, реки, озера, - то вся нечисть будет не вредить людям, а помогать.

Ведущий: Нептун, расскажи ребятам о прекрасном мире морей и океанов. Ведь ты же морской царь!

Нептун: О да!. . . Кораллы всевозможных цветов, и морские звезды, и морские ежи, и кальмары, и осьминоги: Чего там только нет! Я приглашаю вас опуститься вместе со мной на морское дно. Закройте глаза и опустите головы.

(Слышна запись голосов рыб "Звуковые и биэлектрические сигналы рыб".)

Вы слышите голоса? Да, вы не ошиблись, это голоса рыб. Рыбы, хотя считаются безголосыми, но на самом деле произносят множество звуков: во время приема пищи, когда сердятся, в брачный период. Многие еще не разгаданы. Ученые вслушиваются в таинственные голоса моря через " подводные уши" - гидрофоны, записывают голоса на магнитофонную пленку.

Интересно послушать озеро через подводный стетоскоп (это такая специальная трубка). Можно услышать рыбьи свадебные песни и хороводы. Песни щук похожи на рокот и потрескивание. В начале мая запоют - "тук-тук-тук!" - окуни, а за ним пискляво и хрипло затянут песни плотвицы.

А знаете ли вы, ребята, что есть такая бабочка, которая живет под водой? И яички откладывает под водой, и гусеницы ее ползают под водой по водяным растениям, и куколки зимуют под водой: И называется она - огневка подводная. О ее жизни ученые знают не много. Известно лишь, что у многих самочек крылышки очень маленькие и что эти бабочки свободно дышат под водой без жабр.

Животный мир морей и океанов интересует людей очень давно, но до сих пор науке известно о нем еще сравнительно немного.

Люди долго не верили в существование гигантских кальмаров, но в последнее время стали часто находить их выброшенными у берегов Новой Зеландии.

Ребята, а кто знает, какова длина щупалец гигантского кальмара (спрута)? (18-19 м, высота шестиэтажного дома.)

(Дети отвечают.)

Чем опасен спрут? (Тянет ко дну морские суда.)

1. Ребята, а вы знаете, у какой рыбы такое обоняние, что одну каплю крови она чует на расстоянии 3-4 км? (У акулы.)

(Дети отвечают.)

2. Есть ли у акулы враги? (Миксины.)

(Дети отвечают.)

Они забираются к ней в жаберные щели и поедают акулу изнутри.

3. Ребята, а какое морское животное с давних пор спасало утопающих людей? (Дельфин.)

4. А кто знает, какая рыба быстрее всех плавает? (Меч - рыба.)

(Дети отвечают.)

ЕЕ скорость 130 км ч. Длина этой рыбы до 5 метров, а впереди вырос в 1 м, острый и плоский, как меч. Меч - рыба - гроза обитателей моря, а также опасна для морских судов.

А теперь я приглашаю десять человек принять участие в немой сценке "Угадай экосистему"

(Ведущий и желающие участвовать в сцене "Угадай экосистему" уходят за кулисы. В это время царь Нептун проводит с ребятами викторину.

Нептун:

1. Пользуются ли рыбы удочкой? (Да, есть такая рыба - удильщик, у которой над головой на выросте светящийся шарик, на который плывут рыбы.)

2. Какая рыба может жить без воды, на суше?(Ильный прыгун. Во время отливов остается на суше.)

3. Какая рыба плавает хвостом вперед и вверх ногами? (Миксина.)

4. Все ли рыбы имеют два глаза? (Нет, есть рыба - "четырехглазка".)

5. Назовите самую крупную лягушку? (Лягушка - голиаф. Вес более 3кг.)

6. Какая рыба самая мягкая? (Сельдь.)

7. Сколько ног у рака? (19 пар.)

8. Как называется рыба, которая набирает в рот воду, а затем сжимая жабры, с силой выталкивает ее через рот наружу? (Брызгун.)

(Далее Ведущий и ребята - участники сцены "Угадай экосистему" изображают озеро. Двое - "волны" (взявшись за руки, покачиваются, делая волнообразные движения). Остальные участники - это "камыш" (стоит прямо, вытянув руки по швам, слегка покачивается); "ветер" (дует на "камыш" и "волны"); "рак" (на четвереньках, пятится назад); "цапля" (стоит на одной ноге, поджав под себя, пытается склевать "лягушку"); "лягушка" (скачет на корточках, убегая от "цапли"); "комар" (изображает полет, всех кусает"); "рыба" (плавает в "волнах"); "рыбак" (ловит "рыбу"). Зрители должны угадать героев сцены и в какой экосистеме живут эти обитатели?)

Нептун: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

(Слышен звонок телефона.)

Ведущий: (берет трубку): Алло! Здравствуй, Мойдодыр! Хочешь приехать к нам? Ждем тебя!

Ребята, как вы думаете, зачем к нам на праздник хочет пожаловать Мойдодыр? (Чтобы узнать, любим ли мы воду, дружим ли с ней?)

(Дети отвечают)

А зачем человеку каждое утро умываться, принимать душ? (Чтобы быть чистым, хорошо пахнущим: мыло уничтожает бактерии, болезнетворные микробы.)

(Дети отвечают. Появляется Мойдодыр.)

Мойдодыр:

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок командир!

Есть ли среди вас грязнули и неумывайки? Нет? А вот сейчас проверим!

Ведущий: Давайте, ребята, покажем Мойдодыру, как мы умеем стирать, умываться, мыть пол.

(Далее проводится разминка. Звучит танцевальная музыка. Ведущий показывает движения, дети повторяют за ним.)

Итак, стираем! Умываемся! Моем пол!

Мойдодыр:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам
Всегда и везде,
Всегда и везде
Вечная слава:

Дети: Воде!

Мойдодыр: Воду, вы, я вижу, любите. А вот угадайте мои загадки.

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода.)

Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи :
Нет опоры для ноги. (Болото.)

В огне не горит,
В воде не тонет. (Лед.)

Идет, идет,
До берега дойдет -
Исчезнет. (Волна.)

Не конь, а бежит.
Не лес, а шумит. (Река.)

Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Озеро.)

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет
И. о камни разбиваясь,
Пеною встает. (Водопад.)

По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда. (Лужа.)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бъется,
Из него вода не пьется,
Потому что невкусна -
И горька и солона. (Море.)

Ведущий: Ребята, вы сегодня много узнали о воде. Берегите воду, бережно к ней относитесь, ведь без воды:

Ведущий, Нептун и Мойдодыр (хором): И ни туды, и ни сюды!

Далее следует награждение активных зрителей и участников сценки "Угадай экосистему"

Ведущий: Ребята, природа подарила нам колоссальное богатство. Так давайте же вместе бережнее относится к этому чудесному дару природы - воде!

Приложение.