Оксиды. Классификация

Разделы: Химия


Цель урока:

  • Сформировать понятия об оксидах
  • Закрепить на оксидах знания химической номенклатуры.

Учащийся должен знать:

  • Отличительные особенности оксидов.
  • Классификацию оксидов

Учащийся должен уметь:

  • Из приведенных формул неорганических веществ выбрать формулы оксидов.
  • Строить формулы оксидов по названиям.
  • Называть оксиды по приведенной формуле

Оборудование: Образцы оксидов, которые имеются в школьной лаборатории, раздаточный материал - карточки

Ход урока

Оксиды - это соединения двух элементов, один из которых кислород.

Общая формула оксида: ЭmОn,

где m - число атомов элемента

n - число атомов кислорода

Примеры некоторых оксидов: K2O, CaO, SO2, P2O5

Основные правила современной международной номенклатуры

Название оксида = "Оксид" + Название элемента в родительном падеже + С.О. римскими цифрами

Если элемент имеет постоянную степень окисления, ее в названии не указывают.

Пример:

  • K2O оксид калия
  • CaO оксид кальция
  • SO2 оксид серы (IV)
  • P2O5 оксид фосфора (V)

Классификация оксидов

Несолеобразующие оксиды - это оксиды, которые не образуют солей при взаимодействии с кислотами и основаниями. Их немного.

Запомните четыре несолеобразующих оксидоа: CO, SiO, N2O, NO.

Солеобразующие - это оксиды, которые образуют соли при взаимодействии с кислотами или основаниями.

Например:

  • Na2O (оксид) + HCl (кислота) = 2NaCl (соль) + H2O
  • SO3 (оксид) + 2NaOH (основание) = Na2SO4 (соль) + H2O

Многие солеобразующие оксиды взаимодействуют с водой. Продукты взаимодействия оксидов с водой называют гидроксидами.

Например:

  • Na2O (оксид) + H2O = 2NaOH (гидроксид)
  • SO3 (оксид) + H2O = H2SO4 (гидроксид)

Любой гидроксид содержит гидроксильные группы.

Гидроксиды могут быть основаниями (NaOH, Cu(OH)2) или кислотами (H2SO4,H3PO4). Некоторые гидроксиды являются амфотерными (Zn(OH)2 = H2ZnO2)/

В зависимости от характера соответствующего гидроксида все солеобразующие оксиды деляться на три типа: основные, кислотные, амфотерные.

Основные оксиды - это оксиды, гидроксиды которых являются основаниями. Все основные оксиды являются оксидами металлов. Смотри (Приложение 1)

Кислотные оксиды - это оксиды, гидроксиды которых являются кислотами. Большинство кислотных оксидов являются оксидами неметаллов. Смотри (Приложение 1)

Амфотерные оксиды - это оксиды, которым соответствуют амфотерные гидроксиды.

Все амфотерные оксиды являются оксидами металлов. Смотри схему:

Далее учитель демонстрирует образцы оксидов, имеющиеся в школьной лаборантской. При этом надо выделить, что оксиды очень распространены в природе.

I. Закрепление материала.

Каждому ученику предлагается таблица.

K2O H2O KCl SO2 HCl N2O5 Al2O3 BaO P2O3 CuO
C12H22O11 PbO2 Mn2O3 MgO P2O5 Cl2O7 KOH Ag2O NiO HBr

Учащиеся в каждой строке находят лишнее соединение и вычеркивает его.

II. Расчеты с использованием формул оксидов.

Задача: Рассчитать массовую долю алюмия и кислорода в оксиде алюминия.

Дано:

Al2O3

Найти:

Решение:

1) Выписываем значения Ar из таблицы Д.И. Менделеева: Ar(Al) = 27, Ar(О) = 16

2) Рассчитываем относительную молекулярную массу вещества

Mr (Al2O3) = 2 * Ar(Al) + 3 * Ar(О) = 2 * 27 + 3 * 16 = 102

3) Рассчитываем массовую долю алюминия в соединении:

Учащиеся приходят к выводу, что сумма всех массовых долей в соединении равна 1 или 100%. Учитель добавляет, что это удобный метод проверки результата.

III. Домашнее задание.

В таблицу (см. выше) вписать названия соответствующих оксидов.

Карточки с таблицей соответствуют количеству человек в классе.