Цели:
- Развивающие: совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля; развивать самостоятельность.
- Образовательные: ознакомить учащихся со способами стирки, сушки, утюжки текстильных изделий, с символами по уходу за изделиями, изучить эти символы.
- Воспитательные: продолжить воспитание аккуратности, желание всегда выглядеть привлекательно и опрятно.
Материалы: лоскутки тканей, трикотажа из натуральных и химических волокон.
Оборудование: спиртовка, лоток, тигельные щипцы для исследовательской работы.
На доске: эпиграф: «Береги честь смолоду, а платье – с нову», таблица «Условные обозначения на моей одежде»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин.)
Объявление темы урока, цели.
2. Основная часть
2.1. Опрятность и неряшливость в одежде. (3 мин.)
– Одежда сопровождает человека всю его жизнь. Люди подбирают её в соответствии со своим вкусом, веяниями моды, сезоном и т. д. Иногда случается слышать такие реплики: «опрятный человек, неряшливый человек». А почему так говорят? Вам, ребята, было дано задание найти значение этих слов. Кто нашёл и может рассказать нам об этом? (Ответы учащихся)
НЕРЯХА – (разг.) неряшливый человек. Имеет
неряшливый вид.
НЕРЯШЛИВЫЙ – неаккуратный, лишённый опрятности.
Неряшливая одежда.
ОПРЯТНЫЙ – чистый, чистоплотный, аккуратный.
Опрятный человек. Опрятно одет кто-нибудь
Опрятность в одежде.
– Опрятность можно отнести к достоинствам
человека, а неряшливость к его недостаткам.
Бережливость, аккуратность, опрятность во все
времена и у всех народов считалась добродетелью
человека – его большим достоинством. Если вы,
ребята, постараетесь, то тоже сможете приобрести
такие качества. Но здесь нужно и хотенье, и
уменье.
2.2. Уход за одеждой (4 мин.)
– Чтобы наша одежда выглядела опрятно за ней
нужно ухаживать. Давайте вспомним, а как можно
ухаживать за одеждой? (Ответ: чтобы одежда
выглядела опрятно, нужно её стирать, сушить,
гладить, ремонтировать по мере необходимости,
например, пришивать оторвавшиеся пуговицы.)
– Помогают нам ухаживать за одеждой наши
домашние помощники: приборы бытовой техники –
утюги, стиральные машины. Именно они в
значительной степени облегчают труд домашней
хозяйки. Но так было не всегда. Об истории их
создания нам сейчас расскажут ребята. (Выступления
учащихся)
Стиральные машиныс ручным приводом появились в США в 1832 г., а первые машины с электроприводом – в 1914 г. С помощью стиральных машин производится замачивание, стирка, полоскание, подсинивание и отжим белья. Сейчас в продаже имеются автоматические стиральные машины с программным управлением, полуавтоматические стиральные машины и стиральные машины с ручным отжимом.
Утюг (по словарю С.И.Ожегова) – нагревающийся металлический прибор для глаженья. Сейчас все пользуются электрическими утюгами, приблизительно такими. Раньше, когда электричества не было, пользовались чугунными утюгами (нагреваемыми на огне) или духовыми утюгами (они нагревались изнутри горячими углями). А ещё раньше на Руси бельё гладили при помощи вот такой каталки. (Демонстрация утюгов, каталки)
Где бы мы ни находились: дома, в школе или на
улице, – наша одежда впитывает в себя
загрязнения окружающей среды и собственного
тела. Через поры кожи человек выделяет большое
количество пота, следы которого видны на
воротниках или манжетах. Большое воздействие на
одежду оказывает загрязнение окружающей среды,
которое зависит от количества предприятий в
окрестностях, где мы живём, от способа отопления
зданий. Значительную роль в загрязнении одежды
играет накапливаемое ею статическое
электричество, которое притягивает частицы пыли.
То, каким образом ухаживать за нашей одеждой, в
первую очередь зависит от материала, из которого
она сшита, или точнее – от сырьевого состава
ткани.
2.3. Способы ухода за изделиями из химических волокон (4 мин.)
В 5-6-х классах мы с вами изучали, как нужно ухаживать за одеждой из натуральных волокон. О том, как ухаживать за одеждой из химических волокон нам расскажет… (предварительно даётся опережающее задание для сильного ученика).
2.4. Символы ухода за текстильными изделиями (4 мин.)
Каждое изделие имеет этикетку, на которой дана
информация по уходу за ним. Существуют
международные обозначения условий, которые
необходимо соблюдать во время стирки,
отбеливания и глажения текстильных изделий и
трикотажа. Предприятия всегда маркируют
выпускаемые ими изделия. Символы печатаются на
специальной ленте – ярлыке и пришиваются с
изнаночной стороны.
Изучим таблицу «Символы ухода за текстильными
изделиями» на стр. 94 учебника. Глядя на таблицу,
ответьте, какие способы ухода за одеждой здесь
представлены? Правильно – это стирка, сушка в
устройстве, утюжка, химчистка, отбеливание, сушка
на воздухе. Эту таблицу вы будете использовать
при выполнении практической работы «Условные
обозначения на моей одежде».
3. Практическая работа «Условные обозначения на моей одежде» (11 мин.)
В тетради записываем: практическая работа «Условные обозначения на моей одежде» и чертим небольшую табличку. (На доске)
Символ | Значение символа |
Теперь находите ярлыки на одежде, которую вы принесли и заполняйте таблицу. После того, как вы заполните таблицу, выполните взаимопроверку. Затем вам необходимо устно составить небольшой рассказ о том, как ухаживать за вашим изделием.
Работа в паре: сильные учащиеся выполняют исследовательскую работу.
Задание: представьте себе, что вашу одежду изготовил недобросовестный производитель, который забыл вшить ярлык с указанием сырьевого состава и символов ухода за изделием. Вам необходимо создать ярлык, т.е. определить сырьевой состав и, исходя из него, подобрать символы ухода за изделием.
Исследовательская работа «Создание ярлыка для изделия»
1. Определить сырьевой состав, используя
таблицу «Основные характеристики текстильных
волокон». Записать.
2. Подобрать символы ухода за изделием.
Зарисовать.
Основные характеристики текстильных волокон.
Таблица 1.
Волокно | Поверхность ткани | Смятие в месте перегиба | Характер горения и вид сгораемого волокна | Запах при горении |
Хлопок | Рыхлая, шероховатая, матовая | Сминается | Полное сгорание, пепел рассыпается, зола светло – серая | Жжёной бумаги |
Шерсть | Рыхлая, шероховатая, пушистая, матовая | Не сминается | Горение медленное с образованием хрупкого шарика на конце нити | Жжёного рога |
Натуральный шёлк | Гладкая, блестящая | То же | То же | То же |
Ацетатное | То же | Сминается | Горит быстро, на конце нити образуется спёкшийся бурый шарик, при вынесении из пламени затухает | Уксуса |
Вискозное | То же | То же | Полное сгорание, пепел рассыпается, зола светло – серая | Жжёной бумаги |
Полиамидное | То же | Не сминается | Плавится с образованием мягкого шарика на конце | Без запаха |
Полиэфирное | Гладкая, матовая | То же | Плавится с образованием твёрдого шарика на конце | То же |
По завершении практической и исследовательской работы учащиеся делают выводы:
1. Знание значений символов ухода за одеждой
поможет правильно за ней ухаживать, и она
длительное время будет сохранять хороший
внешний вид.
2. Знание основных характеристик текстильных
волокон, а особенно характер горения и вид
сгораемого волокна поможет определить сырьевой
состав, следовательно, подобрать правильный
уход за изделием.
4. Практические советы по уходу за текстильными изделиями (8 мин.)
– Сейчас мы с вами прослушаем практические советы по уходу за текстильными изделиями, которые приготовили ребята. Класс записывает вид ухода за одеждой, например стирка, и несколько практических советов, которые вам покажутся наиболее интересными. Можно записать то, о чём вы раньше не знали. Но несколько советов у вас должно быть записано по каждому виду ухода.
СТИРКА
Казалось бы, стирка – занятие простое, но на
самом деле она требует соблюдения определенных
правил. Нужно знать, какую воду лучше
использовать, какие стиральные средства выбрать
для того или иного текстильного волокна, той
или иной марки стиральной машины, как
подготовить бельё к стирке и многое другое.
Единственным стиральным средством долгие
столетия было мыло. Сейчас выпускаются также
многочисленные синтетические моющие средства
различного назначения: для стирки
хлопчатобумажных и льняных тканей; для стирки
шерстяных и шёлковых синтетических тканей;
универсальные и т.д.
Выбирая стиральное средство, строго соблюдайте
указанные на упаковке требования по применению и
дозировке. Используйте средства только по
назначению. Не смешивайте при стирке мыло с
синтетическими моющими средствами, стремясь
усилить моющее действие. В большинстве случаев
это даёт отрицательный результат.
Перед стиркой выньте забытые в карманах
предметы, потому что они могут оставить при
намокании пятна на одежде.
Постельное бельё – пододеяльники, наволочки –
выверните на изнанку и аккуратно очистите углы
щёткой от пыли.
Если на одежде или белье есть распоротые или
разорванные места, почините их, иначе во время
стирки они пострадают ещё больше.
Все вещи сортируйте по виду ткани, цвету,
степени и характеру загрязнения.
Вещи, которые могут полинять, не замачивают и
стирают отдельно.
Чтобы махровые полотенца и халаты стали
пушистыми, после стирки подержите их немного
в подсоленной воде и не гладьте.
Перед стиркой тюлевых занавесей хорошенько их
встряхните, чтобы удалить пыль, и замочите в чуть
теплой воде. Если занавеси очень потемнели,
добавьте в воду для замачивания соль (1 ст. ложка
на 1 л воды).
Корсетные изделия из синтетических волокон
нельзя стирать в стиральной машине. Стирайте их в
растворе мягко действующих моющих средств.
У выстиранных брюк трудно выгладить карманы,
пояс. Чтобы облегчить эту работу измените
характер стирки. Положите мокрые брюки на дно
ванны, расправьте их по стрелкам. Намочите
одёжную щётку в мыльной или порошковой пене и
мойте ею брюки в направлении швов со всех сторон.
Выполощенные брюки не выкручивайте, а снова
аккуратно сложите и туго сверните в рулон,
начиная от брючин, потом снова расправьте по
стрелкам и сушите.
На мужских сорочках загрязняются главным
образом воротники и манжеты. Они хорошо
отстирываются в горячем (85-90 С) стиральном
растворе в результате интенсивных механических
усилий.
Выстиранное бельё прополаскивают в холодной
воде 2-3 раза, пока она не перестанет мутнеть.
Для того чтобы предохранить кожу рук от вредного
воздействия остатков стиральных препаратов,
после стирки руки следует несколько раз вымыть
тёплой водой с мылом, смазать косметическим
глицерином, кремом для рук.
СУШКА
Лучше всего сушить бельё на свежем воздухе,
на хорошо освещённом месте. Чаще всего в
городских условиях бельё сушат на балконах и
лоджиях.
Каждую выстиранную вещь перед развешиванием
встряхните, чтобы вытянулись складки и швы.
Крупные вещи развешивайте так, чтобы нити основы
шли вертикально, полотенца закрепляйте за узкую
сторону; носовые платки объединяйте по два – три,
мужские рубашки, ночные сорочки развешивайте
верхней частью вверх; мужские трикотажные
рубашки закрепляйте за плечи, трикотажные брюки
– за штанины.
Чтобы вязаные шерстяные кофты и платья не
потеряли форму, их сушат особым способом.
Протяните две бельевые верёвки на расстоянии и
перекиньте между ними махровое полотенце,
закрепив узкие концы полотенца к верёвкам. На
полотенце, как на столе, разложите выстиранную
вещь.
Бельё снимайте слегка влажное и старайтесь сразу
погладить.
ГЛАЖЕНИЕ
Для глажения белья и одежды в доме должна быть
специальная гладильная доска и утюг.
Никогда не перегревайте утюг: это может привести
к порче изделий. Температуру утюга без
терморегулятора проверяйте на кусочке ткани,
которую предстоит гладить, или попробуйте
сначала прогладить подгибы, швы, внутренние
складки.
Складки на брюках будут держаться дольше, если их
перед глажением натереть изнутри по изгибу
складки мылом.
Изделия из искусственного шёлка нельзя
сбрызгивать водой, так как на них после глажения
останутся пятна.
Залоснившиеся места на шерстяной одежде
прогладьте через проутюжельник, смоченный в
уксусном растворе (1 часть уксуса, 2 части воды).
Мятая шерстяная одежда не всегда нуждается в
глажении. Чаще всего она полностью
расправляется, если повесить её на плечиках над
тазом с горячей водой, от которой поднимается
пар.
Гладьте только чистое бельё. Горячий утюг
«проявляет и закрепляет» даже малозаметные
пятна.
После глажения надо дать вещам остыть и только
после этого сложить в шкаф, так как тёплое бельё
опять помнётся.
5. Фантазии о тканях будущего (4 мин.)
– Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнём и
попробуем пофантазировать. Какой вы видите
одежду будущего? (Ответы) Наша жизнь так
устроена, что то, что вчера было фантазиями,
сегодня становится реальностью. Я хочу
рассказать вам об «умных тканях» или о
фантастике, ставшей реальностью.
Специалисты, работающие в мире моды, считают, что
её будущее рождается не столько в домах моделей,
сколько в научных лабораториях, занимающихся
разработкой принципиально новых материалов.
Американские изобретатели электронной одежды
создают платья – дисплеи, меняющие цвет, рисунок
и орнамент от прикосновения руки. Представляете
– взмах руки – и клетчатое платье становится
фиолетовым в крапинку, здорово, правда!
Одежда с искусственным интеллектом – ещё одна
мечта учёных. В Мюнхене разрабатываются ткани, в
которые изначально можно будет встраивать
небольшую бытовую технику, вроде плеера,
медицинских приборов.
Большой интерес представляют исследования
американских учёных, которые уже несколько лет
работают над созданием ткани, которая будет
самостоятельно очищаться от грязи,
болезнетворных микробов, неприятного запаха. Для
достижения подобного эффекта предполагается
волокна населить колониями особых бактерий,
которые будут жить и размножаться, поглощая пыль,
пот и т.п.
Российским учёным удалось вести экстракты льна в
синтетический материал и получить новое
текстильное волокно, по своим свойствам не
уступающее льну. Сейчас учёные создают одежду
для космонавтов. В волокно вводятся специальные
магнитные компоненты, которые позволят сделать
особую «прилипающую» ткань. Тогда при
переодевании в условиях невесомости одежда не
будет летать по всему кораблю, создавая
космонавтам неудобства, а прилипнет к
металлическим частям.
6. Народная мудрость гласит… (3 мин.)
– Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла
пословицу «Береги честь смолоду, а платье с
нову». Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Ответ)
– Вам, ребята, было дано задание: найти пословицы,
которые бы связывали человека и одежду.
Пожалуйста, какие пословицы вы нашли?
- Встречают по одёжке, провожают по уму.
- Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
- Голосиста пташка, да грязна рубашка.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин.)
– На сегодняшнем уроке вы узнали много нового. Научились понимать символы ухода за изделиями. Ответьте, как могут пригодиться в жизни полученные на уроке знания и умения? (Ответы)
Выставление оценок, полученных на уроке.