Цели
- знакомство с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе;
- развитие умения рассуждать, выделять главное, доказывать свое мнение;
- воспитание бережного отношения ко всему живому.
ХОД УРОКА
I.ганизационный момент
– Мы продолжаем изучать нашу планету с разных точек зрения. И сегодня посмотрим на прошлое и настоящие глазами эколога.
II.верка домашнего задания
– А начнем мы урок, как всегда с проверки
домашнего задания. Несколько человек принесут
работу, выполненную дома в тетрадях на
печатной основе (стр.13 №1, стр.14 №4)
– Что означают слова и выражения «век»,
«тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры»?
– С помощью, какой карты можно узнать об
исторических событиях? Что можно рассказать об
исторических событиях по исторической карте?
III. Работа по новой теме
Слайд 1
– Мы живем на планете Земля. Ее называют «зеленым домом»
Слайд 2
– Почему?
– Посмотрите, сколько прекрасного на нашей
Земле.
Слайд 3
– Моря и реки
Слайд 4
– Леса и горы
Слайд 5
– Деревни и города
Слайд 6
– Растения и грибы
Слайд 7
– Птицы и звери
Слайд 8
– Рабы и насекомые
Слайд 9
– Но часто природа нам подает сигнал бедствия! Почему?
– Давным-давно жизнь древних людей зависела от
капризов природы. Тогда люди жили в пещерах.
Поэтому наши далекие предки преклонялись перед
силами природы и брали у природы только то, что
необходимо было им для жизни. Но потом человек
решил, что он зависит от природы, что он сильнее
ее, и даже решил покорить природу с помощью
техники.
– К чему привело такое покорение?
Слайд 10
– Стали грязными вода, воздух
Слайд 11
– Стали гибнуть леса
Слайд 12
– Исчезло много видов животных и растений, а многие находятся на грани исчезновения.
Слайд 13
– И природа подает нам сигнал SOS
Слайд 14
– Стали редкими:
уссурийский тигр;
Слайд 15
моллюск наутилус.
Слайд 16
– Вследствие интенсивной охоты в XVII и XVIII веке, зубр исчез в почти всех странах Европы.
Слайд 17
– В настоящее время дальневосточный леопард находится на грани полного уничтожения.
– Так может быть человек покорителем природы?
– Кем он должен быть для природы? Докажите.
– Человек – это часть природы, нужно относится к
ней как сын, который любит свою мать.
– Может ли человек прожить без природы? Докажите.
– А природа, может жить без человека? Докажите.
Физминутка
– Итак, от необдуманной деятельности на нашей планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего человечества. Экологических проблем очень много. Обсудим некоторые из них.
Слайд 18
– Первая проблема: загрязнение океана.
Ежегодно в океаны попадает огромное количество
нефти и нефтепродуктов, отходов различных
промышленных предприятий, сточные воды с полей и
ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые
вещества, твердый мусор.
От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается
газообмен, гибнут мальки. А к чему это приводит?
В 1972 году в Бразилии на берегу было обнаружено 30
мертвых китов. Причиной смерти явилась
полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала
в дыхательные пути китов. Они не могли дышать, им
не хватало кислорода, и они выбросились на берег.
Опасны и бытовые отходы, содержащие ядовитые
вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб,
птиц и других животных, которые человек
употребляет в пищу. К чему это может привести?
– Верно, употребление в пищу таких животных
может привести к смерти людей. 80% загрязнения
океана, результат деятельности человека на суше.
Особенно тяжелая обстановка в Средиземном море и
на побережье Северного моря.
– Как же защитить океан от загрязнения?
Послушаем об этом… (сообщение ученика)
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные «суда-губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. На предприятиях устанавливаются фильтры. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России»
Слайд 19
– О каких мерах защиты океана услышали?
– Но самое главное, каждый человек должен не
причинять вред океану, ведь океан тоже часть
природы
Слайд 20
– Еще одна экологическая проблема – мусор.
– Откуда он появляется?
– В год на каждого жителя приходится 1000кг.
мусора. Что же делать, чтобы мусора в наших
городах было меньше?
– В Прибалтике уже существуют заводы по
сортировке и переработке мусора. Некоторые
предметы используют вторично.
– Как вы думаете, какие это предметы?
– Верно, стеклянные банки и бутылки.
IV. Самостоятельная работа
– Мы обсудили только две экологические
проблемы, но их гораздо больше. И очень хорошо,
что человек понял, что нужно охранять окружающую
среду. Что же человек и все человечество
предпринимает для этого? Прочтите об этом
самостоятельно в учебнике на стр.50-52
– Какие международные организации создали люди
для охраны окружающей среды?
Слайд 21
– Чем они занимаются?
V. Итог
– О чем же мы сегодня говорили?
– Какая наука изучает влияние деятельности
человека на окружающую среду?
Слайд 22
– А какие бы лозунги вы написали, чтобы люди относились к природе бережно?
Слайд 23
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной похожей нету!
Слайд 24
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы
Дети твои и друзья!
Отныне мы
Вместе большая семья –
Цветы и деревья,
Птицы и я!
Cообщение отметок за урок.
VI. Домашнее задание: стр.47-53, тетрадь стр. 15 №1,2
Слайд 25