Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства "Творчество А.С.Пушкина и рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжать знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
  • показать ученикам многообразие его поэзии;
  • учить детей видеть прекрасное, прививать любовь к литературе и к поэзии;
  • расширять кругозор учащихся;
  • работать над развитием  выразительной речи.
  • знакомить с произведениями изобразительного искусства;
  • развивать зрительную память, мышление, внимание;
  • воспитывать любовь к изобразительному искусству. 

Оборудование:

  • портрет А.С.Пушкина;
  • стенгазета  Творчество Александра Сергеевича Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • учебник  по литературному чтению  З.И.Романовская  “Живое слово”;
  • альбом   “Творчество А.С.Пушкина”;
  • иллюстрации к его сказкам, гуашь, речные камушки, образец игрушки, лак.

ХОД УРОКА

1. Организационнный момент

2. Актуализация прежних знаний.

Знакомство с выставкой книг и известными произведениями поэта.

– Какими сказками А.С.Пушкина вы знакомились в детстве? (Ответы учащихся)

3. Проверка домашнего задания

– Из заранее выполненных учащимися рисунков к сказкам организуется выставка,  позже рисунки могут использоваться  детьми при чтении понравившегося отрывка ,чтении по ролям.

Далее учащиеся инсценируют или читают выбранные ими отрывки  наизусть.

4. Изучение нового материала

1) – Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве  человека, произведения которого  вам знакомы с раннего детства. Кто этот  человек, автор множества стихотворений, поэм, романов, повестей, сказок, вы догадаетесь сами, прослушав отрывки из них.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

Жил старик со  своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

– Догадались, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
– Отрывки из каких произведении А.С.Пушкина услышали?

2) – Статья, данная в ваших учебниках, сможет раскрыть перед вами новые стороны характера поэта.

Чтение  вслух статьи на стр. 216  по учебнику.

– Как по-новому раскрылся перед вами характер  маленького Саши?
– Что нового узнали о детстве поэта?

3) Рассказ учителя

– В доме Пушкиных часто бывали известные литераторы, восторженным поэтом- литератором был дядя Пушкина, Василий Львович. Повезло Саше и с няней: от Арины Родионовны он слышал много замечательных русских сказок.
Но главным «везением» юного Пушкина, событием,  которое предопределило всю его дальнейшую жизнь, стало зачисление в Царскосельский императорский лицей.
Здесь будущий поэт учился языкам, точным наукам, политике и даже искусству стихосложения. В 1817 году А.С.Пушкин заканчивает лицей и отдается литературной деятельности. В 1820 году в печати появляется его поэма «Руслан и Людмила»
Вскоре судьба готовит поэту испытание. До правительства дошли сведения о дерзких стихах поэта, и ему грозила ссылка в Сибирь, что означало бы полную изоляцию от общества, от литературы. Но Пушкин  сам является к столичному губернатору и выдаёт запрещенные стихи. Весной 1820 года  Пушкин отбывает в «мягкую» ссылку на юг, в Кишинёв. Его лишили права появляться в столицах, в городах. Он всё болезненнее, всё острее переживает оторванность от друзей, от литературной среды. Стихи, созданные на юге, повествуют об изгнании. Это стихотворение – «Птичка», написанное в 1823 году. На Руси существовал обычай: в день Благовещенья – праздник, отмечаемый 7 апреля (25 марта по старому стилю) – выпускать певчих птиц из клеток.  

4) Упражнение в чтении стихотворения

Читают вполголоса, затем – вслух.

5) Анализ стихотворения

– После южной ссылки поэт вынужден был находиться ещё два года в изгнании, в селе Михайловском Псковской губернии, родовом  имении. Рядом с поэтом в это  тяжелое время была верная и любящая душа – Арина Родионовна. Именно здесь он пишет стихотворение, посвященное его «доброй подружке», которое мы с вами читали в прошлом году, «Зимний вечер». А попозже Пушкин пишет стихотворение «Няне».

6) Работа над стихотворением

Выразительное чтение стиха учителем.

– Каким настроением проникнуто это стихотворение?
– С каким чувством поэт пишет о своей няне?
– Какие слова это подтверждают это? Прочитайте их.
– Какой вы представляете Арину Родионовну?

Хоровое чтение стихотворения, отрабатывая нужную интонацию.

4. Физкультминутка

7) Самостоятельное чтение стиха «У Лукоморья дуб зеленый» (стр. 230.)

Вопросно-ответное упражнение.

8) Обобщение

Рассказ учителя. Все, что он написал, было необычно, ново, талантливо.
Строчки стихов Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках: гордого Гвидона, белую Царевну-Лебедь, Чародея Черномора, славного Руслана. Он рассказал про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про медного Всадника. Погиб Пушкин очень рано: в 37 лет он был убит на дуэли французом  Дантесом.

5. Отгадайте загадку о том, кого мы будем рисовать.

Под мостиком, виляет хвостиком. 

Есть крылья, а не летает,
Ног нет, а не догонишь

– О ком говорится в этой загадке?
– Верно, сегодня тема необычного урока – рисование с натуры игрушки «Золотая рыбка»  Рисовать мы будем вот такую рыбку (показываю образец  игрушки). Из чего она сделана?
– Кто из вас знает, какие рыбки живут в наших водоемах? (Ответы учащихся)
– Да, многие рыбы, чтобы выжить, приспосабливаются к той среде, в которой они живут, имеют разноцветную окраску, имеют защитную окраску. Рыб надо беречь, трудно бывает им зимой. Воздух не проходит через лед в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через это и проходит воздух.
– Вспомните сказки, в которых действующие герои – волшебные рыбки.
– Да, это Золотая рыбка из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»  А.С.Пушкина, щука из сказки «По щучьему велению».
– Какая она золотая рыбка? (Ответы учащихся)
– Рассмотрим форму рыбки. На что она похожа? Каковы формы плавника? А каким цветом лучше раскрасить золотую рыбку?
– Мы сегодня будем работать гуашью, рисовать на речных камушках золотую рыбку. Это нетрадиционный прием рисования.

Объясняю этапы работы.

6. Самостоятельная работа учащихся

– После высыхания, игрушку  дважды покрываем бесцветным лаком.

7. Выставка работ учащихся

– Перед вами волшебная рыбка и она исполнит любое ваше желание.

8. Заключительная часть

– Что интересного вы узнали на уроке? Чему научились?

9. Домашнее задание

– Выучить отрывок из произведений А.С.Пушкина.

Использованная литература:

  1. Учебник  «Живое слово» З.И.Романовская, 4 кл., 2005.  
  2. А.С.Пушкин «Стихи и сказки», 2000.
  3. УМК «Чтение в 4 классе», 2005.
  4. Начальное образование : инновации и ценности. Журнал «Начальная школа». 2010, №4.
  5. Речь младших школьников и пути его развития. М.Р.Львов. «Просвещение». 2000.
  6. Развитие речи учащихся начальных классов, Н.И.Политова. «Просвещение».1999.
  7. Изобразительное искусство в 4 классе. В.С.Кузина, Волгоград, 2008.