Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева), которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание и т.д.
В своей работе я широко использую все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с фольклором, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Особо нужно подчеркнуть роль сказки в жизни ребенка. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа.
Наш детский сад работает над проблемой внедрения регионального компонента как фактора, влияющего на формирования личности ребенка. Одной из задач, решаемых в ходе этой работы, является создание условий для воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края. Для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие своей внутренней жизни, творческой игры. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка-дошкольника.
Я работаю над проблемой воспитания нравственно-патриотических качеств личности ребенка через сказку. В своей практике я использую опыт работы Ушаковой О.С., Венгера Л.А., Шороховой О.А., Петровой Е.Ю. и других педагогов.
Задачи:
- создать условия для формирования личности ребенка через сказку;
- воспитывать интерес к художественной литературе, литературнохудожественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
- прививать общечеловеческие ценности, морально-нравственные ценности культуры.
В системе работы со сказкой я выделила следующие направления деятельности:
- совместная и индивидуальная работа;
- занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой;
- традиционные фольклорные праздники и развлечения.
В учебно-воспитательной деятельности я использую следующие методы, приемы:
– Загадывание и отгадывание загадок. Эти задания развивают сообразительность, наблюдательность. Дети с удовольствием принимают эту игру. Они любят загадывать известные им загадки, но и придумывают свои.
– Чтение наизусть пословиц, скороговорок, потешек. Эти задания развивают навык кратко, четко, ясно и образно выражать свои мысли и вместе с тем способность улавливать поэтичность, мелодичность, ритмичность речи.
– Придумывание определений к заданному слову. Такие задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при неправильном понимании значимых слов.
– Конструирование слов, словосочетаний и предложений – имеет большое значение в развитии средств выразительности речи дошкольников.
– Рассказывание сказки детям. Ребенок, познавая сюжет сказки и переживая все этапы вместе с героем, знакомится с возможными жизненными ситуациями, формируя, «воспитывая» в себе необходимые умения для их разрешения, преодоления.
– Пересказ сказки с использованием плоскостного театра – это задание позволяет определить насколько эмоционально и интонационно правильно ребенок воспринимает героев сказки. Цель этого задания – задуматься над смыслом слов, стремиться употребить их так, чтобы точно охарактеризовать тот или иной признак, предмет, явление.
– Творческие задания по содержанию сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем; в игровой деятельности, в драматизациях сказок, в повседневной жизни.
– Придумывание сказки на заданную тему – предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений.
– Драматизация сказок. Через драматизацию ребенок раскрепощается, овладевает навыками управления своими поведенческими реакциями
Все эти методы и приемы я использую в следующих формах работы:
– Совместная и индивидуальная работа. В свободном общении с детьми есть возможность предложить тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает. Они развивают и накапливают определенный багаж знаний и представлений, знакомят с новыми словами и терминами, знакомятся с возможными жизненными ситуациями.
– Занятия с детьми по ознакомлению с художественной литературой разработаны таким образом, что персонажи сказок «приходят» к детям на занятия, рассказывают им что-то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания, направленные на освоение практического материала.
– Традиционные фольклорные праздники и развлечения как итог проделанной работы, где дети раскрывают свои творческие способности и знания в постижении культуры своего народа. для детей важны праздники, именно здесь ощущается взаимосвязь прошлого и будущего, любовь к родине, своему народу, его обычаям и традициям.
Особое место в системе работы со сказкой занимает знакомство с казачьими сказками. В ходе работы я воспитываю у детей патриотизм, уважение к старшим, любовь к родному краю.
К детям приходят герои казачьих сказок. Илья Муромец, Ермак, солдат-грамотей, казак Иван учат смелости, решительности, упорству, доброте, честности. Аннушка и Танюшка смиренности, уважению, умению, доброте.
Казачьи сказки, как и народные, внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Результатом работы со сказкой является:
- Умение детей разрешать конфликтные ситуации;
- использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;
- пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;
- активное участие детей в фольклорных мероприятиях;
- формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру;
- привитие любви к своей истории, Родине;
- овладение навыками взаимоотношения с миром;
- усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;
- формирование активной жизненной позиции.
Таким образом, я сделала вывод, что знакомство и изучение народных сказок, доступных восприятию детей дошкольного возраста, помогает эффективно решать проблему привития интереса к художественной литературе, развивать нравственно-патриотическую восприимчивость.