Ни один школьный предмет не имеет таких прекрасных перспектив, как биология для применения метода проекта на уроках и внеурочное время. Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок, запахов и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.
Развитие интереса учащихся к биологии как науке и как к школьному предмету можно, используя метод проектов, направленный на активацию познавательной деятельности школьников, вовлекая ребят в процесс активного интеллектуального поиска информации, предоставляя им возможность использовать некоторые функции учителя.
Опыт использования метода учебных проектов посвящен одной из проблем современного образования: развитию познавательного интереса школьников. Именно познавательный интерес выступает как мощный стимул для активности личности ребенка. Следует отметить, что развитие познавательного интереса в ходе уроков с элементами метода проектирования позволяет решить проблему с максимальным использованием образовательных и воспитательных возможностей предмета биологии, на основе использования различных форм работы на уроке и вне урока: познавательные викторины, лабораторные работы, беседы, различные формы опросов, самостоятельной работой учащихся дома, поисковых и исследовательских методов.
Очевидно, что даже самые интересные уроки, в которых используется прекрасный иллюстрационный материал, но проводимые по одной и той же схеме в течение длительного времени будут эмоционально утомительны. На уроке в новой образовательной ситуации, используя проектные методы, возможна подготовка ученика как творчески активной личности, заинтересованной в самостоятельном познании.
Проектный метод может с успехом использоваться как фрагмент урока, так и урок, полностью посвященный реализации проекта. Причем использование этого метода нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявлению творческих способностей детей.
При организации исследовательской деятельности в рамках обычного урока происходит переход от трансляции непререкаемых истин к самостоятельному поиску решения проблемы учащимися. Самостоятельное наблюдение или экспериментальная (лабораторная) работа формируют у ребенка понимание причин, лежащих в основе тех или иных событий, фактов и явлений.
С удачным исследовательским проектом жаль расставаться. Зачастую бывает, что группа учеников делает интересную проектно-исследовательскую работу, презентует ее на конкурсах школьного или окружного уровня, и на этом ставится жирная точка. Но порой работы бывают столь интересны и познавательны, что просто преступление не использовать накопленный материал во время урока биологии при прохождении тем, с которыми они перекликаются.
Мои собственные наблюдения позволяют судить об эффективности использования мини-проектов, особенно на обобщающих уроках. Применение исследовательского и проектного метода позволяют развить:
1) Познавательные умения учащихся: наблюдения, абстрагирования, систематизация (классификация, дифференциация), выдвижение гипотез, решение проблем, поиск путей эмперической проверки, соотнесение результатов с гипотезами и др.
2) Практические умения: составление и чтение диаграмм, добыча информации, овладение языком науки.
3) Коммуникативные умения: терпимость к альтернативной мысли, готовность к учению и сотрудничеству, самокритичность, умение защищать и отстаивать свою позицию, умение выступать публично и др.
Как правило, уроки, на которых использовался метод проектов, и озвучивались в той или иной мере исследования учеников вызывали самый неподдельный интерес школьников. Они проходили очень живо, занимательно, а знания, полученные во время этого урока, лучше закреплялись в памяти.
Во время уроков биологии, которые проводились в ГОУ СОШ № 1244 с углубленным изучением французского языка САО г. Москвы наметился значительный рост познавательной активности, знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить интерес к предмету, приучать к самооценке результатов своего труда. Учащиеся были не пассивными слушателями, а активными участниками процесса получения и применения информации. Такая форма активного взаимодействия способствовала более быстрому и непринужденному вхождению учащихся в учебную деятельность, созданию благоприятного психологического климата.
Именно метод проектов дал высокий результат – высокую мотивацию к обучению, и как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.
Проведенный опрос среди учеников 7-х классов выявил, что проведение урока с использованием метода проектов позволило снять психологические барьеры, страх перед проверкой знаний на уроке, тревожность. У детей формируется положительная мотивация к изучению биологии. Многие учащиеся любят уроки биологии, они считают, что биологические знания пригодятся им в будущем.
По данным проведенного опроса биология нравится большинству школьников, потому что дети любят животных, растения, природу. Большинству учащихся помощь в подготовке домашнего задания не нужна. В результате проведенного анкетирования выяснилось:
- Учащимся понравились уроки, на которых они самостоятельно ставят проблему и находят пути ее решения;
- Особенно интересны были уроки с натуральными объектами, а также были отмечены уроки с приглашенными специалистами – авторами исследовательских работ по биологии;
- Многие ученики отметили, что познавательная деятельность в ходе выполнения мини проекта помогла им осознать роль биологии в практической жизни;
- Большинство школьников отметили эффективность закрепления и обобщения знаний в форме познавательных викторин, разработанных на основе долгосрочных проектных работ;
- Ученики отметили повышение познавательного интереса к дополнительной научно-познавательной литературе по биологии;
- Многие учащиеся желают улучшить свои результаты по биологии, хотят узнать больше.
Таким образом, мною была разработана методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся и сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников.
ПРОЕКТНЫЙ УРОК В 7 КЛАССЕ
«Обобщение и повторение материала по теме
«Тип Моллюски»
В основе урока проектная работа учеников 4 класса «Эти удивительные ахатины!»
Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме: «Тип Моллюски».
Задачи урока:
- расширить представление учащихся о многообразии животных форм;
- развивать интерес к биологии, бережное отношение к животным;
- развивать самостоятельное мышление, умение анализировать;
- закрепить полученные знания по пройденной теме;
- обобщить знания учащихся 7 класса об особенностях морфологии, экологии и этологии моллюсков;
- провести занимательную викторину, которая поможет разработать рекомендации по содержанию улиток ахатин в домашних условиях;
- провести лабораторную работу «Изучение ответных реакций моллюсков на действие химических раздражителей».
Постановка проблемы. Как содержать в домашних условиях необычных животных – брюхоногих улиток Achatina Fulica.
Определение объекта исследования: брюхоногие улитки Achatina Fulica.
Определение предмета исследования – особенности строения и условий жизнедеятельности моллюсков.
Формулировка гипотезы. Могут ли ученики 4 класса – авторы проектно-исследовательской работы «Эти удивительные ахатины!», разработав познавательную викторину, проверить и закрепить знания учеников 7 класса по пройденной теме: «Тип Моллюски».
Методы урока: эвристический или частично-поисковый, форма организации учебного процесса – познавательная командная викторина (мини-проект учеников 4 класса) среди учеников 7 класса.
Оборудование урока: таблицы по теме: «Тип Моллюски», аквариум с живыми экземплярами животных.
ХОД УРОКА
- Объявление темы урока, его целей и задач.
- Активизация знаний учеников 7 класса (введение в тему урока).
- Формулирование гипотезы урока.
- Представление ученикам 7 класса ведущих урок учениц 4 класса «А».
- Формирование 3-х команд (по числу рядов в классе).
- Формулирование цели и правил проведения викторины.
- Проведение познавательной викторины, основанной на пройденном материале.
- Подведение итогов викторины.
Правила проведения познавательной викторины «Эти удивительные ахатины!»
- Ученики 7 класса формируют 3 команды (по числу рядов в классе).
- Ведущие урока – ученицы 4 класса «А» задают по очереди каждой команде вопросы, связанные с пройденной темой «Тип Моллюски» и связанные с собственными наблюдениями в ходе выполнения проектной работы «Эти удивительные ахатины!».
- Каждый правильный ответ – + 1 балл команде.
- При неверном ответе, другие две команды могут попытаться ответить на этот вопрос в порядке очередности.
- В конце – подведение итогов и выставление оценок для выявления победившей команды.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «ЭТИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ АХАТИНЫ!»
- У нас в «черном» ящике удивительные животные: они не бегают и не прыгают, имеют мягкое тело, расположенное в раковине, рогатую голову и одну ногу, размером они со спичечный коробок. Кто это? (Улитки!)
- Посмотрите на наших улиток. Их видовое название Achatina Fulica (Ахатина Фулика). А кто из ученых придумал каждому виду животных присваивать видовое название, состоящее из двух слов на латинском языке? (Карл Линней – шведский ученый, основоположник систематики, науки о классификации живых организмов).
- А почему видовые названия животных даются именно на латинском языке, а не на французском или английском языках? (Латинский язык – язык международного общения ученых биологов разных стран).
- Скажите, а к какому Типу животных принадлежат наши улитки? (Тип моллюски).
- А к какому классу? (Класс Брюхоногие моллюски).
- Почему у этого Класса улиток такое смешное название? (Потому, что у них хорошо различимы три части тела: голова, мешковидное туловище, которое прячется в раковине и хорошо развитая мускулистая нога).
- А какие еще улитки относятся к такому же классу Брюхоногих, как и наши ахатины? (Виноградная улитка, прудовики, катушки, слизни).
- Сейчас мы вам загадаем загадку, которую сами придумали: Живет на суше и в воде, домик носит на себе! Речь идет об улитке. А что подразумевается под домиком? (Раковина).
- Из чего состоит раковина у улиток? (Из углекислого кальция и рогоподобного вещества).
- Чтобы у наших ахатин хорошо росла раковина, мы добавляли им в пищу определенный компонент. Что же это было? (Мел, скорлупа яиц).
- Наши улиточки вегетарианцы, они кушают листья салата, любят огурцы, сладкий перец. В дольках огурца они прогрызают дыру, оставляя только корку. Зубов мы у них никогда не видели. Как же они это делают? (У них в глотке имеется особая – ТЕРКА (РАДУЛА), на которой расположены роговые зубчики. При помощи терки моллюски соскабливают пищу с растений).
- Наши ахатины ведут наземный образ жизни. Как же дышат наши улитки? (Жабр у них нет, они присутствуют только у моллюсков, ведущих водный образ жизни. Дышат они с помощью легкого – видоизмененного кармана мантии).
- Есть ли у моллюсков кровеносная система? (Есть. Она незамкнутая, имеется сердце).
- Учитель биологии Наталия Александровна нам рассказала, что большинство брюхоногих улиток – это ассимитричные животные. Что означает этот термин? (Различают двустороннюю симметрию тела, когда через тело можно провести 1 ось симметрии, и лучевая, когда через тело можно провести несколько осей симметрии, делящих тело на равные части. У брюхоногих улиток из-за спирально закрученной раковины в одну строну нельзя вообще провести никакую симметрию, так как внутри раковины находится тело моллюска).
- Нам все равно, не очень понятно. Приведите конкретные примеры животных с двусторонней и лучевой симметрией тела? (Все активно передвигающиеся животные имеют двустороннюю симметрию: насекомые, рептилии, птицы, млекопитающие, человек и др. А малоподвижные – лучевую, например – пресноводная гидра, медуза, морская звезда).
- Наши улитки любят принимать душ из опрыскивателя для цветов. Они поднимаются по стенке банки, вытягивают шейки и блаженствуют. Почему они так любят воду? (Большинство представителей этого типа – водные животные, например двустворчатые моллюски и головоногие).
- Мы читали, что наши ахатины – гермафродиты. Они откладывают яйца в землю. Объясните нам этот термин. (Двуполые организмы. В единственной половой железе образуются и сперматозоиды и яйцеклетки).
- Наши ахатины ручные, они с удовольствием ползают у нас по рукам. Но, нам говорят, чтобы мы обязательно, после того как подержим улиток, мыли руки с мылом. Почему? (Брюхоногие улитки могут быть промежуточными хозяевами паразитических плоских червей).
- Читая дополнительную литературу, мы многое узнали об их значении в природе и жизни человека. А что знаете вы? Перечислите пользу, которую могут приносить моллюски? (Очищают воду, служат пищей для животных и человека, раковины дают красивый перламутр или у некоторых народов используют вместо денег).
- А какой вред могут приносить моллюски? (Вредители сельского хозяйства, промежуточные хозяева паразитических плоских червей).
- На голове у наших улиток расположены 2 пары рожек: короткие и длинные? Зачем они им? (Органы осязания, обоняния и зрения).
Вступительное слово учителя:
1. Одной из задач нашего урока является
выработка рекомендаций по содержанию улиток
Achatina Fulica в домашних условиях. Как вы думаете
можем ли мы воспользоваться материалом
викторины, которую для вас разработали и провели
ученики 4 класса?
Посмотрите на экран и выберите из текста
викторины пункты, которые пригодятся вам для
разработки рекомендаций.
Работа с текстом викторины.
2. В одном из пунктов викторины написано, что едят улитки. Наша задача не принимать ничего на веру, а проверить это. Поэтому мы проведем лабораторную работу.
Посмотрите на предметы, лежащие на моем столе
- Как вы думаете, зачем здесь находятся именно эти материалы (лист алое, корка апельсина, свежий огурец, лист салата)?
- Чем отличаются огурец, корка апельсина, лист алоэ и салат?
- Зачем нужно стекло?
- Предложите, что вы будете исследовать и как?
Оформление лабораторной работы в тетради.
Лабораторная работа «Изучение ответных реакций моллюсков на действие химических раздражителей».
Оборудование: улитки Achatina Fulica, 4 стекла размером 30х30 см; листья алоэ, корка апельсина; листья салата, свежий огурец.
Ход работы.
- Нанесем на первое стекло дорожку соком алоэ, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
- Нанесем на второе стекло дорожку коркой апельсина, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
- Нанесем на третье стекло дорожку соком огурца, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
- Нанесем на четвертое стекло дорожку соком листьев салата, выпускаем улитку и наблюдаем за реакцией животного.
- Результаты исследований занесем в таблицу:
- А теперь, сделайте вывод о том, чем питаются улитки ахатины.
- Ответьте на вопросы:
Материалы | Алоэ | Корка апельсина | Огурец | Лист салата |
Реакция улитки | _ |
_ |
+ | + |
– Какие органы чувств развиты у наземных
улитки и где они расположены?
– Какое значение в жизни моллюсков имеют органы
чувств?
– Как проверить, на какой раздражитель (вкус, вид,
запах) реагирует улитка?
Слово учителя: Может быть, кто-то из
вас заинтересовался этими удивительными
существами и захочет держать их в качестве
домашних питомцев. Подтвердилась ли гипотеза?
Разработайте рекомендации для любителей природы
о содержании нашей Achatina Fulica (Ахатина Фулика) в
домашних условиях (условия содержания,
кормление, размножение).
Итог урока:
Рекомендации для любителей животных по содержанию улиток Achatina Fulica
- Содержать улиток ахатин можно в кубическом террариуме или аквариуме объемом 10 – 15 литров на одно животное;
- Закрывать террариум нужно так, чтобы он не только хорошо проветривался, так как улитки дышат атмосферным воздухом, но чтобы влажность в нем сохранялась постоянная;
- Периодически опрыскивать стенки террариума и почву из опрыскивателя для цветов для поддержания необходимой влажности;
- Температура в террариуме должна поддерживаться около 25-28 градусов. Проще всего обогревать при помощи обыкновенной лампочки накаливания;
- Ставить на яркий солнечный свет улиток категорически запрещается. Хорошо подойдет затемненный участок помещения;
- Террариум необходимо содержать в чистоте – раз в 2 недели стенки протирать жесткой губкой, без химических средств, улитку можно искупать при помощи опрыскивателя и почистить ей раковину мягкой щеточкой;
- Для строительства раковины улитке нужен кальций, поэтому в пищу необходимо добавлять яичную скорлупу или давать глюконат кальция;
- Едят ахатины практически все. Им подойдут любые овощи и фрукты, а также клевер, подорожник, одуванчики, листья салата, особенно улитки любят огурцы, капусту, яблоки, бананы;
- Как и многие другие улитки, ахатины – гермафродиты, то есть каждая особь обладает и женскими и мужскими половыми органами. Это, конечно, не значит, что улитка способна оплодотворить сама себя и размножиться в одиночестве. Зато между любыми двумя улитками может произойти копуляция, после чего обе могут отложить яйца, поэтому для размножения необходимо содержать их попарно;
- Яйца ахатины откладывают под землю, следовательно, в террариуме должен быть слой земли 5-7 см.
- При обращении с улитками необходимо соблюдать правила гигиены – мыть руки с мылом, т.к. моллюски являются промежуточными (и основными) хозяевами некоторых червей-паразитов;
- Прежде чем завести любое животное, необходимо проконсультироваться у специалистов и прочитать специальную литературу. Без этого заводить животных нельзя!