Тип урока: урок закрепления знаний,умений, навыков.
Цели урока:
- развивать умения изменять существительные по вопросам;
- уметь определять род, число существительных;
- закреплять знания о части речи “ существительное”;
- воспитывать дружбу и коллективизм.
Оборудование: “дерево”, “облака” со словами, “цветы”, “бабочки”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуйте их.
Итак, мы отправляемся в путешествие по стране имени Существительного. Во время путешествия нас ждёт много интересных сюрпризов-задачек. Я думаю, что вы легко справитесь с ними, так как очень хорошо знакомы с частью речи, которая обозначает предмет.
2. Повторение изученного. (Устно.)
Итак, в путь. Ребята, посмотрите, а вот и наши “кораблики – облачка” на которых мы полетим в страну имени Существительного Давайте подумаем, на какие группы вы сможете распределить слова на этих “корабликах – облачках”?
(На облачках словарные слова на букву и чистописание буква М.)
Итак, молодцы.
1-й ряд – летит на “облачках” со словами м.р.
2-й ряд – летит на “облачках” со словами ср.р.
3-й ряд – летит на “облачках” со словами ж.р.
3. Чистописание. (В тетради.)
Итак ,ребята, мы отправляемся в страну имени Существительного . Я вижу, что все вы готовы. Впереди вас ждёт работа в тетради – это будет первым испытанием.
Сядьте прямо, не кривитесь
Ровно локти положите.
И тетрадки под углом –
Положите все кругом.
Итак, ребята, запишите словарные слова с наших “облачков” к себе в тетрадь. Составьте предложение с одним из слов. (Запись в тетрадь.)
В лесу растёт вкусная малина.
малина (какая ?) вкусная
растёт (где?) в лесу
вкусная – 7б., 8зв.,3сл., вкус- ная
(Один ученик у доски записывает и разбирает с последующей проверкой.)
Молодцы, все справились с первым заданием.
Закроем глазки, представим, что мы летим по голубому небу на лёгких облачках. Тихо сосчитаем до пяти. (Открываем глаза.) ” Кораблики –облачка” переносят нас на полянку весенне-летнего сказочного луга страны имени Существительного.
4. Работа по теме. (Устно + запись в тетрадь.)
Здесь непременно присутствуют наши друзья – существительные. Узнайте их: я буду читать предложения, а вы смотрите на картину и найдите все существительные.
На лугу растёт дерево. Около дерева сидит ёж. По дереву ползёт жук. А над деревом летят птицы. Они думают о дереве. Весной там были их гнёзда.
– Назовите все существительные? (На лугу, дерево, около дерева, ёж, по
дереву, жук, над деревом, птицы, о дереве, весной, гнёзда.)
– Какое слово в тексте повторяется?
– Поставьте вопрос к каждому из этих слов?
– Что заметили? (Изменяются окончания.)
– Какой вывод? (Сущ. изменяются по вопросам.)
Запишите вопросы и ответы к ним в тетрадь.
что? дерево
около чего? около дерева
по чему? по дереву
над чем? над деревом
о чём? о дереве
5. Физпауза.
Мы шагали друг за другом
Лесом и зелёным лугом
В поле бабочки летали
Крылья пёстрые мелькали
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Приземлились.
6. Работа с учебником. (Самостоятельно.)
Ребята, мы хорошо отдохнули и теперь продолжим путешествие. Жители страны имени Существительного хотят узнать, как вы умеете работать коллективно, помагать друг другу. Сейчас откройте свои учебники на стр. 70 № 380, с последующей проверкой друг у друга.
7. Закрепление. (Работа в паре.)
Наше путешествие продолжается. И впереди у нас озеро страны имени Существительного. Вас ждёт интересное задание, которое выполнять вы будете в парах. На озере расположены вопросы, а на партах у вас карточки, на которых слова. Я называю вопрос, а вы находите слово, которое отвечает на этот вопрос.
что? чего? чему? чем? о чём? |
капля капли капле каплей о капле |
кувшинка кувшинки кувшинке кувшинкой о кувшинке |
кто? кого? кому? кем? о ком? |
рыбка рыбки рыбке рыбкой о рыбке |
лягушка лягушки лягушке лягушкой о лягушке |
8. Итог.
Наше путешествие по стране имени Существительного подошло к концу. “Кораблики – облачка” помогли нам в этом. А теперь давайте вспомним, что во время нашего путешествия мы повторяли?
– Что такое существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)
– Назовите , как изменяются имена существительные? (Изменяется по родам и числам.)
– Что меняется в существительном, когда они отвечают на разные вопросы? (Меняются окончания.)
9. Оценки.
10. Д/з с.71 № 382 (разбор)
Необходимо изменить существительные во мн. числе на сущ. в ед. – это 1.
Эти же существительные изменить по вопросам. – это 2.
Звезда, скала, нора.
Какой вопрос вы будите использовать? (Что?)
11. * Если останется время.
Давайте поиграем. Игра называется “Сорви яблочко”.
На доске у меня яблоня с яблочками. Но яблочки непростые, на них буквы, которые вы должны вставить в слова, в моей таблице. Мы повторим с вами самые первые и самые важные правила русского языка. А заодно и повторим род и число существительных.
ч...шки | ж..рафы | щ..ки |
ч..йники | ч..щи | щ..вель |
ч..й | ж..знь |