Урок окружающего мира по теме "Настоящее и прошлое глазами эколога" с презентацией

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели

  • знакомство с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
  • развитие умения рассуждать, выделять главное, доказывать свое мнение;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому.

ХОД УРОКА

I.ганизационный момент

– Мы продолжаем изучать нашу планету с разных точек зрения. И сегодня посмотрим на прошлое и настоящие глазами эколога.

II.верка домашнего задания

– А начнем мы урок, как всегда с проверки домашнего задания. Несколько человек принесут работу,  выполненную дома в тетрадях на печатной основе (стр.13 №1, стр.14 №4)
–  Что означают слова и выражения «век», «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры»?
– С помощью, какой карты можно узнать об исторических событиях? Что можно рассказать об исторических событиях по исторической карте?

III. Работа по новой теме

Слайд 1

– Мы живем на планете Земля. Ее называют «зеленым домом»

Слайд 2

– Почему?
– Посмотрите, сколько прекрасного на нашей Земле.

Слайд 3

– Моря и реки

Слайд 4

– Леса и горы

Слайд 5

– Деревни и города

Слайд 6

– Растения и грибы

Слайд 7

– Птицы и звери

Слайд 8

– Рабы и насекомые

Слайд 9

– Но часто природа нам подает сигнал бедствия! Почему?

– Давным-давно жизнь древних людей зависела от капризов природы. Тогда люди жили в пещерах. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только то, что необходимо было им для жизни. Но потом человек решил, что он зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники.
– К чему привело такое покорение?

Слайд 10

– Стали грязными вода, воздух

Слайд 11

– Стали гибнуть леса

Слайд 12

– Исчезло много видов животных и растений, а многие находятся на грани исчезновения.

Слайд 13

– И природа подает нам сигнал SOS

Слайд 14

– Стали редкими:

уссурийский тигр;

Слайд 15

моллюск наутилус.

Слайд 16

– Вследствие интенсивной охоты в XVII и XVIII веке, зубр исчез в почти всех странах Европы.

Слайд 17

– В настоящее время дальневосточный леопард находится на грани полного уничтожения. 

– Так может быть человек покорителем природы?
– Кем он должен быть для природы? Докажите.
– Человек – это часть природы, нужно относится к ней как сын, который любит свою мать.
– Может ли человек прожить без природы? Докажите.
– А природа, может жить без человека? Докажите.

Физминутка

– Итак, от необдуманной деятельности на нашей планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего человечества. Экологических проблем очень много. Обсудим некоторые из них.

Слайд 18

– Первая проблема: загрязнение океана.
Ежегодно в океаны попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор.
От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. А к чему это приводит?
В 1972 году в Бразилии на берегу было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Они не могли дышать, им не хватало кислорода, и они выбросились на берег.
Опасны и бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных, которые человек употребляет в пищу. К чему это может привести?
– Верно, употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнения океана, результат деятельности человека на суше.
Особенно тяжелая обстановка в Средиземном море и на побережье Северного моря.
– Как же защитить океан от загрязнения? Послушаем об этом… (сообщение ученика)

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. На предприятиях устанавливаются фильтры. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России»

Слайд 19

– О каких мерах защиты океана услышали?
– Но самое главное, каждый человек должен не причинять вред океану, ведь океан тоже часть природы

Слайд 20

– Еще одна экологическая проблема – мусор.
– Откуда он появляется?
– В год на каждого жителя приходится 1000кг. мусора. Что же делать, чтобы мусора в наших городах было меньше?
– В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке и переработке мусора. Некоторые предметы используют вторично.
– Как вы думаете, какие это предметы?
– Верно, стеклянные банки и бутылки.

IV. Самостоятельная работа

– Мы обсудили только две экологические проблемы, но их гораздо больше. И очень хорошо, что человек понял, что нужно охранять окружающую среду. Что же человек и все человечество предпринимает для этого? Прочтите об этом самостоятельно в учебнике на стр.50-52
– Какие международные организации создали люди для охраны окружающей среды?

Слайд 21

– Чем они занимаются?

V. Итог

– О чем же мы сегодня говорили?
– Какая наука изучает влияние деятельности человека на окружающую среду?

Слайд 22

– А какие бы лозунги вы написали, чтобы люди относились к природе бережно?

Слайд 23

Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной похожей нету!

Слайд 24

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы
Дети твои и друзья!
Отныне мы
Вместе большая семья –
Цветы и деревья,
Птицы и я!

Cообщение отметок за урок.

VI. Домашнее задание: стр.47-53, тетрадь стр. 15 №1,2

Слайд 25