Занятие по математике в подготовительной группе "Нужна ли математика повару?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • совершенствовать знания детей о составе числа 7 из двух меньших чисел;
  • упражнять в счете двойками и тройками в пределах 20;
  • закреплять знания детей о весовых величинах и использовать ранее полученные практические умения: в определении времени по часам, в делении целого на заданное число частей, в составлении и видоизменении геометрических фигур;
  • способствовать формированию дальнейших представлений о важности математики для людей разных профессий (повара) и воспитывать уважительное отношение к труду взрослых;
  • создавать условия для последующего развития логического мышления, поощрять умение делать самостоятельные выводы с использованием математической терминологии.

Демонстрационный материал: фотография, на котором изображены повара ДОУ; 3 банки с подкрашенной водой (компотом) и с надписью; 2 листа с изображением фигур: кругов, расположенных в 2 ряда по 9 шт.; овалов – в 3 ряда по 6 шт.; 4 бумажных мешочка с надписями: 1кг, 1кг, 2кг, 1кг; схематические изображения пирогов с ягодами; схема составления прямоугольника из 4-х треугольников.

Раздаточный материал: конверты с плоскостными изображениями яблок и груш (по 6 шт.); силуэты банок с прорезями); модели часов, которые показывают разное время: 10 ч. 45 мин; 11 ч.; 11 ч. 15 мин.; по 2 квадрата (15/15); ножницы - по количеству детей.

План занятия:

1. Сообщение цели занятия;
2. Задачи на развитие логического мышления.
3. Физминутка
4. Работа по моделям часов.
5. Деление на равные части.
6. Сравнение площадей геом. фигур.
7. Подведение итога занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сообщение цели.

Рассматривание фотографии, на которой изображены повара ДОУ.

– Ребята, подойдите, пожалуйста, поближе ко мне. Я вам хочу показать вот эту фотографию. Узнаете ли вы этих людей? Назовите их. (Это повара нашего детского сада). Кто стоит справа от плиты? А кто слева от плиты? (Дети называют поваров по имени и отчеству).
– Как вы думаете, трудная работа у повара или легкая? (Ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей:
– Да, трудная. Повара много должны потрудиться, чтобы вкусно и сытно накормить взрослых и детей. А как вы считаете, нужна ли повару математика? (Высказывания детей).
– Сегодня на занятии мы с вами еще раз убедимся в этом.

2. Задачи на развитие логического мышления

а) Наши повара сварили компот из разных ягод: клубники, малины, смородины. Угадайте, в какой банке, какой компот.

б) В корзине было 6 яблок и 6 груш. Повар нарезал 7 фруктов и положил в компот. Есть ли в компоте груша? Сколько их там?

Выполнение задания: дети получают корзинки с фруктами (плоскостные изображения) и силуэты банок с прорезями, составляют число 7 из разных фруктов.

Проверка выполнения: задания.

Воспитатель: Сколько груш и сколько яблок положили в компот?
Ребенок: 1 грушу и 6 яблок. (Воспитатель выставляет названные цифры на наборном полотне)
Воспитатель: Кто сварил компот из 1 груши и 6 яблок, те можете поставить свои банки с компотом рядом с цифрами 1 и 6. А кто сварил компот по-другому?

(Аналогично рассматриваются и остальные способы образования числа 7: 2 и 5; 3 и 4; 4 и 3; 5 и 2; 6 и 1).

в) Повара испекли булочки на двух противнях (выставляю 2 листа: с кружками, расположенными в 2 ряда по 9 шт., и овалами – в 3 ряда по 6 шт.). На каком противне поместилось больше булочек? (Ответ: одинаково, поровну, по 18) Докажите, что булочек на противнях поровну. (Дети считают). А как по-другому можно сосчитать, быстрее? (Счет двойками: 2-4-6-8 и т.д.; тройками: 3-6-9-12 и т.д.).

г) В детском саду готовятся к празднику. Елена Викторовна (повар) приготовила яблоки, груши, сахарный песок. (Выставляет мешочки с надписями: яблоки – 1 кг, груши – 1 кг, сахар – 1 кг). Какой из мешочков с продуктами самый тяжелый? А какой самый легкий?
А Фарида Зуфарзяновна (повар) поставила на стол еще 1 мешочек с продуктами – это была мука (2 кг)
– Сколько всего мешочков с продуктами приготовили повара?
– Все ли они одинаковы по весу?
– Мешочек с каким продуктом тяжелее?
– Кто думает по-другому?
– Докажите, что мешочек с мукой тяжелее?
– Что больше, 2 кг или 1 кг? А что меньше?
– А теперь сделайте вывод. (Самый тяжелый мешочек с мукой, потому что он весит 2 кг. Остальные мешки весят по 1 кг. 2 кг тяжелее, чем 1 кг).

Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы справились с заданиями. Как теперь считаете, какими математическими умениями должен владеть повар?
Дети: Повара должны уметь хорошо считать, сравнивать, взвешивать, уравнивать.

3. Физминутка

4. Работа по модели часов

Воспитатель предлагает детям пройти за столы и занять места.

– У вас на столах находятся модели часов. Они показывают разное время. Выслушайте задачу и покажите модель с правильным ответом.

Задача: к празднику поварам нужно приготовить пироги со сладкой начинкой. Для выпечки пирога требуется 30 мин. Пирог поставили в печь в 10 ч 30 мин. Когда пирог будет готов? (Дети показывают модель часов с правильным ответом).

– Что же нужно уметь повару, чтобы пирог не подгорел или не остался недопеченным? (Правильно определять время по часам)

5. Деление на равные части

Воспитатель: «Все что в печи – на стол мечи!». Наши пироги на столе. У каждого повара по 2 одинаковых по величине пирога: 1-й пирог с клубничной начинкой и украшен ягодами клубники; 2-й пирог – с черничной начинкой и украшен ягодами черники. (Вывешивает схематическое изображения пирогов квадратной формы на доске). Каждый из детей хочет получить кусок пирога с ягодкой. На сколько частей можно разделить каждый пирог так, чтобы на каждом куске была ягода и все куски были равными?

Дети: На 8 частей, потому что на каждом пироге по 8 ягод.

– Поделите «пироги» на 8 равных частей разными способами. (У каждого ребенка на столе по 2 одинаковых по размеру квадрата, дети путем перегибания делят квадраты на 8 равных частей). И отрежьте по 1 кусочку от каждого пирога. (Вырезают ножницами). Какой формы получились куски? Какой формы кусок с клубникой? (Прямоугольной формы). Какой формы кусок с черникой? (Треугольной). Сравним кусочки пирогов. Как вы думаете, равные они или нет? (Ответы). Пусть каждый докажет правильность своего ответа. (Оба пирога были равны по величине. Поделили их на одинаковое число частей, значит, куски равны).

6. Сравнение площадей треугольника и прямоугольника с помощью преобразования геометрических фигур (видоизменения треугольника).

Воспитатель: Я вам покажу, равны ли эти куски между собой. Для этого разделим треугольный кусок пирога на 4 равные части. Сколько и каких фигур у вас получилось? (4 треугольника) Сейчас из этих 4 треугольников составьте прямоугольник. (Дети выполняют) Проверьте выполнение задания по этой карточке (Показывает схему составления прямоугольника из 4 равных треугольников). Подумайте, как мы можем сравнить кусочки пирогов?
Дети: Наложить 1 прямоугольник на другой, составленный из треугольников.
Воспитатель: Кто сможет сделать вывод по сравнению кусочков? (Ответ).
– Какие еще математические умения нужны повару?
Дети: Умение делить на равные части, знание геометрических фигур, умение сравнивать по величине.

7. Подведение итогов

Воспитатель: Повар должен обладать великолепной памятью и владеть многими математическими знаниями. Сегодня вы это доказали и все были очень старательными поварятами. Молодцы!

В это время заходит повар с пирогом, предлагает разделить пирог на всех детей поровну. Дети благодарят повара:

Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд!
Спасибо скажем им за это –
Быть поваром нелегкий труд!