Процессы обновления учреждений образования в современных условиях требуют от воспитателя переориентации его сознания, профессиональной позиции на гуманистические ценности, позволяющих принимать компетентные решения. Стало очевидным, что источником механизма развития дошкольных учреждений является творческая деятельность воспитателя.
Произошедшие изменения, обновление дошкольных учреждений по- новому ставят вопрос о профессиональной компетентности воспитателя, наполняя содержание этого понятия новыми характерами.
Ранее, понятие «профессиональная компетентность» рассматривалась как сложный интегральный сплав общих и профессиональных знаний, практических умений и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в профессиональной среде.
Новая ситуация потребовала корректировки понятия «профессиональная компетентность».
Существующая практика становления и формирования воспитателя как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности воспитателя.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности воспитателя.
Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: внешние условия для полного и творческого развития воспитателя в дошкольном учреждении ещё не созданы (оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т.д.). Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе. Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня.
Однако, несмотря на всю сложность объективных условий, большую роль играют также причины субъективные, зависящие во многом от воспитателя.
Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Большинство воспитателей не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации.
И коль скоро мы не в состоянии коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тем полнее следует использовать социально-психологические ресурсы личности учителя, его профессионально-личностный потенциал. Кроме того, как показал анализ наших наблюдений по мере накопления опыта большинство воспитателей значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью. Всё меньше остаётся областей знания, к которым воспитатель обращается ради общего развития и ознакомления с новыми направлениями науки, идеями, фактами. А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал. Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические и методические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.
Поэтому, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду. Появилась острая необходимость в ускорении процесса стимулирования потребностей воспитателя, обогащении и модернизировании содержания своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений психолого-педагогической науки, передового опыта.
В этих условиях управление развитием профессиональной компетентности воспитателя в условиях дошкольного учреждения становится особенно значимым в деятельности руководителя.
Поскольку детский сад является учреждением, в котором, в результате коллективного труда воспитателей, формируется и развивается личность ребёнка, постольку управление должно быть ориентировано на гуманистический характер, выражающийся в отношениях сотрудничества на основе уважения и доверия к детям, раскрепощение их творческой самостоятельности.
Таким образом, необходимость обновления функций управления развитием профессиональной компетентности воспитателя диктуется особенностями современной социально-образовательной ситуации. Для выявления новых содержательных компонентов профессиональной компетентности нами были изучены инновационные процессы, происходящие в образовании, выявлены личностные потребности, мотивы в совершенствовании профессиональной компетентности воспитателя, определены критерии профессиональной компетентности на уровне самооценки воспитателей, оценок родителей.
В процессе экспериментальной работы в качестве объекта исследования выступал процесс формирования профессионального развития воспитателя ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).
Предметом исследования являлся комплекс условий, способствующих повышению эффективности функций управления развитием профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
Цель: обосновать теоретически и
проверить экспериментально наиболее значимые
условия эффективности управления развитием
профессиональной компетентности воспитателя.
Была выдвинута гипотеза о том, что управление
развитием профессиональной компетентности
воспитателей будет эффективным при следующих
условиях:
- Если будут выявлены и определены специальные функции управления развитием профессиональной компетентности;
- Если система управленческой деятельности руководителя будет стимулировать формирование у воспитателя детского сада внутренней потребности в творческом самосовершенствовании, в развитии своих профессиональных способностей;
- Если будет применен программно-целевой подход к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.
- Если будет разработана и реализована модель управления развитием профессиональной компетентности, в центре которой должен быть воспитатель с его индивидуальными способностями, склонностями.
В результате проведенной экспериментальной работы, которая проводилась в течение 3-х лет, были получены следующие результаты:
- Педагоги овладели новыми теоретическими знаниями, уверенно проектируют их в свою педагогическую деятельность;
- Произошел рост профессионализма педагогов;
- Сформировалась готовность к творчеству;
- Есть мотивация на совершенствование профессиональной деятельности на основе самообразования и саморазвития.
Этапы профессионального становления педагога
1 этап (стаж от 1 года до 5 лет).
Характерен интерес к овладению методическими
идеями учебных программ, их содержанию.
2 этап Развитие профессиональной
деятельности (стаж от 5 до 10 лет). Основной акцент
в своих запросах эти воспитатели делают на
проблемы методики и организации различных видов
познавательной деятельности. Значительное
внимание отводится новым педагогическим
психологиям, развитию культуры
самосовершенствования.
3 этап Профессиональной зрелости (от 10
лет и старше). Стремление воспитателя осмыслить
свой педагогический опыт, соотнести его с
передовой практикой.
Основные затруднения воспитателей в профессиональной деятельности
- В отборе содержания в соответствии с целью
- В определении цели
- В выборе оптимальных методов обучения
- В выборе форм организации познавательной деятельности
- В выборе средств обучения
- В анализе результатов обучения, воспитания
- В самоанализе.
Потребности воспитателей в приобретении профессионально важных качеств и готовность руководителя оказать им услуги
Варианты потребностей:
- Методические знания
- Психологические знания
- Педагогические знания
- Спец.научные знания
- Общекультурные знания
Условия, необходимые для развития творческого потенциала
- Поддержание необходимой для творчества атмосферы в коллективе
- Стимулирование способности воспитателя к творчеству
- Поощрение идей
- Работа в творческой группе
- Потребность в творчестве
- Возможность экспериментировать
Формы методической работы в педагогическом коллективе и их предпочтение воспитателями
1. Открытые занятия 4. Разбор дидактических
задач и
2. Школа начинающего воспитателя педагогических
ситуаций
3. Индивидуальная консультация 5. Мастер-класс
Модель управления формированием профессиональной компетентности воспитателей
Схема управлением формированием профессиональной компетентности воспитателей в ДОУ № 376
Ожидаемые результаты:
- овладение воспитателями новыми теоретическими знаниями;
- умение проектировать их в свою педагогическую деятельность;
- динамика роста профессионализма воспитателя;
- способность педагогов к саморазвитию на протяжении всей педагогической деятельности
Система работы по развитию профессиональной компетентности воспитателя
Направление работы:
- Повышение социально-психологической культуры воспитателей;
- Развитие профессиональных умений, навыков;
- Раскрытие творческого потенциала воспитателей.
Рекомендация руководителю в организации работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
Модернизация управляющей системы развитием профессиональной компетентности воспитателя должна обеспечить:
1. Индивидуальность внутреннего управления, её обработку на основе анализа и дальнейшее использование для составления карты образовательных запросов воспитателей – тех проблем, неумений, которые затем можно положить в основу целевой программы развития профессиональной компетентности воспитателя.
2. Формирование мотивации к развитию (саморазвитию) профессиональной компетентности коллектива воспитателей через :
– формирование реалистической самооценки
педагогической деятельности;
– стимулирование творческой активности
воспитателей.
3. Формирование планово-прогностической деятельности руководителя через:
– создание программы развития
профессиональной компетентности;
– определение этапов работ, создание прогнозов и
планов каждого этапа.
4. Формирование организационной культуры деятельности с соблюдением следующего алгоритма:
– изучение состояния проблемы;
– определение цели;
– планирование подготовки и проведения
деятельности;
– отбор оптимального содержания методов и форм
деятельности по заданной проблеме;
– обеспечение условий, распределение
обязанностей, создание настроя для работы;
– анализ хода и результатов деятельности,
коррекция;
– подведение итогов, поощрения.
5. Формирование функций внутреннего контроля как функции, отвечающей за взаимосвязь целей, планов и организации через:
– отработку системного характера диагностики
готовности воспитателя к педагогической
деятельности и её результатов;
– отработку контролирующих функций
руководителя;
– анализ результатов, полученных в ходе контроля
и их сравнение с целями.
Удовлетворение потребностей педагогов
Социальные потребности:
- Дайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться.
- Создайте на рабочих местах дух единой команды.
- Не старайтесь разрушить возникающие неформальные группы, если они не наносят ущерба.
Потребности в уважении:
- Предлагайте подчиненным более содержательную работу.
- Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами.
- Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты.
- Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений.
- Делегируйте полномочия подчиненным.
- Продвигайте подчиненных по служебной лестнице.
Потребности в самовыражении:
- Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития.
- Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.