Занятие по формированию элементарных математических представлений с детьми среднего возраста с использованием развивающих игр по теме "Пять волшебных сундучков"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • закрепить знания детей о геометрических фигурах; представление об их признаках и свойствах (цвет, форма, размер); счет в пределах 5; цифры 1-5;
  • упражнять в раскладывании предметов по величине; в умении выбирать из множества фигур необходимую по двум и по трем свойствам; в умении видеть из частей целое; в умении декодировать фигуры по трем свойствам;
  • развивать мышление, внимание, воображение, речь; умение “читать” по схеме и размещать блоки в определенной последовательности; способность к исследовательской деятельности;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям; самостоятельность;
  • доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Материалы к занятию:

  • изображение клоуна: с одной стороны – грустного, с другой – веселого;
  • пять матрешек разного размера;
  • карточки для игры “Разложи предметы по величине” на каждого ребенка;
  • колобок, домик для колобка и схема для игры “Строим дорожку”;
  • мяч и скакалка;
  • карточки для игры “Что лишнее”;
  • карточки для игры “Раскрась картинки” на каждого ребенка;
  • игра “Блоки Дьенеша” (один комплект на двоих детей и два для воспитателя);
  • карточки-символы с изображением свойств фигур: цвет (красный, желтый, синий); форма (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); размер (большой, маленький) ;
  • пять сундучков с изображенными на них замками и цифрами от 1 до 5;

Методы и приемы:

  • игровой;
  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;

ТСО: ноутбук с записью выступления клоуна.

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель: Дети, посмотрите на меня, я вам улыбаюсь. Улыбнитесь и вы мне, а теперь друг другу и гостям. Я желаю сегодня всем хорошего настроения.

2. Основная часть

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это? (Обратить внимание на рисунок клоуна на доске.)

Ответы детей.

Воспитатель: Его зовут Клёпа. Какой он? (Грустный.)

– Хотите узнать, почему он грустный? (Да.)

– Клёпа очень любит играть в разные игры и игрушки. Когда он поиграет, он все убирает в сундучки, а сундучки не простые, они с замочками. Но у Клёпы случилась беда – он хочет играть, а ключи от сундучков потерял. (Поднять платок и показать сундучки: их пять штук, на каждом из них цифры от 1 до 5 и изображение замка.). Клёпа просит нас помочь найти ему ключи, открыть сундучки и поиграть. Поможем Клёпе? (Да.)

– Давайте посчитаем, сколько всего сундучков? (5.)

– Посмотрите, какие они все разные. Покажите самый маленький, самый большой. Найдите сундучок с цифрой 1. Теперь посмотрите, какой у него ключик (маленький, красный круг- показ карточек-символов). Дети находят из набора блоков такую фигуру и кладут на замок. Сундучок открывается. Молодцы!

Воспитатель достает пять матрешек разной величины, показывает детям.

– Эта игра называется: “Разложи по величине”. (Показ выполнения воспитателем: выстраивают матрешек в ряд от самой большой до самой маленькой.) А теперь подойдите к столам, и сами разложите свои предметы по величине.

Дети самостоятельно выполняют задание, а воспитатель индивидуально задает вопросы:

– Какого цвета фигура?
– Какой формы фигура?
– Покажи самый маленький предмет;
– Покажи самый большой предмет;
– Молодцы! Давайте мы дадим Клёпе поиграть эту игру. Возьмите свои карточки и аккуратно положите в сундучок. Хорошо!
– Теперь найдите сундучок с цифрой 2. Чтобы его открыть, необходимо найти вот такой ключик. (Показ карточек-символов: большой, желтый квадрат.)

В сундучке №2 находятся: колобок и домик.

Д/и “Строим дорожку” (воспитатель показывает схему, а дети по ней выкладывают дорожку из блоков Дьенеша)

После того, как дорожка будет достроена, спросить:

– Сколько использовали для строительства кругов?
– Сколько использовали фигур красного цвета?
– Каких фигур использовали больше?

Ключ к третьему сундучку – маленький, синий треугольник.

В сундучке №3 находятся: мяч и скакалка.

– Клёпа очень любит спортивный инвентарь, а вам нравится заниматься спортом?

3. Физкультминутка

(Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения.)

Любим спортом заниматься,
Будем очень мы стараться.
Мяч бросать и принимать,
Метко вдаль его кидать.

Ловко прыгать на скакалке,
Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать,
Руки к верху поднимать,
Наклоняться вправо, влево,
Все мы делаем умело.

Дети находят ключ к четвертому сундучку – большой, красный прямоугольник. В сундучке №4 находятся карточки для игры “Что лишнее”. Дети садятся на стульчики, проводится коллективная игра. Воспитатель показывает карточку, а дети говорят какая фигура лишняя и объясняют почему.
Ключ к пятому сундучку – маленький, желтый круг.
В сундучке №5 находятся карточки для игры “Раскрась картинки”.
Дети подходят к столу и составляют картинку из частей способом наложения разноцветных блоков на листок с изображением какой-либо картинки.

Воспитатель (задает вопросы):

– На что похожа картинка? (На паровоз, экскаватор, паровоз, клоун, собачка, кораблик и др.)
– Сколько использовал фигур синего (красного, желтого) цвета?
– Сколько взял квадратов (кругов, треугольников, прямоугольников)?
– Молодцы! У вас получились очень красивые картинки.

4. Заключительная часть

Воспитатель: Посмотрите на Клёпу. Какой он стал? (веселый) Как вы думаете, почему Клёпа улыбается? (Ответы детей.)
– Да, Клёпа очень рад, что вы ему помогли и приглашает вас посмотреть свое выступление.

(Дети смотрят по ноутбуку выступление клоуна.)