Программное содержание:
- закрепить знания детей о геометрических фигурах; представление об их признаках и свойствах (цвет, форма, размер); счет в пределах 5; цифры 1-5;
- упражнять в раскладывании предметов по величине; в умении выбирать из множества фигур необходимую по двум и по трем свойствам; в умении видеть из частей целое; в умении декодировать фигуры по трем свойствам;
- развивать мышление, внимание, воображение, речь; умение “читать” по схеме и размещать блоки в определенной последовательности; способность к исследовательской деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям; самостоятельность;
- доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Материалы к занятию:
- изображение клоуна: с одной стороны – грустного, с другой – веселого;
- пять матрешек разного размера;
- карточки для игры “Разложи предметы по величине” на каждого ребенка;
- колобок, домик для колобка и схема для игры “Строим дорожку”;
- мяч и скакалка;
- карточки для игры “Что лишнее”;
- карточки для игры “Раскрась картинки” на каждого ребенка;
- игра “Блоки Дьенеша” (один комплект на двоих детей и два для воспитателя);
- карточки-символы с изображением свойств фигур: цвет (красный, желтый, синий); форма (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); размер (большой, маленький) ;
- пять сундучков с изображенными на них замками и цифрами от 1 до 5;
Методы и приемы:
- игровой;
- наглядный;
- словесный;
- практический;
ТСО: ноутбук с записью выступления клоуна.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети заходят в группу, встают в круг.
Воспитатель: Дети, посмотрите на меня, я вам улыбаюсь. Улыбнитесь и вы мне, а теперь друг другу и гостям. Я желаю сегодня всем хорошего настроения.
2. Основная часть
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто это? (Обратить внимание на рисунок клоуна на доске.)
Ответы детей.
Воспитатель: Его зовут Клёпа. Какой он? (Грустный.)
– Хотите узнать, почему он грустный? (Да.)
– Клёпа очень любит играть в разные игры и игрушки. Когда он поиграет, он все убирает в сундучки, а сундучки не простые, они с замочками. Но у Клёпы случилась беда – он хочет играть, а ключи от сундучков потерял. (Поднять платок и показать сундучки: их пять штук, на каждом из них цифры от 1 до 5 и изображение замка.). Клёпа просит нас помочь найти ему ключи, открыть сундучки и поиграть. Поможем Клёпе? (Да.)
– Давайте посчитаем, сколько всего сундучков? (5.)
– Посмотрите, какие они все разные. Покажите самый маленький, самый большой. Найдите сундучок с цифрой 1. Теперь посмотрите, какой у него ключик (маленький, красный круг- показ карточек-символов). Дети находят из набора блоков такую фигуру и кладут на замок. Сундучок открывается. Молодцы!
Воспитатель достает пять матрешек разной величины, показывает детям.
– Эта игра называется: “Разложи по величине”. (Показ выполнения воспитателем: выстраивают матрешек в ряд от самой большой до самой маленькой.) А теперь подойдите к столам, и сами разложите свои предметы по величине.
Дети самостоятельно выполняют задание, а воспитатель индивидуально задает вопросы:
– Какого цвета фигура?
– Какой формы фигура?
– Покажи самый маленький предмет;
– Покажи самый большой предмет;
– Молодцы! Давайте мы дадим Клёпе поиграть эту
игру. Возьмите свои карточки и аккуратно
положите в сундучок. Хорошо!
– Теперь найдите сундучок с цифрой 2. Чтобы его
открыть, необходимо найти вот такой ключик. (Показ
карточек-символов: большой, желтый квадрат.)
В сундучке №2 находятся: колобок и домик.
Д/и “Строим дорожку” (воспитатель показывает схему, а дети по ней выкладывают дорожку из блоков Дьенеша)
После того, как дорожка будет достроена, спросить:
– Сколько использовали для строительства
кругов?
– Сколько использовали фигур красного цвета?
– Каких фигур использовали больше?
Ключ к третьему сундучку – маленький, синий треугольник.
В сундучке №3 находятся: мяч и скакалка.
– Клёпа очень любит спортивный инвентарь, а вам нравится заниматься спортом?
3. Физкультминутка
(Дети произносят слова и выполняют соответствующие движения.)
Любим спортом заниматься,
Будем очень мы стараться.
Мяч бросать и принимать,
Метко вдаль его кидать.Ловко прыгать на скакалке,
Ног своих совсем не жалко.
Приседать и вновь вставать,
Руки к верху поднимать,
Наклоняться вправо, влево,
Все мы делаем умело.
Дети находят ключ к четвертому сундучку –
большой, красный прямоугольник. В сундучке №4
находятся карточки для игры “Что лишнее”. Дети
садятся на стульчики, проводится коллективная
игра. Воспитатель показывает карточку, а дети
говорят какая фигура лишняя и объясняют почему.
Ключ к пятому сундучку – маленький, желтый круг.
В сундучке №5 находятся карточки для игры
“Раскрась картинки”.
Дети подходят к столу и составляют картинку из
частей способом наложения разноцветных блоков
на листок с изображением какой-либо картинки.
Воспитатель (задает вопросы):
– На что похожа картинка? (На паровоз,
экскаватор, паровоз, клоун, собачка, кораблик и
др.)
– Сколько использовал фигур синего (красного,
желтого) цвета?
– Сколько взял квадратов (кругов, треугольников,
прямоугольников)?
– Молодцы! У вас получились очень красивые
картинки.
4. Заключительная часть
Воспитатель: Посмотрите на Клёпу. Какой он
стал? (веселый) Как вы думаете, почему Клёпа
улыбается? (Ответы детей.)
– Да, Клёпа очень рад, что вы ему помогли и
приглашает вас посмотреть свое выступление.
(Дети смотрят по ноутбуку выступление клоуна.)