Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Развивающие задачи:

  • развитие теоретического мышления на основе конкретизации закона письма применительно к правописанию удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
  • развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке;
  • развитие коммуникативных умений.

Учебная задачи:

  • формирование умения правописания удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
  • формирование умения различать удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.

Оборудование

  • Мультимедийный проектор. Презентация урока.
  • Опорные схемы “Удвоенные согласные в корне”, “Удвоенные согласные на стыке приставки и корня”.

Ход урока

Таблица (авторский вариант)

I. Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность).

Действия учителя

Действия учеников

- Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним, поздоровайтесь подарите им свои улыбки.

- Начинаем урок.

- Садитесь те ребята, у которых не возникло вопросов при выполнении домашнего задания.

- Запишите число в рабочей тетради.

Если есть вопросы у учащихся, задают.
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(цель: актуализировать представления о понятиях “приставка”, “корень”, “однокоренные слова”; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний).

- Над какой темой работаем?

- Сегодня на уроке мы будем опираться на имеющиеся у вас знания.

Задайте друг другу вопросы по теме “Части слова”.

- Прочитайте, что пишет Незнайка. [3]. Согласны ли вы с ним?

(На экране высвечивается текст). Слайд № 1, 2.

- Проверим, знаете ли вы написание этих слов? Запишите слова под диктовку в тетради.

- Какой общий признак объединяет записанные слова?

- Что вам известно об удвоенных согласных?

- Все записанные слова относятся к одной орфограмме удвоенная согласная в корне слова?

- А если я скажу, что слово ссыпать здесь лишнее, вы согласитесь со мной?

- Что вы думали про записанные слова?

- А что оказалось?

Части слова.

Фронтальная работа.

Задают вопросы и отвечают на них.

Примерные вопросы:

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка и для чего служит?

- Почему корень называют главной частью слова?

- Какая еще часть слова образует новые слова?

- В каком порядке выполняется разбор по составу?

Учащиеся исправляют ошибку, допущенную Незнайкой в слове аккуратно.

Индивидуальная работа.

1 ученик у доски записывает слова с последующей самопроверкой по эталону (слайд № 3).

Дает самооценку работе.

Ученики на местах обмениваются тетрадями для взаимопроверки по эталону и оценивают работу соседа смайликами.

- Удвоенная согласная, долгий звук при произношении.

- Знаем название орфограммы “Удвоенная согласная в корне”, опознавательный признак - долгий звук при произношении, написание слов нужно запоминать. Умеем название орфограммы обозначать схемой, объяснять написание устно и графически.

- Да.

- Действительно, слово ссыпать лишнее, потому что удвоенные согласные стоят не в корне.

- Они относятся к одной орфограмме.

- Оказалось, что удвоенные согласные могут быть не только в корне.

III. Постановка проблемы

(цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока).

- Смогли ли вы отличить разные орфограммы с удвоенными согласными?

- Сформулируйте главный вопрос, на который мы должны найти ответ на уроке.

Проблемный вопрос вывешивается на доску в виде карточки.

- Всё ли вам известно, чтобы сразу попытаться дать ответ на этот вопрос?

На доске вывешивается план работы по ознакомлению с орфограммой.

План работы над орфограммой.

  1. Название орфограммы.
  2. Опознавательный признак.
  3. Способ проверки.
  4. Запись названия схемой.
  5. и

- Узнаем, как орфограмму в слове ссыпать называют лингвисты? Прочитайте в учебнике с. 108 [1]

- Так как называется орфограмма?

Слайд № 3.

- Что значит стык?

- Нет.

- Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными?

- Нет. Мы знаем про орфограмму в слове ссыпать только опознавательный признак.

-Нужно узнать: название орфограммы, можно ли проверить.

Придумать схему к орфограмме, научиться объяснять устно и графически.

- Соединение, вплотную. Две согласные встретились и объединились.

IV. Наблюдения над условием написания

(цель: подвести к формулированию правила написания удвоенных

согласных на стыке приставки и корня).

- Предлагаю провести 1 мини-исследование над словами.

Учебник с. 108. упр. 158. [1]

Прочитайте задание к упражнению. Выделите цель нашего исследования.

- Прочитайте, что нужно сделать для ответа на этот вопрос?

- Проговорите ответ на вопрос тихо себя, а затем соседу, обсудите ответ в паре.

- Можно ли проверить написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня?

Подтвердите ответ на примере слова ссыпать

- Цель: найти ответ на вопрос, почему в этих словах пишется удвоенная согласная буква.

- Записать слова. Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенные согласные.

Индивидуальная работа в тетрадях.

Работа в паре.

Фронтальная работа. Проверка. Самооценка.

- Можно. Нужно сделать разбор по составу.

- В слове ссыпать удвоенные согласные на стыке корня сып- и приставки с-

Физминутка. Слайды № 4, 5, 6.
V. Проектирование и фиксация н нового знания

(цель: формировать умение образовывать новые слова).

- Сядьте те ребята, кто знает условие возникновения удвоенной согласной на стыке приставки и корня.

Какие же это условия?

- Предлагаю потренироваться в написании слов на изучаемую орфограмму.

Учебник с. 108 , Упр.159. [1]

- Прочитайте задание к упражнению.

Расскажите план вашей работы над упражнением.

- Что значит графически?

Какие обозначения должны показывать? Смотрите в образец.

-Чему учились, выполняя это задание?

- Всегда ли на стыке СС?

2 мини-исследование.

- При присоединении каких приставок к словам, возникает орфограмма “Удвоенные согласные на стыке”? Слайд № 7.

Слайд № 8

- Образуйте устно слова с приставками 1 столбика.

- Сделайте вывод, удвоенные согласные на стыке приставки и корня это результат образования чего?

- Какой пункт плана работы над орфограммой остался невыполненным?

- Когда при произношении согласный произносится долго.

Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове.

1. Списать слова.

2. Объяснить устно и графически написание удвоенных согласных

- Выделить корень, приставку, подчеркнуть удвоенные согласные.

Работа одновременно в тетрадях и у доски с комментированием (доказательством).

- Объяснять орфограмму устно и графически.

Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в паре. Запись в тетрадях:

в о

без про

под вы

Проверка, самооценка смайликом.

Образуют слова.

- Результат образования нового слова.

- 4 пункт - запись названия орфограммы схемой.

Учащиеся предлагают варианты. После обсуждения выбирается самый удачный способ обозначения данной орфограммы –

VI. Упражнение в правописании слов с удвоенной согласной

(цель: развивать умение различать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня).

- На все пункты плана работы с орфограммой нашли ответы?

- Сравните две орфограммы.

Слайд № 9.

- На какой главный вопрос пытались найти ответ на урока?

- Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм “Определи орфограмму”. Слайд № 10.

- Теперь предлагаю показать свои знания по теме.

Учебник с. 108 , упр. 160. [1]

- Да.

Фронтальная работа.

Высказывания учащихся.

- Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными?

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

2 ученика работают у доски: один выписывает слова с удвоенными в корне, второй – с удвоенными на стыке.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы).

- Проверьте, как выполнили задание ребята у доски. Согласны ли вы? Высказывания учащихся.

После проверки дают оценку отвечающим у доски.

Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов).

VIII. Итог урока.
- Сравните слова в парах.

Запись на доске:

(много) сора – ссора

отрубить - оттрубить [4]

- Выступите с обращением к Незнайке. Объясняя, почему удвоенные согласные нужно писать правильно.

Слайд № 11.

Высказывания учащихся.

Примерный ответ. Незнайка! Помни, что удвоенные согласные в словах нужно писать правильно. Пропуск одной буквы приведет к тому, что слово или потеряет смысл, или у слова появится другое значение.

Домашнее задание. Слайд № 12.

Литература

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1 ч. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006.

2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2006.

3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику “Русский язык” 3 класс - М.: Баласс, 2001.

Интернет-источник

http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/ (электронная физминутка для глаз)

http://fafka.ru/pictures/ (картинки)