Развивающие задачи:
Учебная задачи:
- формирование умения правописания удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
- формирование умения различать удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.
Оборудование
- Мультимедийный проектор. Презентация урока.
- Опорные схемы “Удвоенные согласные в корне”, “Удвоенные согласные на стыке приставки и корня”.
Ход урока
Таблица (авторский вариант)
I. Мобилизующее начало урока (цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность). | |
Действия учителя |
Действия учеников |
- Сегодня на уроке у нас
присутствует много гостей, повернитесь к ним,
поздоровайтесь подарите им свои улыбки. - Начинаем урок. - Садитесь те ребята, у которых не возникло вопросов при выполнении домашнего задания. - Запишите число в рабочей тетради. |
Если есть вопросы у учащихся, задают. |
II . Актуализация знаний и
фиксация затруднений в деятельности (цель: актуализировать представления о понятиях “приставка”, “корень”, “однокоренные слова”; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний). |
|
- Над какой темой работаем? - Сегодня на уроке мы будем опираться на имеющиеся у вас знания. Задайте друг другу вопросы по теме “Части слова”. - Прочитайте, что пишет Незнайка. [3]. Согласны ли вы с ним? (На экране высвечивается текст). Слайд № 1, 2. - Проверим, знаете ли вы написание этих слов? Запишите слова под диктовку в тетради. - Какой общий признак объединяет записанные слова? - Что вам известно об удвоенных согласных? - Все записанные слова относятся к одной орфограмме удвоенная согласная в корне слова? - А если я скажу, что слово ссыпать здесь лишнее, вы согласитесь со мной? - Что вы думали про записанные слова? - А что оказалось? |
Части слова. Фронтальная работа. Задают вопросы и отвечают на них. Примерные вопросы: - Что такое приставка? - Где стоит приставка и для чего служит? - Почему корень называют главной частью слова? - Какая еще часть слова образует новые слова? - В каком порядке выполняется разбор по составу? Учащиеся исправляют ошибку, допущенную Незнайкой в слове аккуратно. Индивидуальная работа. 1 ученик у доски записывает слова с последующей самопроверкой по эталону (слайд № 3). Дает самооценку работе. Ученики на местах обмениваются тетрадями для взаимопроверки по эталону и оценивают работу соседа смайликами. - Удвоенная согласная, долгий звук при произношении. - Знаем название орфограммы “Удвоенная согласная в корне”, опознавательный признак - долгий звук при произношении, написание слов нужно запоминать. Умеем название орфограммы обозначать схемой, объяснять написание устно и графически. - Да. - Действительно, слово ссыпать лишнее, потому что удвоенные согласные стоят не в корне. - Они относятся к одной орфограмме. - Оказалось, что удвоенные согласные могут быть не только в корне. |
III. Постановка проблемы (цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока). |
|
- Смогли ли вы отличить разные
орфограммы с удвоенными согласными? - Сформулируйте главный вопрос, на который мы должны найти ответ на уроке. Проблемный вопрос вывешивается на доску в виде карточки. - Всё ли вам известно, чтобы сразу попытаться дать ответ на этот вопрос? На доске вывешивается план работы по ознакомлению с орфограммой. План работы над орфограммой.
- Узнаем, как орфограмму в слове ссыпать называют лингвисты? Прочитайте в учебнике с. 108 [1] - Так как называется орфограмма? Слайд № 3. - Что значит стык? |
- Нет. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? - Нет. Мы знаем про орфограмму в слове ссыпать только опознавательный признак. -Нужно узнать: название орфограммы, можно ли проверить. Придумать схему к орфограмме, научиться объяснять устно и графически. - Соединение, вплотную. Две согласные встретились и объединились. |
IV. Наблюдения над условием
написания (цель: подвести к формулированию правила написания удвоенных согласных на стыке приставки и корня). |
|
- Предлагаю провести 1 мини-исследование
над словами. Учебник с. 108. упр. 158. [1] Прочитайте задание к упражнению. Выделите цель нашего исследования. - Прочитайте, что нужно сделать для ответа на этот вопрос? - Проговорите ответ на вопрос тихо себя, а затем соседу, обсудите ответ в паре. - Можно ли проверить написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня? Подтвердите ответ на примере слова ссыпать |
- Цель: найти ответ на вопрос,
почему в этих словах пишется удвоенная согласная
буква. - Записать слова. Выделить корень и приставку, подчеркнуть удвоенные согласные. Индивидуальная работа в тетрадях. Работа в паре. Фронтальная работа. Проверка. Самооценка. - Можно. Нужно сделать разбор по составу. - В слове ссыпать удвоенные согласные на стыке корня сып- и приставки с- |
Физминутка. Слайды № 4, 5, 6. | |
V. Проектирование и фиксация н
нового знания (цель: формировать умение образовывать новые слова). |
|
- Сядьте те ребята, кто знает
условие возникновения удвоенной согласной на
стыке приставки и корня. Какие же это условия? - Предлагаю потренироваться в написании слов на изучаемую орфограмму. Учебник с. 108 , Упр.159. [1] - Прочитайте задание к упражнению. Расскажите план вашей работы над упражнением. - Что значит графически? Какие обозначения должны показывать? Смотрите в образец. -Чему учились, выполняя это задание? - Всегда ли на стыке СС? 2 мини-исследование. - При присоединении каких приставок к словам, возникает орфограмма “Удвоенные согласные на стыке”? Слайд № 7. Слайд № 8 - Образуйте устно слова с приставками 1 столбика. - Сделайте вывод, удвоенные согласные на стыке приставки и корня это результат образования чего? - Какой пункт плана работы над орфограммой остался невыполненным? |
- Когда при произношении
согласный произносится долго. Приставка заканчивается на такую согласную, с которой начинается корень в слове. 1. Списать слова. 2. Объяснить устно и графически написание удвоенных согласных - Выделить корень, приставку, подчеркнуть удвоенные согласные. Работа одновременно в тетрадях и у доски с комментированием (доказательством). - Объяснять орфограмму устно и графически. Самостоятельная работа в тетради, обсуждение в паре. Запись в тетрадях: в о без про под вы Проверка, самооценка смайликом. Образуют слова. - Результат образования нового слова. - 4 пункт - запись названия орфограммы схемой. Учащиеся предлагают варианты. После обсуждения выбирается самый удачный способ обозначения данной орфограммы – |
VI. Упражнение в правописании
слов с удвоенной согласной (цель: развивать умение различать слова с удвоенной согласной в корне и на стыке приставки и корня). |
|
- На все пункты плана работы с
орфограммой нашли ответы? - Сравните две орфограммы. Слайд № 9. - На какой главный вопрос пытались найти ответ на урока? - Чтобы не допустить ошибку, составим алгоритм “Определи орфограмму”. Слайд № 10. - Теперь предлагаю показать свои знания по теме. Учебник с. 108 , упр. 160. [1] |
- Да. Фронтальная работа. Высказывания учащихся. - Как отличить 2 разные орфограммы с удвоенными согласными? Фронтальная работа. Индивидуальная работа. 2 ученика работают у доски: один выписывает слова с удвоенными в корне, второй – с удвоенными на стыке. |
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). |
|
- Проверьте, как выполнили задание ребята у доски. Согласны ли вы? | Высказывания учащихся. После проверки дают оценку отвечающим у доски. Каждый учащийся даёт самооценку работы по различению орфограмм (в дневниках при помощи смайликов). |
VIII. Итог урока. | |
- Сравните слова в парах. Запись на доске: (много) сора – ссора отрубить - оттрубить [4] - Выступите с обращением к Незнайке. Объясняя, почему удвоенные согласные нужно писать правильно. Слайд № 11. |
Высказывания учащихся. Примерный ответ. Незнайка! Помни, что удвоенные согласные в словах нужно писать правильно. Пропуск одной буквы приведет к тому, что слово или потеряет смысл, или у слова появится другое значение. |
Домашнее задание. Слайд № 12. |
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1 ч. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006.
2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2006.
3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику “Русский язык” 3 класс - М.: Баласс, 2001.
Интернет-источник
http://www.zavuch.info/component/mtree/nachal/ (электронная физминутка для глаз)
http://fafka.ru/pictures/ (картинки)