Цели:
- познакомить учащихся с понятием и значением осанки при ходьбе, в положении сидя, стоя, с формами исправления осанки;
- работать над развитием правильной позы;
- воспитывать силу воли.
Методическое оснащение урока:
- кабинет СБО;
- ортопедические подушечки, корсеты.
Дидактическое обеспечение:
- девиз, знать, уметь, словарные слова: осанка, сколиоз;
- индивидуальные карточки;
- иллюстрации "Правильное положения тела сидя, стоя, при ходьбе";
- видеофильм "Осанка".
Ход урока
I. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, уважаемые гости!
II. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы начинаем изучать новый раздел: "Культура поведения".
- Как вы понимаете: культура поведения?
- Правильно вести себя везде.
В 5 классе мы будем с вами учиться, как правильно обращаться к старшим, и к сверстникам, как правильно вести себя за столом. Сегодняшняя тема нашего урока "Осанка". Что же это за слово?
Обратимся к Толковому словарю.
Осанка - манера держать себя.
Привычное положение тела.
Мы с вами говорили о том, что есть полезные привычки, а есть вредные. Хорошие это те, которые не вредят здоровью, а плохие - вредят.
- Какие хорошие привычки вы знаете?
- А плохие?
Хорошая осанка - манера держать себя правильно. Об этом мы будем сегодня говорить на уроке. Что мы должны узнать на уроке?
- значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя;
- формы исправления осанки.
- Чему будем учиться?
- следить за своей осанкой.
Девиз нашего урока немного с юмором:
Криво ходишь, косо сядешь.
- А почему так говориться?
- Это какая привычка?
III. Объяснение нового материала.
Как приятно смотреть на стройного человека. Люди с правильной осанкой радуют глаз. Но дело не только в красоте, у такого человека правильно формируется тело. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам. Известно, что хорошая осанка - это развёрнутые плечи, прямая спина, гордо поднятая голова. Именно такая осанка характерна для мужественных и смелых людей, уверенных в себе. Правильная осанка не даётся человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет её трудно исправить. Поэтому вам взрослые всё время говорят: "Не горби спину, сиди прямо".
Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Такой человек ходит, наклоняясь вперёд, смотрит в землю, скован в движении, у него одно плечо выше другого. Всё это придаёт робкий и униженный вид.
Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и более в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице и спине. Учёные провели наблюдение, оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый - ниже.
У некоторых ребят возникает нарушение осанки, это связано с тем, что сидят (иллюстрации) - низко наклоняясь над столом, или наклон в одну сторону, или сидят на ноге.
Стоят (иллюстрации) опираясь на одну ногу.
Медицинский осмотр в нашей школе, показал, что у некоторых ребят есть сколиоз.
Сколиоз - искривление позвоночника.
Такая болезнь, как правило начинается в 8-10 лет. Лечится иногда даже в больнице, иногда операционным путём. Послушайте советы врача.
(Показ видеофильма "Осанка")
Чаще своего развитие сутулости и другие нарушения осанки следствие неправильной позы, которую вы принимаете во время занятий за столом при чтении и письме.
Есть поза, которая способствует выработке хорошей осанки.
- Небольшой наклон тела вперёд, расстояние от края стола - 3-4 см.
- Лёгкий наклон головы, при котором расстояние от глаз до поверхности стола - 30 см (от кисти до локтя)
- Плечи развёрнуты параллельно краю стола, поясница упирается на спину стула. Обе руки на столе, ноги стоят под прямым углом.
- Покажите, как правильно нужно сидеть, чтобы формировалась правильная осанка.
Посмотрите, как сидит Алёша, как Ваня? Когда сидим красиво, тогда и думается легко и в тетрадях будет порядок.
IV. Физминутка.
Тра-та-та, тра-та-та (руки на поясе)
Отварились ворота.
А из этих ворот (повороты)
Вышел маленький народ (присели, руки в бок)
Один дядя вот такой (очки)
Другой дядя вот такой (держит штангу)
А четвёртый вот такой (сгорбился)
Одна тётя вот такая (на носочках)
А другая вот такая (широкая)
Третья тётя вот такая (прыжки)
А четвёртая такая (руки на пояс, повороты)
По походке можно узнать о человеке, даже чем он занимается, его профессию.
Задание: Узнайте по походке профессию военного, учителя танцев, старичка.
К сожалению таких старичков можно увидеть среди детей и подростков. Походка должна быть лёгкой. Обязательно ритмичной. Каждый шаг должен быть уверенный. Тело выпрямлено, голова поднята, руки легко и естественно помогают ходьбе. Движение плеч и бёдер почти незаметны.
А как быть, если нужно нести тяжёлую сумку или портфель?
- часть пути нести в одной руке, а другую часть пути в другой.
Лучше отказаться от портфеля, а купить себе ранец или рюкзачок.
А знаете, почему раньше у девушек и юношей была царственная осанка? О ней заботились с детства. Едва ребёнок подрастал: девочкам заплетали косички и прикрепляли к спинке платья, а также девочки носили корсет.
А юноши носили фраки с высокими твёрдыми воротничками, попробуй-ка, наклони голову.
В наше время разработаны способы, с помощью которых формируется правильная осанка: физические упражнения, корсеты, операционный путь.
V. Практическая работа.
Надеюсь, мы с вами ограничимся лишь физическими упражнениями.
1 ряд выполняет следующее упражнение: Встать вплотную к стене, все 5 точек должны соприкасаться стены, посчитать до 10 и отойти вперёд на один шаг, затем вновь вернуться к стене.
2 ряд положить подушку на голову и пойти по кабинету не уронив подушку.
Если будете держаться прямо, то выполните эти упражнения правильно.
VI. Игра "Исправь осанку".
Вы будете передавать подушку над головой позади стоящему. Когда подушка будет у последнего, он говорит: "Кругом, исправь осанку". И вновь передаёт подушку, пока она не окажется у первого команда, которая быстрее всех закончила передачу подушки и имеющая лучшую осанку побеждает.
Выполнение упражнений самый доступный способ исправить осанку, но и здесь нужно терпеливо выработать привычку держать спину прямо - воспитывать правильную осанку, отсюда культура поведения, дисциплина.
VII. Работа в тетрадях.
Запишите себе в тетрадь, что такое осанка и способы выработки правильной осанки.
VIII. Итог урока.
Девочки из 6 класса подготовили музыкальные перевёртыши. Ваша задача поправить их.
- Я иду, я иду, спину прямо не держу
- Я согнулся, я сутулюсь - как мне легче, так хожу.
- Я на стул, я на стул, сел как будто бы заснул.
- Навалился я на спинку и отлично отдохнул.
- Вот ведро, вот ведро? Не беда, что тяжело?
- Всё в одной руке таскаю, развиваюсь хорошо.
А как теперь нам можно исправить девиз нашего урока?
- Прямо ходишь, прямо сядешь.
- Что мы узнали на уроке?
- Зачем нужно следить за своей осанкой?
- Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
Правильная осанка, не только красивая, но и создаёт хорошее условие для работы внутренних органов: сердца, желудка, печени. Кроме того, она свидетельствует о дисциплинированности, культуре поведения человека. Красивая осанка - результат упражнений и терпеливо выработанной привычки следить за собой.
IX. Оценка за урок.