Тип урока: обобщающий урок по сказкам А.С.Пушкина.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания по сказкам А.С. Пушкина.
- воспитывать любознательность, доброту, справедливость, интерес к чтению сказок.
Средства обучения: урок проводится в классе, оснащённом мультимедийной техникой и компьютером.
Структура урока | Ход урока | Примечание |
1.Организационный момент | Здравствуйте ребята. Садитесь. Давайте проверим, все ли готовы к уроку. | |
2.Сообщение темы и целей урока | Сегодня я приглашаю вас в мир сказки. Вспомним многие из них. Поговорим о сказочных героях, которые в них встречаются. Подумаем, какие уроки человек может извлечь для себя из сказок. | Демонстрируется презентация. Приложение 1 Слайд № 1-2 |
3.Актуализация знаний | Откуда сказки приходят к людям? Ведь их
должен кто-то написать (сочинить) Кто их может написать? Как называются сказки, которые написал народ? (народные) А как называются сказки, которые написал автор? (авторские) Какого знаменитого русского автора сказок мы знаем. Это Александр Сергеевич Пушкин А кто привил Александру Сергеевичу любовь к сказкам? (Эту любовь ему привила его няня Арина Родионовна). Каким образом ей удалось привить любовь к сказкам любовь? Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом Петушке. Сказка о попе и о работнике его Балде.) Молодцы! Вы хорошо помните эти сказки. Вот с этими сказками мы и будем работать сегодня на уроке. |
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5 |
4.Выполнение заданий обобщающего и
систематизирующего характера а) определение сказки по иллюстрации б) рефлексия в) определение сказки по сказочным предметам г) рефлексия |
А вот ваше первое задание. Узнать сказку
по иллюстрации, которые создали к ним художники.
Итак, мы начинаем, Только отвечаем, поднимая руку.
И соблюдаем правила поведения на уроке. Хорошо, вы, оказывается, знаете сказки этого выдающегося писателя, теперь задание немого усложняется, вам нужно угадать сказку по нескольким сказочным предметам, которые присутствовали в этой сказке. Ответы принимаются, только если поднята правильно рука. Умницы! Вы хорошо поработали. |
Слайды № 6-10
Слайды № 11-14 |
5. Проверка домашнего задания
А) Чтение отрывков наизусть
Б) чтение диалогов
В) мини-драматизация |
Ребята, а что было вашим домашним
заданием? У некоторых детей из группы было индивидуальное задание. Одному человеку из группы нужно было выбрать яркого сказочного героя и в него перевоплотиться. Давайте дадим время нашим героям. (Дети выходят из класса, чтобы переодеться в сказочных героев) Домашним заданием для остальных было перечитать заданную сказку. Давайте узнаем, какая группа какую сказку готовила. Пока герои перевоплощаются, мы послушаем отрывки из сказок. По этим отрывкам, мы и отгадаем, над какой сказкой работала каждая из групп. (Учащиеся каждой группы читают подготовленные отрывки, остальные учащиеся угадывают сказку.) Хорошо справились с этой работой, узнали все сказки выбранные группами. А теперь давайте проверим, как хорошо вы дома подготовили чтение этих сказок. Будем читать диалоги из этих сказок. Ребята, а что такое диалог? Разговор двух и более лиц. Каждый участник диалога должен передать характер, настроение героя с помощью интонации, силы голоса, темпа речи.(Учащиеся по группам читаёт диалоги из своей сказки) Ну а теперь приглашаем наших персонажей. Итак, наш первый герой. (дети пытаются по костюму узнать героя сказки, если это не получается, то герой говорит фразу-подсказку) Выходит Старуха Узнай, кто я ? фраза-подсказка) : "Дурачина, ты простофиля"... Белочка (фраза-подсказка) .. "Во саду ли в огороде". Чёрт (фраза-подсказка) Мачеха (фраза-подсказка) : "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?": Кто из них является положительным, а кто отрицательный героем? Почему? (Ответы детей) |
Слайд № 15 |
4. Физкультурная минутка | Дети выполняют физминутку под музыку. | |
5. Работа в группах. а) задание "собери слово" (задание по группам)
б) Решение кроссворда (на обобщение знаний по всем сказкам) |
Теперь сегодня к нам приплыла золотая
рыбка из сказки о рыбаке и рыбке. Она нам
приготовила волшебные конверты, откройте их и
достаньте содержимое. Что вы увидели? (буквы). Из этих букв, вам надо сложить персонажа из сказки, и затем приклеить его на лист бумаги. Кто будет готов, поднимаем сигнальную карточку. Работы вывешиваются на доску. Попадья , старче, Елисей, Гвидон Из каких сказок пришли к нам эти герои? Про кого из них мы не можем однозначно ответить положительный это герой или отрицательный? Итак, молодцы. А сейчас внимание, у вас а столах лежат компьтеры. Перед вами открытый кроссворд. Внимательно ознакомьтесь с заданием внимательно читайте вопрос. Ваша задача нажать на цифру слова, затем появится вопрос. Вам нужно на него ответить. Ответ вписать в строчку, обратите внимание на правильное написание слов. Будьте очень внимательны. Ваше время ограниченно на компьютере слова вбивает один человек. После выполнения кроссворда компьютер вам выдаст результат. Хорошо справились с заданием. |
Слайд № 16
Если в школе есть возможность обеспечить данный урок пятью персональными ноутбуками, то задание выполняется на компьютере, если нет, то кроссворды раздаются на листах каждой группе. Слайд № 17 или Приложение 2 |
6. Обобщение знаний. | Теперь следующее задание. Посмотрите на
этот слайд. Здесь выписаны все сказки, которые вы
сегодня изучали, а справа главные мысли, которые
автор хочет донести до читателя. И соединить их
стрелочками. Народная мудрость гласит, что СКАЗКА - родник доброты. СКАЗКА - мудрость поколений. Почему люди так говорят про сказки? (Ответы детей) СКАЗКИ - это наши учителя. Они учат нас бороться со злом, воспитывают в нас лучшие черты: честность, правдивость, взаимовыручку. |
Слайд № 18 (проверка по анимации)
Слайд № 19 |
7. Подведение итогов урока | Сегодня мы еще раз погрузились в мир
сказки. Этот мир загадочный, фантастичный и
одновременно поучительный. На уроках
литературного чтения мы вновь и вновь будем
возвращаться к сказкам. Наше путешествие еще не
закончено. Понравился ли вам урок? Какие задания вам показались самыми сложными? Самыми интересными? Спасибо вам большое. Все хорошо поработали. |
Слайд № 20 |