Цели урока:
- Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
- Учить определять жанр произведения и его главную мысль;
- Развивать навык выразительного чтения;
- Развивать внимание, речь, творческие способности;
- Воспитывать умение видеть и слышать прекрасное;
Оборудование:
- портрет В. Бианки;
- иллюстрации с изображением птиц: дрозд, камышовка - сверчок,
- цветы: купальница; голоса птиц; компьютер, интерактивная доска, рисунки учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года"
1. Учитель: Сейчас мы рассмотрим выставку ваших рисунков на тему:
" Цветы и красота".
- Какое настроение они у вас вызывают?
- Какое стихотворение они напоминают?
- Как относится к розам сам автор?
2. Выразительное чтение наизусть стихотворения И.Бунина "Розы".
3. Учитель: Прослушайте отрывки из произведений. Как они называются?
Кто автор? (отрывки из рассказа В.Бианки "Где раки зимуют?")
Слайд № 1.
4. Сообщение заранее подготовленных учащихся о творчестве В.Бианки.
Слайд № 2. ( биография автора )
III. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Определите, о творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?
- Обоснуйте свой ответ. (Мы прослушали отрывки из произведений В.Бианки, его биографию, значит, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с его творчеством)
Учитель: Какую цель поставим перед собой?
Опорные слова написаны на доске:
Цель:
- совершенствовать знания о ____ В.Б______; (о творчестве В.Бианки)
- учиться п______, в_____ ___ ___и ___ его. (правильно, выразительно читать произведение и анализировать его)
IV. Изучение нового материала.
1. Анализ произведения В.Бианки до чтения.
- Каким по жанру будет произведение? Докажите.
Слайд № 3. (таблица - рассказ - повесть )
- Прочитайте название рассказа. Встречалось ли вам такое слово раньше? Что оно может обозначать?
- Рассмотрите иллюстрацию художника на с. 102. Кто на ней изображен?
- Как вы думаете, кто же этот "неслышимка?"
- Прочитайте указание в скобках. От чьего имени будет вестись рассказ?
2. Словарная работа.
3. Физминутка: "Раз цветочек, два цветочек, три цветочек. Ёжики, ёжики, ёжики"
Слайд № 4. (рисунки: ежи, цветы )
4. Чтение 1-й части рассказа заранее подготовленными учащимися.
А ). Анализ текста 1 -й части рассказа.
- О ком рассказ " Неслышимка"?
- Кто дал ей такое удивительное название и почему?
- Как могли появиться такие необычные имена, как Момик и Зумзик?
- Каким удивительным даром обладала девочка? (фантазёрка )
- Какой наукой занимался учёный? (орнитологи, орнитология )
Работа со словарём
- Объясните выражение учёного " включение слуха и зрения на птицу в природе".
- Прочитайте, как рассказчик - учёный объясняет свои слова "включение слуха и зрения на птицу в природе".
- Почему это выражение взято в рассказе в кавычки? (переносное значение )
- Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу"?
- Что значит "сейчас все птицы при гнёздах?"
- Как вы думаете, какие отношения сложились между внучкой и старым учёным?" - Почему?
Б ) Чтение по ролям 1-й части.
- С какой интонацией надо читать слова девочка?
- Кокой темп будет при чтении?
- С какой интонацией надо читать слова дедушки? (медленно, насмешливо )
- Кому принадлежат слова автора?
5. Чтение 2-й части рассказа самостоятельно про себя.
6. Анализ 2-й части рассказа.
- Почему внучки не было в лесу с дедушкой?
- Кто знает, что за цветы - купальницы? (сообщение учащихся и показ иллюстрации цветов )
Слайд № 5.
- Почему в лесу наступила тишина? - Какой был ветер? - Каким был дождь? -
Прочитайте. - Какие чувства испытывал учёный? - Прочитайте описание тишины.
Какие звуки слышит рассказчик? - Как бы вы назвали такую тишину?
- Какое сравнение нашёл автор , говоря о волшебной тишине на лугу? - Почему оркестр "немой"? - Прочитай описание поведения дрозда. - Какие звуки издавал дрозд? - как автор называет оркестр кузнечиков? - Почему?
7. Выразительное чтение 3-й части рассказа учителем и учащимися.
8. Сообщение учащихся о поведение камышовки в природе.
Слайд № 6. (иллюстрация птицы)
Выборочное чтение.
- Что же произошло с учёным? - прочитайте.
- Кого он увидел?- прочитайте.
- Прочитайте описание немого певца.
- Объясните слова учёного: "Я ей включил слух на известное. А она мне включила слух на неизвестное:"
V. Итог урока.
- Какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?
- Кем же оказался " неслышимка?"
- Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?
Домашнее задание: чтение 1-й части рассказа по ролям; пересказ интересного отрывка.