Цели:
- актуализировать знания обучающихся о геометрических преобразованиях;
- формировать умения применять эти геометрические преобразования к построению графиков, содержащих модуль;
- закрепить знания и умения по построению графиков в практической ситуации при решении уравнений;
- отрабатывать навыки построения графиков с использованием компьютера в среде MS Office Excel;
- вовлекать учащихся в творческую и коммуникативную деятельность через проектную работу.
Оборудование:
- Компьютерный класс, мультимедийный проектор и экран.
- Раздаточный материал (инструкционная карта по построению графиков в Excel, карточки трехуровневые, презентация к уроку, презентации с проектами детей, презентация для релаксации)
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
– Приветствие учащихся;
– Целеполагание.
II. Актуализация знаний
1. Актуализация знаний по математике
– Что называется графиком функции? (Графиком
называется множество точек координатной
плоскости, у которых значения х и у связаны
некоторой зависимостью и каждому значению х
соответствует единственное значение у).
– Графический способ – один из самых удобных
и наглядных способов представления и анализа
информации.
– Например, метеорологическая служба фиксирует
изменения температуры, строя с помощью
термографа (специального прибора, отмечающего
температуру на движущейся ленте или экране
дисплея) график температуры.
– Используя показания сейсмографов (приборов,
непрерывно фиксирующих колебания почвы и
строящих специальные графики – сейсмограммы)
геологи могут предсказывать приближение
землетрясения или цунами.
– Врачи выявляют болезни сердца, изучая графики,
полученные с помощью кардиографа, их называют
кардиограммами.
– Широко применяются графики в экономике, в
частности кривая спроса и предложения, линия
производственных возможностей.
– Таким образом, видим, что графики с нами на
протяжении всей жизни и их необходимо уметь
строить и читать.
– Мы с Вами начали изучать модуль и его
применение. Скажите классическое определение
модуля (ответы детей).
– Давайте повторим основные геометрические
преобразования, которые мы используем при
построении графиков. На слайде примеры,
учащиеся озвучивают их и рассказывают о том или
ином преобразовании.
– А сейчас вспомним построение графика.
Предлагаю построить график функции (слайд).
Работа с классом над построением графика.
Находим нули функции: х1 = 2, х2 = 0
1) х < 0
у = х – х + 2 + х = х + 2
2) 0 < х < 2
у = х – х + 2 – х = – х + 2
3) х > 2
у = х + х – 2 – х = х – 2
Получаем график:
(График построен на доске, а также представлен на слайде).
2. Актуализация знаний по информатике
– Какая программа поможет нам в построении
графиков? (Excel)
– Что является минимальным элементом Excel? (Ячейка)
– Что имеет каждая ячейка? (Имя)
– Как называется группа ячеек? (Диапазон)
– С чего начинаются вычисления в Excel? (Со знака
равенства)
– Для построения графика, что в Excel нам
необходимо (Точки)
– Что имеет каждая точка? (Координаты)
– Значение какой координаты мы выбираем сами? (Х)
– Как находим У? (Записываем формулу и
протягиваем ее для всех введенных значений Х)
– У Вас на парте инструкционная карта по построению графика в Excel, который Вы только что построили в тетрадях. Давайте вспомним, как это делается в Excel (Работа с инструкционной картой, учитель показывает на компьютере каждый шаг, все действия отражаются на экране, учащиеся помогают учителю).
Инструкционная карта <Приложение 1>
II. Практическая часть урока
У учащихся на партах карточки (трехуровневые – распределены с учетом индивидуальных особенностей учащихся) разного цвета: зеленые и красные. Цвет карточки показывает деление ребят на группы для работы за компьютером. На карточках два задания: задание на построение графика ребята выполняют за компьютером, второе задание на решение уравнения с модулем выполняют в тетрадях.
Карточки:
№1, уровень 1
1. –
построить графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№2, уровень 1
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№ 3, уровень 1
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№ 4, уровень 1
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№ 5, уровень 1
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№ 6, уровень 2
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№7, уровень 2
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№8, уровень 2
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№9, уровень 2
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№10, уровень 3
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№11, уровень 3
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№12, уровень 3
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
№13, уровень 3
1. – построить
графики в Excel
2. – решить
графически уравнение
– Сейчас мы переходим к практической части
урока. У вас на партах карточки. В карточке два
задания. Первое задание на построение графика вы
выполняете за компьютером, второе задание на
решение уравнения вы выполняете в тетрадях.
– К работе за компьютером приступают ребята, у
которых карточка зеленого цвета.
– Работу за компьютером предлагаю оценить Вам в
листе самооценки.
III. Релаксация
Предлагаем Вам немного отдохнуть,
расслабиться, послушать музыку и постараться
представить себя внутри каждой картины,
насладиться красивой природой.
(Просмотр презентации – Релаксация). <Приложение 2>
После одного задания карточки учащиеся меняются.
К работе за компьютерами приступают учащиеся с
карточками красного цвета.
IV. Защита проектов
Учащиеся представляют выполненные ими проекты
по построению графиков (презентации):
Проект «Тюльпан» <Приложение 3>
Проект «Аусеклис» <Приложение
4>
Проект «Ракета» <Приложение 5>
V. Итог урока
Учитель математики озвучивает оценки за
решение уравнений.
Учитель информатики подводит итог по листам
самооценки.