"Построение графиков и решение уравнений, содержащих модуль, на основе геометрических преобразований и в среде MS Office Excel". Интегрированный урок (математика + информатика)

Разделы: Математика, Информатика


Цели:

  • актуализировать знания обучающихся о геометрических преобразованиях;
  • формировать умения применять эти геометрические преобразования к построению графиков, содержащих модуль;
  • закрепить знания и умения по построению графиков в практической ситуации при решении уравнений;
  • отрабатывать навыки построения графиков с использованием компьютера в среде MS Office Excel;
  • вовлекать учащихся в творческую и коммуникативную деятельность через проектную работу.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, мультимедийный проектор и экран.
  • Раздаточный материал (инструкционная карта по построению графиков в Excel, карточки трехуровневые, презентация к уроку, презентации с проектами детей, презентация для релаксации)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

– Приветствие учащихся;
– Целеполагание.

II. Актуализация знаний

1. Актуализация знаний по математике

– Что называется графиком функции? (Графиком называется множество точек координатной плоскости, у которых значения х и у связаны некоторой зависимостью и каждому значению х соответствует единственное значение у).
–  Графический способ – один из самых удобных и наглядных способов представления и анализа информации.
– Например, метеорологическая служба фиксирует изменения температуры, строя с помощью термографа (специального прибора, отмечающего температуру на движущейся ленте или экране дисплея) график температуры.
– Используя показания сейсмографов (приборов, непрерывно фиксирующих колебания почвы и строящих специальные графики – сейсмограммы) геологи могут предсказывать приближение землетрясения или цунами.
– Врачи выявляют болезни сердца, изучая графики, полученные с помощью кардиографа, их называют кардиограммами.
– Широко применяются графики в экономике, в частности кривая спроса и предложения, линия производственных возможностей.
– Таким образом, видим, что графики с нами на протяжении всей жизни и их необходимо уметь строить и читать.
– Мы с Вами начали изучать модуль и его применение. Скажите классическое определение модуля (ответы детей).
– Давайте повторим основные геометрические преобразования, которые мы используем при построении графиков. На слайде  примеры, учащиеся озвучивают их и рассказывают о том или ином преобразовании.
– А сейчас вспомним построение графика. Предлагаю построить график функции  (слайд).
Работа с классом над построением графика.

Находим нули функции: х1 = 2, х2 = 0

1) х < 0

у = х – х + 2 + х = х + 2

2) 0 < х < 2

у = х – х + 2 – х = – х + 2

3) х > 2

у = х + х – 2 – х = х – 2

Получаем график:

(График построен на доске, а также представлен на слайде).

2. Актуализация знаний по информатике

– Какая программа поможет нам в построении графиков? (Excel)
– Что является минимальным элементом Excel? (Ячейка)
– Что имеет каждая ячейка? (Имя)
– Как называется группа ячеек? (Диапазон)
– С чего начинаются вычисления в Excel? (Со знака равенства)
– Для построения графика, что в Excel нам необходимо (Точки)
– Что имеет каждая точка? (Координаты)
– Значение какой координаты мы выбираем сами? (Х)
– Как находим У? (Записываем формулу и протягиваем ее для всех введенных значений Х)

– У Вас на парте инструкционная карта по построению графика в Excel, который Вы только что построили в тетрадях. Давайте вспомним, как это делается в Excel (Работа с инструкционной картой, учитель показывает на компьютере каждый шаг, все действия отражаются на экране, учащиеся помогают учителю).

Инструкционная карта <Приложение 1>

II. Практическая часть урока

У учащихся на партах карточки (трехуровневые – распределены с учетом индивидуальных особенностей учащихся) разного цвета: зеленые и красные. Цвет карточки показывает деление ребят на группы для работы за компьютером. На карточках два задания: задание на построение графика ребята выполняют за компьютером, второе задание на решение уравнения с модулем выполняют в тетрадях.

Карточки:

№1, уровень 1

1.  – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№2, уровень 1

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№ 3, уровень 1

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№ 4,  уровень 1

1. – построить графики в Excel
2. – решить графически уравнение

№ 5, уровень 1
1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№ 6, уровень 2

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№7, уровень 2

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№8, уровень 2

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№9, уровень 2

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№10, уровень 3

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№11, уровень 3

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№12, уровень 3

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

№13, уровень 3

1. – построить графики в Excel
2.  – решить графически уравнение

– Сейчас мы переходим к практической части урока. У вас на партах карточки. В карточке два задания. Первое задание на построение графика вы выполняете за компьютером, второе задание на решение уравнения вы выполняете в тетрадях.
– К работе за компьютером приступают ребята, у которых карточка зеленого цвета.
– Работу за компьютером предлагаю оценить Вам в листе самооценки.

III. Релаксация

Предлагаем Вам немного отдохнуть, расслабиться, послушать музыку и постараться представить себя внутри каждой картины, насладиться красивой природой.
(Просмотр презентации – Релаксация). <Приложение 2>
После одного задания карточки учащиеся меняются. К работе за компьютерами приступают учащиеся с карточками красного цвета.

IV. Защита проектов

Учащиеся представляют выполненные ими проекты по построению графиков (презентации):
Проект «Тюльпан» <Приложение 3>
Проект «Аусеклис» <Приложение 4>
Проект «Ракета» <Приложение 5>

V. Итог урока

Учитель математики озвучивает оценки за решение уравнений.
Учитель информатики подводит итог по листам самооценки.