Птицы вокруг нас

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Приобщать детей распознавать птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Приучать самостоятельно подкармливать птиц, беречь деревья и кустарники.

Задачи:

  • знакомить с особенностями их жизни.
  • помочь испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
  • дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой.
  • развитие логического мышления – формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях.
  • учить детей доброте, бережному отношению к природе.
  • воспитывать бережное отношение к птицам.

Словарная работа: окружающая среда, воздушные мешки, мигательная перепонка, древесно-кустарниковые,

Предварительная работа:

  • наблюдение на прогулке, экскурсии в парк, в лес, на пруд за птицами;
  • чтение рассказов, сказок о птицах, составление рассказов о птицах по сюжетным картинкам
  • аппликация с элементами рисования по сказке “Лягушка-путешественница” Гаршина, Г. Снегирев “Про птиц”, В. Максимов “Кто зимует с нами”, Б. Павлов “ Кто поет в зимнем лесу”
  • проблемно-игровая ситуация “ Как бы вы поступили, если бы нашли раненую птичку…?”
  • приобщить родителей к постройке кормушек, покупке корма, написанию докладов о птицах, занесенных в Красную Книгу.
  • пополнить природный уголок фотографиями птиц, масок птиц для театрализованного уголка.
  • организация совместно с родителями праздника “День птиц”
  • домашнее задание: выучить стихотворение о птицах.

Материал:

  • картинки с птицами, с временами года, жетончики-птички.
  • разновидности гнезд,
  • музыка П.Чайковского Цикл “Времена года. “Осень”
  • модель птицы (крыло, голова, лапки, клюв).

Ход занятия

Звучит музыка: Влетает сорока (приносит письмо и присаживается).

Ведущий: Ребята, посмотрите, что за письмо нам принесла сорока. (Стихотворение.)
Послушайте стихотворение и определите, о каком времени года в нем говорится.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как зовется?
                            (М. Ходякова “Осень”)

– Что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему птицы улетели? Но ведь не все птицы улетели? Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать. (Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц и показывают их.)

“Птичья” викторина

– Посмотрите, у меня на деревьях сидят птички, а на них сорока придумала вопрос. Надо ей помочь, а то она не смогла ответить и просит вас помочь. Будем отвечать и собирать в стаю, ведь птицы у нас улетают в теплые края.

1. Птица – это животное или нет? (Это позвоночное животное.)

2. Что есть у птиц? (Перья, пух, крылья, две лапы, клюв. По месту обитания птиц делят на: древесно-кустарниковых, болотных, водных, открытых пространств.)

3. Как птицы приспосабливаются к окружающей среде? (Вьют гнезда, запасают пищу и т.д. Места и способы гнездования у птиц очень разнообразны.)

Все “лишнее”, мешающее полету, природа постаралась устранить. Кости у птиц очень легкие (полые). В их организме есть воздушные мешки, которые заполняют пространство между внутренними органами. Они не только облегчают вес птицы, но и помогают ее дыханию и полету.

4. Какую роль играют перья? (Они служат легкой и прочной “одеждой”.)

5. А клюв? (Он заменяет птице руки.)

С его помощью она захватывает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими действует (манипулирует). Клюв служит и инструментом- молотком, долотом, клещами, кусачками, щипцами для колки орехов, крюком, копьем, ситом и даже ( у пеликанов) кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают пищу и обороняются.

Физкультминутка

Игра “Птицелов”

В центре птицелов с завязанными глазами. Птицы- дети ходят вокруг птицелова со словами:

В лесу, в лесочке,
На земле, на дубочке
Птицы громко поют:
“Ай! Птицелов идет.
Он в неволю нас возьмет.
Птицы улетайте!”

– Птицелов хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра “Превращение”

– А сейчас дети превратятся в птичек и расскажут нам стихотворение или загадают загадку каждый про свою птичку. (см. Приложение 1).

– Ребята, скажите, почему так поют воробышки? А чем питаются птички? Как мы им помогаем в этом? (Не перегружать организм птицам помогает быстрое пищеварение, хотя пернатые поглощают довольно много пищи.)

– У птиц есть третье веко – мигательная перепонка. Для чего она? (Она защищает птичьи глаза от пыли, попадающей во время полета.)

6. Почему яркость перьев характерна не самкам, а самцам? (Когда они сидят в гнезде, им желательно быть как можно незаметнее.)

Окраска птичьих яиц, как правило, тоже маскирующая. У птиц, гнездящихся на земле или в открытых гнездах, она пестрая. А яйца, которые насиживаются в темноте – в дуплах, норах, закрытых гнездах – белые.

7. Где птицы строят гнезда? (Некоторые птицы просто откладывают яйца на земле, другие роют для этого ямку, некоторые строят гнезда на деревьях, под крышами домов.)

8. Чем птицы утепляют гнезда? (Мхом, пухом.)

9. Каково значение птиц в природе. (Они уничтожают насекомых, гусениц, грызунов; распространяют семена.)

Помните! К птицам нужно относиться бережно: не истреблять их, подкармливать, особенно в зимний период.

Игра “Угадай-ка”

У сороки в мешочке лежат модели птицы, давайте угадаем что это, называя часть птицы. А потом попробуем собрать птицу целиком. А что за птица получилась? (дятел, синичка)

“Письмо в уголок природы”

Сорока просится остаться у нас в уголке природы.
Дети (вместе с родителями) сочиняют письмо в уголок природы, где указывают на необходимость заботы о птицах. Начинаться письмо должно с обращения.

“Ребята! Охраняйте птиц- наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом”

А сорока будет принимать ваши письма и читать, а самых активных наградит подарком.

Литература:

  • Экологическая работа в ДОУ. В.Н Чернякова. Творческий центр “Сфера” Москва, 2008.
  • Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. М.: Вако, 2010.
  • Учим детей наблюдать и рассказывать. Мариничева О.В, Елкина Н.В. Ярославль: Академия развития, 2002.
  • Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Жуковского Р.И.. М.: Просвещение, 1981.
  • “Какие месяцы в году?” Шорыгина Т.А. М., 2004.
  • 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1997.