Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "В Королевстве Времени"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • уточнить знания детей о временах года, днях недели, времени;
  • продолжать учить определять время по часам;
  • развивать логическое мышление, умение анализировать пословицы и поговорки о времени.

Материалы: посылка, письмо, материалы для заданий, мольберт, картинки с временами года, месяцами, неделями, мяч, рабочие тетради детей или просто листки бумаги, спички.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети на коврике с воспитателем. Стук в дверь.

– Ой, кто это к нам? (Открываю дверь, почтальон отдаёт посылку) <Рисунок 1>
– Смотрите, ребята, что это нам принесли? Похоже на бандероль. Что такое бандероль? Это посылка, которая весит меньше 1 кг. Смотрите, какая она красивая. Как вы думаете что там? (Ответы детей) От кого? (Читаем с читающими детьми)

Проходим к столу.

– Ой, как интересно, правда? Давайте её откроем и посмотрим, что же там? (С детьми обследуем за столом бандероль). Сколько здесь всего интересного. А вот посмотрите письмо. Прочитаем?

«Здравствуйте дорогие ребята! Я – Фея времени, живу в стране Тик-такии, в городе часов, в своём замке, в котором есть много разнообразных часов. Я вам приготовила много интересных и весёлых игр. Мне очень интересно, знаете ли вы что-нибудь про время и часы. Ну что, попробуете?
Итак, вот мои задания: (зачитываются и выполняются постепенно)

  • Ручки считают, глазки проверяют.
  • Загадки.
  • Когда это бывает?
  • Временная история Феи
  • Задание в тетрадях
  • Расшифруй пословицу»

– Ну что будем выполнять задания Феи времени?

Выйти на коврик, возле столов.

– Ну, тогда первая игра называется так: «Ручки считают, глазки проверяют». Для этой игры нам потребуется кое-что. (Воспитатель достаёт из бандероли разноцветные карточки с пришитыми на них пуговицами) <Рисунок 2>
– Сейчас, каждый из вас, по очереди, будет закрывать глаза, я буду давать карточку, а вы, должны будете наощупь посчитать пуговицы и сказать, сколько их. А потом глазками проверить.
– Молодцы!

Подходим к столу, садимся.

– Давайте посмотрим, что ещё приготовила для нас Фея времени/ (Воспитатель читает дальше письмо) Это загадки. (Находим их в бандероли)

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время)

– Правильно, мы сегодня будем говорить о времени. Давайте отгадаем следующую загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один – седой, другой – молодой,
Третий – скачет, четвёртый – плачет! (Времена года)

Рядом со столом желательно поставить мольберт, на котором повесить разные картинки с временами года.

– Как вы догадались? Какое время года седое? Какое молодое? И т.д.
– Молодцы!

– Посмотрите, в нашей бандероли есть мяч. Похоже, это для игры «Когда это бывает?»

Встаём и играем на коврике, после игры садимся снова.

– Следующая загадка:

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят
Друг друга не обходят. (Месяцы)

На мольберт повесить картинку с месяцами.

– С какого месяца начинается год? А каким заканчивается? Давайте назовём их все по порядку.

– Следующая загадка:

Есть семь братьев:
Годами равные
Именами разные. (Недели)

На мольберт повесить картинку.

– Сколько дней недели? Давайте их назовём.
– С какого дня начинается неделя? Какой сегодня день недели?
– Молодцы!

– А сейчас, я вам раздам вот такие медальки с цифрами, по ним вы найдёте свой домик.

(Предварительно, перед занятием,  наклеиваю на стулья такие же билетики с цифрами, чтобы на занятии дети не бежали на разные места, а сели на свои, соответствующие его номеру)

Игра «Найди своё место» Стол № 2.

– Загадка. Подумайте, что это может быть?

Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы)

– Верно. Это часы. А что называют здесь «усами»? (На доску или на мольберт повесить часы)
– Сколько стрелок у часов?
– А как называется сам круг с цифрами?
– Сколько цифр на циферблате? Молодцы!
– А сейчас мы поработаем с вашими часами. <Рисунок 3> (Раздаю часы).

Предварительно, дети с родителями изготовили каждый себе часы разными способами.

– Как вы думаете, как будут расположены стрелки часов, если время 2 часа? (Кто знает, показывает)
Правильно, если время 2 часа, то длинная, минутная стрелка будет на цифре 12, а короткая, часовая, на цифре 2. А если время 6 часов? (Показывают)

– Фея времени подготовила для вас временная история про Фею.

(Зачитываю историю про Фею времени, дети показывают часы с временем, о котором будет говориться, история может быть любая, которая может содержать какое-либо время) <Рисунок 4>

Пальчиковая гимнастика

По схеме необходимо выложить из спичек наручные часы <Рисунок 5>  (Разобрать с детьми, почему они наручные, какие ещё бывают часы).

Работа в тетрадях

(Раздаю тетради)

В тетрадях нарисованы циферблаты часов: синий, красный, жёлтый и зелёный. На каждом циферблате необходимо отметить время, которое попросит воспитатель. Например,
«На зелёном циферблате, время должно быть 4 часа» (Дети рисуют).

– Ребята, вы отлично поработали. Мы очень порадовали Фею времени своими знаниями.
– Молоды!

– Издревле, люди складывали пословицы и поговорки связанные со временем. Например, такая: За делами дня не видно. (Анализируем пословицу с детьми).

Итог

– Вот так и у нас, дети, пока мы с вами играли с пользой для ума, пролетело пол часа, как 1 минута. Фея времени вами очень довольна и обещает ещё прислать нам интересные игры и упражнения.
– Спасибо за внимание.
– Похлопаем друг другу.