Интегрированный урок по окружающему миру и русскому языку "Мир древности: далекий и близкий". Второстепенные члены предложения – обстоятельство

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • формировать умение находить обстоятельство в предложении;
  • разбирать предложение по членам предложения и частям речи;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • закреплять знания учащихся о Древнем Египте, Древней Греции и о Древнем Риме;
  • развивать познавательные интересы, способствовать развитию речи учащихся;
  • совершенствовать умение работать в коллективе, самостоятельно;
  • совершенствовать первоначальные умения и навыки работы на интерактивной доске;
  • воспитывать интерес к изучаемым предметам, любовь к слову.

Оборудование: карточки «Моё настроение», карточки с текстами для чтения и творческой работы, карта мира, интерактивная доска, презентация по теме урока, включающая презентацию коррекции зрения и физминутки, выставка книг, журналов и сувениров.

ХОД УРОКА

Слайд 1

I. Организационный момент

Слайд 2

– Здравствуйте, уважаемые гимназисты.
На нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.
Исполним гимн гимназистов.
Садитесь.

II. Постановка целей и задач

– Уважаемые гимназисты! Сегодня вас ожидает необычный урок. На этом уроке мы совершим  виртуальное путешествие.Как вы понимаете выражение «виртуальное путешествие»?
– Верно, кажущееся перемещение в пространстве и во времени. Совершить это путешествие нам поможет волшебный альбом.

Слайд 3

– А вот каким учебным предметам посвящён наш урок, я уверена, вы скоро догадаетесь сами. (Дата и наименование работы записаны в тетрадях заранее)
– Обратите внимание, у каждого из вас есть карточка «Моё настроение» с изображением жука – скарабея и солнца.
Священный скарабей – один из самых знаменитых жуков на свете.
Ему поклонялись как могущественному божеству.

Слайд 4

– Вспомните, что же это за жук и почему он удостоился таких почестей?
– Какая особая взаимосвязь существовала у жука-скарабея с солнцем?
Скарабей – это жук-навозник, довольно крупный, длиной около 3 см. Из навоза он лепит шарики, которые перекатывает в удобное для него место и закапывает. Эти шарики – запас корма для личинок жука. Слайд 5
– Древние египтяне часто наблюдали, как жуки-скарабеи катят по пустыне шарики. И видели в этом символ движения солнца по небосводу.
– Древние египтяне связывали образ скарабея с солнцем, а солнце было для них главным божеством. Вот и стал жук священным. Слайд 6
– Отметьте на мордочке жука-скарабея, какое у вас сейчас настроение.
– В каком государстве жук-скарабей считался священным животным?
– В Древнем Египте. 
– Сегодня мы совершим виртуальное путешествие в Древний Египет.
– Египтяне писали особыми знаками, как они назывались? Слайд 7
– Иероглифы

III. Чистописание

– Что означает первый иероглиф?  – Идти. Второй? – Дом.
– Напишите иероглифы, соблюдая закономерность.
– Что мы смогли бы написать, используя эти иероглифы?  – Идти домой…
– Скажите, что мог означать в египетском письме один и тот же иероглиф?
– Мог означать целое слово, один или несколько согласных звуков.
– Существовали ли знаки для обозначения гласных звуков? – Нет.
– С почтением относились египтяне к тем, кто овладел мудрёной грамотой.
– Спишите слова древнегреческого философа Демокрита.
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».  Демокрит.
– Объясните смысл этого высказывания.
– Верно, чтобы многое уметь и знать, нужно учиться.
– Подчеркните известные вам орфограммы.
– Сегодня мы побываем и в Древней Греции, на родине Демокрита.
– Догадались, каким учебным предметам посвящён наш урок?
– Наш урок интегрированный. Слово «интеграция» многозначное. Одно из его значений – «интеграция» – это процесс сближения наук.                                                                                              Сегодня на уроке мы повторим тему по окружающему миру  Слайд 8
«Мир древности: далёкий и близкий» и тему по русскому языку «Второстепенный член предложения – обстоятельство».

 IV. Работа по теме урока

1. – Послушайте загадку – описание и ответьте, как называется государство, в котором мы сейчас окажемся. (Читает ученик)
«Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами». 
– На берегах какой реки возникло Египетское царство?                            
– Запишите предложение. (Работа проводится на школьной доске и в тетрадях.)
Египетское царство возникло на берегах Нила.
– Найдите и подчеркните обстоятельство.
– На какой вопрос отвечает обстоятельство? Что обозначает?
– Чем выражено?
– На какие ещё вопросы отвечает обстоятельство места?
– Посмотрите на экран.
– Назовите достопримечательности Древнего Египта.

Слайд 9

(Храм Карнака, пирамиды Гизы, Большой сфинкс)

– Что вы знаете о пирамидах Гизы и о Большом сфинксе?
– Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света, Они были построены без помощи каких – либо машин и механизмов.
– Большой сфинкс, статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, охраняет пирамиды Гизы.
– Какие достопримечательности Древнего Египта вы ещё знаете?

Слайд 10
Слайд 11

(Храм Луксора, пирамида Хеопса)

Пирамида Хеопса – крупнейшая пирамида мира, является усыпальницей фараона Хеопса, её высота 148 метров, вес около семи миллионов тонн.
– На каком материке расположено государство Египет?
Покажите материк и государство на карте. Назовите столицу Египта.
Африка, Каир

2. – Какие государства возникли позже?
– Запишите предложение.
Позже возникли Древняя Греция и Древний Рим
– Найдите и подчеркните обстоятельство.
– На какой вопрос отвечает обстоятельство? Что обозначает?
– Чем выражено?
– Мы вновь отправляемся в путь.
Узнайте по загадке-описанию, где мы окажемся на этот раз.
На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие».
– Посмотрите на экран.

Слайд 12

– Назовите достопримечательности Древней Греции. (Акрополь, храм Парфенон)
Расскажите об Акрополе.
– Статуя, какой богини находится в храме Парфенон? Расскажите о ней?

Слайд 13

(Храм Парфенон, статуя богини Афины)

– Некоторые устойчивые выражения (фразеологизмы) попали в нашу речь из далёкого прошлого, из легенд и мифов Древней Греции.

Слайд 14

Вот, например, фразеологизм «муки Тантала» или «Танталовы муки» означает « страдание от сознания близости желанной цели и невозможности её достигнуть»
По древнегреческому мифу Тантал, фригийский царь за оскорбление богов был жестоко наказан: он был обречён вечно испытывать муки жажды и голода, хотя  вода и роскошные плоды были рядом с ним.

– А какие фразеологизмы, пришедшие из легенд и мифов Древней Греции, знаете вы?
Авгиевы конюшни – очень загрязнённое, запущенное место.
Ариаднина нить – это то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
Ахиллесова пята –  уязвимое место.
Дамоклов меч – постоянно грозящая опасность, неприятность.
– На каком полуострове расположена Греция? На Балканском.
Покажите на карте Грецию и назовите столицу.

3. – На экране записан текст.  Что мы называем текстом?
Нужно восстановить последовательность предложений, записать текст и озаглавить его.

Слайд 15

1. В современном Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом.
2. Здесь красиво располагались храмы, торговые лавки и банковские конторы.
3. Он был центром общественной жизни города.
4. Очень интересен Римский форум.

V. Коррекция зрения. Физминутка

Слайды 16-26

– Проверьте, правильно ли вы записали текст.

Слайд 27

В современном Риме сохранилось немало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Очень интересен Римский форум. Он был центром общественной жизни города. Здесь красиво располагались храмы, торговые лавки и банковские конторы.

– Поработаем на интерактивной доске.
– Сделаем синтаксический разбор последнего предложения.
(Работа проводится на интерактивной доске и в тетрадях.)
– Постройте схему простого предложения.
– На какой вопрос отвечает обстоятельство «красиво»?
– Что оно обозначает?
– Подведём итог, вспомним правило. Что такое обстоятельство?
– Найдите и подчеркните обстоятельства во всём тексте.
– Узнайте достопримечательности Древнего Рима.

Слайд 28

(Римский форум, храм Пантеон)

– Какие достопримечательности Древнего Рима вам ещё известны?

Слайд 29

(Колизей, Помпеи)

Слайд 30

– Автор этой картины посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Чёрный мрак навис над землёй, кровавое зарево пылало у горизонта, вздрагивала земля, рушились здания, тьму разрывала ужасная молния, освящая то, как в ослеплённых страхом людях появляется истинная ценность человеческих душ…
– Как называется эта картина, и кто её написал?
– Город Рим – столица какого современного государства?
Покажите Италию на карте.

VI. Творческая работа

Слайд 31

– Наше путешествие продолжается. Но теперь мы отправляемся в грядущее.
– К слову «грядущее»  подберите синоним, который мы чаще используем в своей речи.
– Ребята первого ряда станут редакторами. Они будут редактировать текст, т.е. исправлять неточности, допущенные в тексте.
Ребята второго ряда станут корректорами. Они будут исправлять орфографические ошибки, допущенные в тексте.
Запомните написание слов «редакторы», «корректоры» (ученикам раздаются карточки)

Редакторы

Примерно пять тысяч лет назад на берегах Нила возникло Греческое царство воды Нила несли с собой жизнь во время разлива река  не выходила из берегов и не орошала поля земледельцев.
Дополнительное задание для учащихся, которые быстрее всех справились с работой.
Разбор слов по составу:  выходила (        ), земледельцы (         ).

Корректоры

Примерно пять тысяч лет назат на берегах нила возникло Египетское царство. Воды Нила нисли с собой жизнь. Во время разлива рика выхадила из берегов и орошала поля землидельцев.

Дополнительное задание для учащихся, которые быстрее всех справились с работой.

Разбор слов по составу:  берега (        ),  египетские (         )
– Поменяйтесь работами, возьмите ручки с зелёными чернилами и проверьте текст ещё раз.
– Ваши работы в роли редакторов и корректоров я проверю после урока.
– Какую работу выполняют журналисты?
– Я знаю, что многие из вас побывали в Египте. Предлагаю вам стать журналистами и продолжить написание статьи о Древнем Египте.
Напишите 2-3 предложения о древних египтянах.
Как они жили, во что верили, что построили.

(Дети зачитывают свои работы)

VII. Домашнее задание

Дома вы продолжите написание статьи о Древнем Египте.
В своей работе вы можете использовать личные впечатления, сведения из различных энциклопедий и статей Интернета. Ваши статьи мы разместим в газете «Древний мир».

VIII. Итог урока

– Понравился ли вам интегрированный урок? Чем?
– О каких государствах шла речь на уроке?
– Какую тему по русскому языку мы сегодня повторили?
Оценка работы учащихся.

Слайд 32

– На изображении солнца отметьте, какое у вас сейчас настроение.
Урок закончен.
Благодарю вас за урок, который прошёл очень плодотворно.
Предлагаю вам познакомиться с книгами и журналами, из которых вы узнаете много нового и интересного.

Приложение