Цели:
- продолжать знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
- показать ученикам многообразие его поэзии;
- учить детей видеть прекрасное, прививать любовь к литературе и к поэзии;
- расширять кругозор учащихся;
- работать над развитием выразительной речи.
- знакомить с произведениями изобразительного искусства;
- развивать зрительную память, мышление, внимание;
- воспитывать любовь к изобразительному искусству.
Оборудование:
- портрет А.С.Пушкина;
- стенгазета Творчество Александра Сергеевича Пушкина;
- выставка книг поэта;
- учебник по литературному чтению З.И.Романовская “Живое слово”;
- альбом “Творчество А.С.Пушкина”;
- иллюстрации к его сказкам, гуашь, речные камушки, образец игрушки, лак.
ХОД УРОКА
1. Организационнный момент
2. Актуализация прежних знаний.
Знакомство с выставкой книг и известными произведениями поэта.
– Какими сказками А.С.Пушкина вы знакомились в детстве? (Ответы учащихся)
3. Проверка домашнего задания
– Из заранее выполненных учащимися рисунков к сказкам организуется выставка, позже рисунки могут использоваться детьми при чтении понравившегося отрывка ,чтении по ролям.
Далее учащиеся инсценируют или читают выбранные ими отрывки наизусть.
4. Изучение нового материала
1) – Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве человека, произведения которого вам знакомы с раннего детства. Кто этот человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, повестей, сказок, вы догадаетесь сами, прослушав отрывки из них.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
– Догадались, о ком пойдет речь сегодня на
уроке?
– Отрывки из каких произведении А.С.Пушкина
услышали?
2) – Статья, данная в ваших учебниках, сможет раскрыть перед вами новые стороны характера поэта.
Чтение вслух статьи на стр. 216 по учебнику.
– Как по-новому раскрылся перед вами
характер маленького Саши?
– Что нового узнали о детстве поэта?
3) Рассказ учителя
– В доме Пушкиных часто бывали известные
литераторы, восторженным поэтом- литератором был
дядя Пушкина, Василий Львович. Повезло Саше и с
няней: от Арины Родионовны он слышал много
замечательных русских сказок.
Но главным «везением» юного Пушкина,
событием, которое предопределило всю его
дальнейшую жизнь, стало зачисление в
Царскосельский императорский лицей.
Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам,
политике и даже искусству стихосложения. В 1817
году А.С.Пушкин заканчивает лицей и отдается
литературной деятельности. В 1820 году в печати
появляется его поэма «Руслан и Людмила»
Вскоре судьба готовит поэту испытание. До
правительства дошли сведения о дерзких стихах
поэта, и ему грозила ссылка в Сибирь, что означало
бы полную изоляцию от общества, от литературы. Но
Пушкин сам является к столичному губернатору
и выдаёт запрещенные стихи. Весной 1820 года
Пушкин отбывает в «мягкую» ссылку на юг, в
Кишинёв. Его лишили права появляться в столицах,
в городах. Он всё болезненнее, всё острее
переживает оторванность от друзей, от
литературной среды. Стихи, созданные на юге,
повествуют об изгнании. Это стихотворение –
«Птичка», написанное в 1823 году. На Руси
существовал обычай: в день Благовещенья –
праздник, отмечаемый 7 апреля (25 марта по старому
стилю) – выпускать певчих птиц из клеток.
4) Упражнение в чтении стихотворения
Читают вполголоса, затем – вслух.
5) Анализ стихотворения
– После южной ссылки поэт вынужден был находиться ещё два года в изгнании, в селе Михайловском Псковской губернии, родовом имении. Рядом с поэтом в это тяжелое время была верная и любящая душа – Арина Родионовна. Именно здесь он пишет стихотворение, посвященное его «доброй подружке», которое мы с вами читали в прошлом году, «Зимний вечер». А попозже Пушкин пишет стихотворение «Няне».
6) Работа над стихотворением
Выразительное чтение стиха учителем.
– Каким настроением проникнуто это
стихотворение?
– С каким чувством поэт пишет о своей няне?
– Какие слова это подтверждают это? Прочитайте
их.
– Какой вы представляете Арину Родионовну?
Хоровое чтение стихотворения, отрабатывая нужную интонацию.
4. Физкультминутка
7) Самостоятельное чтение стиха «У Лукоморья дуб зеленый» (стр. 230.)
Вопросно-ответное упражнение.
8) Обобщение
Рассказ учителя. Все, что он написал, было
необычно, ново, талантливо.
Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут
нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь
на этих неведомых дорожках: гордого Гвидона,
белую Царевну-Лебедь, Чародея Черномора,
славного Руслана. Он рассказал про громкие битвы
и тихие таинственные дубравы, про медного
Всадника. Погиб Пушкин очень рано: в 37 лет он был
убит на дуэли французом Дантесом.
5. Отгадайте загадку о том, кого мы будем рисовать.
Под мостиком, виляет хвостиком.
Есть крылья, а не летает,
Ног нет, а не догонишь
– О ком говорится в этой загадке?
– Верно, сегодня тема необычного урока –
рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»
Рисовать мы будем вот такую рыбку (показываю
образец игрушки). Из чего она сделана?
– Кто из вас знает, какие рыбки живут в наших
водоемах? (Ответы учащихся)
– Да, многие рыбы, чтобы выжить,
приспосабливаются к той среде, в которой они
живут, имеют разноцветную окраску, имеют
защитную окраску. Рыб надо беречь, трудно бывает
им зимой. Воздух не проходит через лед в воду.
Рыбам становится трудно дышать, и они могут
погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают
проруби. Чтобы вода в проруби быстро не
замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху
присыпают снегом. Через это и проходит воздух.
– Вспомните сказки, в которых действующие герои
– волшебные рыбки.
– Да, это Золотая рыбка из сказки «Сказка о
рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, щука из сказки «По
щучьему велению».
– Какая она золотая рыбка? (Ответы учащихся)
– Рассмотрим форму рыбки. На что она похожа?
Каковы формы плавника? А каким цветом лучше
раскрасить золотую рыбку?
– Мы сегодня будем работать гуашью, рисовать на
речных камушках золотую рыбку. Это
нетрадиционный прием рисования.
Объясняю этапы работы.
6. Самостоятельная работа учащихся
– После высыхания, игрушку дважды покрываем бесцветным лаком.
7. Выставка работ учащихся
– Перед вами волшебная рыбка и она исполнит любое ваше желание.
8. Заключительная часть
– Что интересного вы узнали на уроке? Чему научились?
9. Домашнее задание
– Выучить отрывок из произведений А.С.Пушкина.
Использованная литература:
- Учебник «Живое слово» З.И.Романовская, 4 кл., 2005.
- А.С.Пушкин «Стихи и сказки», 2000.
- УМК «Чтение в 4 классе», 2005.
- Начальное образование : инновации и ценности. Журнал «Начальная школа». 2010, №4.
- Речь младших школьников и пути его развития. М.Р.Львов. «Просвещение». 2000.
- Развитие речи учащихся начальных классов, Н.И.Политова. «Просвещение».1999.
- Изобразительное искусство в 4 классе. В.С.Кузина, Волгоград, 2008.