Изменение имен существительных по вопросам. Закрепление. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок закрепления знаний,умений, навыков.

Цели урока:

  • развивать умения изменять существительные по вопросам;
  • уметь определять род, число существительных;
  • закреплять знания о части речи “ существительное”;
  • воспитывать дружбу и коллективизм.

Оборудование: “дерево”, “облака” со словами, “цветы”, “бабочки”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуйте их.

Итак, мы отправляемся в путешествие по стране имени Существительного. Во время путешествия нас ждёт много интересных сюрпризов-задачек. Я думаю, что вы легко справитесь с ними, так как очень хорошо знакомы с частью речи, которая обозначает предмет.

2. Повторение изученного. (Устно.)

Итак, в путь. Ребята, посмотрите, а вот и наши “кораблики – облачка” на которых мы полетим в страну имени Существительного Давайте подумаем, на какие группы вы сможете распределить слова на этих “корабликах – облачках”?

(На облачках словарные слова на букву и чистописание буква М.)

Итак, молодцы.

1-й ряд – летит на “облачках” со словами м.р.
2-й ряд – летит на “облачках” со словами ср.р.
3-й ряд – летит на “облачках” со словами ж.р.

3. Чистописание. (В тетради.)

Итак ,ребята, мы отправляемся в страну имени Существительного . Я вижу, что все вы готовы. Впереди вас ждёт работа в тетради – это будет первым испытанием.

Сядьте прямо, не кривитесь
Ровно локти положите.
И тетрадки под углом –
Положите все кругом.

Итак, ребята, запишите словарные слова с наших “облачков” к себе в тетрадь. Составьте предложение с одним из слов. (Запись в тетрадь.)

В лесу растёт вкусная малина.
малина (какая ?) вкусная
растёт (где?) в лесу
вкусная – 7б., 8зв.,3сл., вкус- ная

(Один ученик у доски записывает и разбирает с последующей проверкой.)

Молодцы, все справились с первым заданием.

Закроем глазки, представим, что мы летим по голубому небу на лёгких облачках. Тихо сосчитаем до пяти. (Открываем глаза.) ” Кораблики –облачка” переносят нас на полянку весенне-летнего сказочного луга страны имени Существительного.

4. Работа по теме. (Устно + запись в тетрадь.)

Здесь непременно присутствуют наши друзья – существительные. Узнайте их: я буду читать предложения, а вы смотрите на картину и найдите все существительные.

На лугу растёт дерево. Около дерева сидит ёж. По дереву ползёт жук. А над деревом летят птицы. Они думают о дереве. Весной там были их гнёзда.

– Назовите все существительные? (На лугу, дерево, около дерева, ёж, по дереву, жук, над деревом, птицы, о дереве, весной, гнёзда.)
– Какое слово в тексте повторяется?
– Поставьте вопрос к каждому из этих слов?
– Что заметили? (Изменяются окончания.)
– Какой вывод? (Сущ. изменяются по вопросам.)

Запишите вопросы и ответы к ним в тетрадь.

что? дерево
около чего? около дерева
по чему? по дереву
над чем? над деревом
о чём? о дереве

5. Физпауза.

Мы шагали друг за другом
Лесом и зелёным лугом
В поле бабочки летали
Крылья пёстрые мелькали
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружились.
Приземлились.

6. Работа с учебником. (Самостоятельно.)

Ребята, мы хорошо отдохнули и теперь продолжим путешествие. Жители страны имени Существительного хотят узнать, как вы умеете работать коллективно, помагать друг другу. Сейчас откройте свои учебники на стр. 70 № 380, с последующей проверкой друг у друга.

7. Закрепление. (Работа в паре.)

Наше путешествие продолжается. И впереди у нас озеро страны имени Существительного. Вас ждёт интересное задание, которое выполнять вы будете в парах. На озере расположены вопросы, а на партах у вас карточки, на которых слова. Я называю вопрос, а вы находите слово, которое отвечает на этот вопрос.

что?
чего?
чему?
чем?
о чём?
 капля
капли
капле
каплей
о капле
кувшинка 
кувшинки
кувшинке 
кувшинкой
о кувшинке
кто?
кого?
кому?
кем?
о ком?
рыбка
рыбки
рыбке
рыбкой
о рыбке
лягушка
лягушки
лягушке
лягушкой
о лягушке

8. Итог.

Наше путешествие по стране имени Существительного подошло к концу. “Кораблики – облачка” помогли нам в этом. А теперь давайте вспомним, что во время нашего путешествия мы повторяли?

– Что такое существительное? (Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?)

– Назовите , как изменяются имена существительные? (Изменяется по родам и числам.)

– Что меняется в существительном, когда они отвечают на разные вопросы? (Меняются окончания.)

9. Оценки.

10. Д/з с.71 № 382 (разбор)

Необходимо изменить существительные во мн. числе на сущ. в ед. – это 1.

Эти же существительные изменить по вопросам. – это 2.

Звезда, скала, нора.

Какой вопрос вы будите использовать? (Что?)

11. * Если останется время.

Давайте поиграем. Игра называется “Сорви яблочко”.

На доске у меня яблоня с яблочками. Но яблочки непростые, на них буквы, которые вы должны вставить в слова, в моей таблице. Мы повторим с вами самые первые и самые важные правила русского языка. А заодно и повторим род и число существительных.

ч...шки ж..рафы щ..ки
ч..йники ч..щи щ..вель
ч..й ж..знь