Классный час "Цена хлеба"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


– Сегодня мы поговорим о хлебе. Каждый день перед вами на столе лежит хлеб. Вы так привыкли к нему, что наверное не замечаете.
Хлеб для вас обычен, как воздух. И вам трудно поверить, что бывают времена, когда хлеб вдруг становится очень важным  и от него зависит жизнь человека.
Хлеб! Выращивают его на необозримых полях труженики-хлеборобы.
Слово «хлеб» неотделимо  от  слова  «труд». Каждая булка хлеба –  это труд многих людей. А  вот кто трудится на полях, вы узнаете из стихотворения «Урожай».

Показ презентации по стихотворению «Урожай»  С. Погореловского (Приложение 1)

– Так кто же выращивает хлеб?
–  Как трудятся люди?
– Как нужно относиться к хлебу? Почему?
– А какие пословицы(поговорки) о хлебе вы знаете?

(Дети отвечают)

  • Хлеб – всему голова.
  • Много снега – много хлеба.
  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
  • Без хлеба нет обеда.
  • Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
  • Снег на  полях – хлеб в закромах.
  • Кто пахать не ленится, у того хлеб  родится.
  • Хорошо трудиться – хлеб уродится... (и т.д.)

– Бывает, что человек не только хорошо трудится, но  даже не щадит своей жизни  ради хлеба. Анатолий  Мерзлов , погиб, защищая от огня хлебное поле.

Рассказывает подготовленный ученик:

«Лето  1972 г. выдалось  засушливое и дымное. В пламени пожаров  сгорали леса, звери бежали из  чащи к воде, птицы не рисковали лететь над горящими лесами.
Толя Мерзлов  с товарищами скирдовал солому, собирал её в стог. Люди радовались, несмотря на засуху,  урожай был отличный.
Вдруг от случайной искры загорелась солома, пламя перекинулось на  трактор Мерзлова. И он один на один вступил в жестокую схватку с огнём: сминал, душил, убивал его голыми руками, отрезал ему пути к хлебному полю. Потом поднялся в раскаленную машину, чтобы вывести её из огненного плена. Жгучим факелом Анатолий вышел из пламени, оставив кожу с ладоней на раскалённых рычагах. Ослабев от борьбы сам срывал с себя горящую одежду. Всё тело его обгорело, не было живого места, но хлебное поле, с которого потом собрали большой урожай, не пострадало.
Ценой  своей жизни заплатил Анатолий  Мерзлов за хлеб."

(Отрывок из старой книги советского времени)

– Как вы думаете, а как относился А.Мерзлов к хлебу?
– О  чём он думал, спасая его?
– Как же нужно вам относиться к хлебу?

– И  ещё один пример того, как много значит в жизни маленький кусочек хлеба  в  125 граммов.
Шла Великая Отечественная  война. Враг приближался к Москве. Ленинград (теперь С.Петербург) уже был в кольце врага, город был полностью окружён фашистскими войсками. Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде,  ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами, а когда город окружен врагами – это значит, что он в блокаде.
Ленинград в блокаде!  Днём и ночью фашисты бомбят и обстреливают город.
Падают убитые, полыхают пожары. Опустели заводы, рабочие ушли на фронт, но нужны мины, гранаты, пулемёты. И тогда у станков встали дети 12-14 лет. Они заменили отцов и братьев. А запасы продовольствия в городе кончались. А в городе больше 2-х миллионов людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады было всё: мясо, мука, масло. Но как всё это доставить в окружённый Ленинград?
Была только водная дорога через Ладожское озеро. Но эта дорога под обстрелом фашистов, немецкие самолёты бомбили все суда, что шли по озеру. Но всё же смелые моряки вели по Ладоге  баржи с мукой.

Рассказывает подготовленный ученик:

«Ходили по озеру и небольшие катера с продовольствием. На одном таком катере были три матроса и старшина, Владимир Малафеевский. Прошёл катер половину пути, а навстречу ему баржа с хлебом. Тут как раз два фашистских самолёта стали бить по барже из пулемётов. Малафеевский  понял, если баржу потопят, тысячи ленинградцев останутся без хлеба. И старшина принял огонь на себя, решил отвлечь фашистов.
– Огонь! – и матросы дали залп по самолёту.
Только теперь фашисты заметили катер и открыли огонь по нему. Матросы были ранены, старшина получил три пули. А рулевой, лихо увёртываясь от огня, уводил катер. Внезапно атака врага кончилась, кончились патроны. Баржа с хлебом была спасена!
Матросы заделали пробоины в катере, раненые были перевязаны, а сам Малафеевский встать уже не смог. Его доставили в госпиталь, но спасти его не удалось».
– Вот иногда какой ценой доставляли хлеб ленинградцам.

(Отрывок из старой книги советского времени)

– Но становилось холоднее, приближалась зима. Озеро замёрзло, суда ходить  уже не могли, а машины по льду не ходили, лёд был хрупкий и машины проваливались под лёд. А  в Ленинграде уже почти не оставалось запасов хлеба. 125 граммов – маленький  кусочек хлеба выдавался по карточкам на весь день и маленькая горстка крупы – больше ничего.
(Показываю кусочек чёрного хлеба в 125 г )
Кусочек хлеба, кружка кипятку, а не чая, просто горячая вода и ложка жидкой каши. Они съедали её не снимая шубы и шапки, даже не опустив поднятого воротника. Почему?
Небывалый мороз на улице и такой же мороз в домах. Не действует паровое отопление, нет дров, нечем топить печи. Сделали ленинградцы железные печурки, времянки, а чем их топить? Пришлось рубить на дрова столы, стулья, шкафы,  паркет. Всё, что можно сжечь. Только вот беда: не держат эти печурки тепла. Кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Холодно и темно в комнатах. Не горит больше электричество.
Крохотные фитильки коптилок освещают теперь комнаты  ленинградцев. А  в комнатах темно даже днём и стёкол в окнах нет. Они вылетели от бомбёжек и обстрелов.
Пришлось забить окна фанерой. Нет воды – замёрз и не работает водопровод.
Рано утром тянутся к Неве, к прорубям голодные, замёрзшие ленинградцы.
Кто  с ведёрком, кто с кастрюлей или с чайником. А доберутся до дому – смотрят, а вода в лёд превратилась,  замёрзла на морозе. Многие и не доходили до дому, падали и  умирали от холода и голода прямо на улице.
Как же высоко ценился тогда этот маленький кусочек хлеба в 125 г!

Дневник  Тани Савичевой (читает ученица)

«Жила в Ленинграде на Васильевском острове в доме №13 девочка Таня Савичева.
Жила  в большой весёлой семье. Старшая сестра Женя работала на заводе конструктором, брат Лёня работал на другом заводе. Братья Таниного отца работали  в книжном магазине. Танина мама и бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, пекли пирожки. Когда наступила блокада, пирожки стало печь не из чего, наступил холод и голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки.
Тане было 11 лет, она вела дневник, куда записывала свои мысли и события.
Вот страница из её дневника, как умирали от голода её родные.

Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942года.
Лёня умер 17 марта 1942 года.
Дядя Вася умер 10 мая 1942 года.
Мама – 13 мая 1942 года.
Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня».

– "Детей увозили на машинах по льду через Ладогу. Умирающую Таню удалось вывезти, но спасти уже было нельзя. Организм был полностью истощён от недоедания.
В Горьковской области, в деревне Шатки поставили памятник на ёё могиле."

Звучит «Реквием» В.А. Моцарта. (Приложение 2)

Вот как важен хлеб – без хлеба не будет жизни.
Через Ладогу шли по льду машины. И хотя вражеские самолеты продолжали бомбить озеро, водители всё равно доставляли хлеб и продовольствие в город. Норма была увеличена до 300г и 400г. И только ранней весной блокада была прорвана нашими войсками. 900 дней жил Ленинград в блокаде. Два с половиной года голода и холода.
Но Ленинград выстоял и каждый ленинградец знал цену хлебу, который он ел.

– Шла война . И хотя у нас на Ямале не слышно было грохотанья бомб, не рвались снаряды, а люди здесь трудились, своим трудом приближая победу.
Всё для фронта, всё для победы! Еды не всегда хватало, особенно хлеба.
Люди здесь, на  Ямале, тоже знали цену хлебу. Послушайте стихотворение

Л. Лапцуя « Помните!»  ( читают подготовленные дети)

Когда война трубила над страною                       Кусочек жизни в старческую руку.
Ямал не слышал грохотанья бомб,                        И судорожной хваткой пятерни    
И  тундра не качалась под ногами.                                                             она  зажала хлеб.
Но голод сколотил свой бастион.                         Перекосилось лицо гримасой  радостной
И люди побывали в тех сраженьях                                                               и горькой,   
Трудом своим победу приближая,                       А взгляд сверкнул земною теплотой.
Шли, падали и поднимались ненцы                    Наверно, ей хотелось улыбнуться,
И  на ветру от голода качались.                            Сказать «спасибо» может быть хотелось.
Я помню женщину одну                                        – Сейчас, когда – в который раз! – кричу
Она стояла; и рука была                                        Чтоб люди хлеб на землю не бросали,
Протянута ко мне торчащей веткой.                    Лицо той женщины я вспоминаю,
В руках моих мальчишеских был хлеб                 что мёртвою рукой сжимала хлеб.
Для мамы  и братишек припасённый.
Я отломил краюшку и вложил

– Я думаю, что после того, что вы сегодня услышали, вы будете бережно относиться к хлебу, не бросите  кусочек на землю,  ведь столько людей отдали свою жизнь за хлеб.  Так какова же цена хлеба? (Отвечают дети)
– Человеческая жизнь – вот цена хлеба. И  закончить классный час  я хочу стихотворением Е. Благининой.

«Хлеб»

На свете я видела хлеба не много…                  И  если примечу  кусок  в небреженье –
Его  отмеряли так скудно, так строго.                В  грязи придорожной, в подножной пыли,
Его называли не  хлебом – пайком.                   То  самое первое сердца движенье –
Его запивали крутым кипятком,                         Поднять  и  спасти это чудо земли.