Цели:
- расширить психологические знания родителей;
- помочь наладить отношения детей, родителей, педагогов;
- дать родителям возможность поделиться своим опытом воспитания детей-подростков (слайд 2)
Форма проведения: тренинг общения с элементами студийного обучения «Мастерская».
Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.
Подготовительный этап:
- подготовить анкеты;
- памятки для родителей;
- придумать и проиграть типичную ситуацию общения детей и родителей, приводящую к конфликту, непониманию вместе с учащимися.
Оформление: выставка книг о воспитании подростков, стенд информационный «Психологические особенности подросткового возраста», классная доска оформлена в виде звездного неба.
Музыкальное оформление: песня «Мне звезда упала на ладошку»
Высказывания: «Воспитывать человека – значит помочь ему найти цель», «Учим детей общению, учимся у детей общению», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
План собрания:
- Организационный момент.
- Вступительное слово ведущего.
- Анкетирование.
- Разбор ситуации «Не пойду я больше в эту школу!» и групповой поиск наилучшего выхода из нее.
- Выступление эксперта (психолога школы).
- Составление памятки для родителей.
- Подведение итогов.
ХОД СОБРАНИЯ
1. Организационный момент. При входе в класс каждый родитель получает звезду (звезды синего, желтого и красного цвета)
2. Знакомство в форме психологической игры (игра с мячом)
3. Вступительное слово ведущего: (Приложение 1, слайд 3)
Чтение стихотворения.
Умение общаться очень важно для
разрешения любого рода проблем и является одним
из наиболее ценных жизненных навыков. Общение
можно определить как передачу информации и обмен
ею.
Многие личные проблемы возникают вследствие
недостатка взаимопонимания между людьми.
Несогласия и ссоры усиливаются и осложняются
из-за нашей неспособности видеть мир не только
глазами, но также умом и сердцем. Когда нет
взаимопонимания, не может быть и доверия. В то же
время, хорошо владея искусством общения, мы можем
легче понимать своих детей, а им в свою очередь
будет легче понять нас. Следует подчеркнуть, что
истинное общение предполагает обмен не только
словами, мыслями, информацией, но и чувствами,
эмоциями, переживаниями.
Однако успех любого общения определяется, прежде
всего, взаимопониманием. Существуют ли
какие-нибудь практические приемы, позволяющие
улучшить отношения в семье и достичь
взаимопонимания, которыми можно воспользоваться
в повседневной жизни?
4. Анкетирование. «Общение детей и родителей в лицах» (Приложение 1, слайды 4, 5)
– Уважаемые папы и мамы! Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?
Итоги анкетирования.
5. Проигрывание ситуации
Ведущий: Умение слушать – навык,
необходимый каждому человеку. Часто мы
неправильно истолковываем этот термин. Ведь с
трудом дающееся молчание и ожидание своей
очереди высказаться в ответ на речь собеседника
вовсе не означает умения слушать. Тем более, если
ваш собеседник – подросток, ревниво
отстаивающий свою точку зрения, многое
воспринимающий вштыки и в любой момент готовый
обидеться и замкнуться.
Как же и когда необходимо активно слушать?
Это стоит делать во всех ситуациях, когда ребенок
расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно,
– то есть, когда у него эмоциональные проблемы.
В качестве примера рассмотрим нередкую ситуацию:
сын приходит после уроков домой, бросает
портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту
школу!»
6. Работа в группах
– Мы предлагаем участникам ответить на вопрос: «Как вы поступите в этой ситуации? Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно, если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?
8. Выступление эксперта – психолога, который подводит итоги (Приложение 1, слайды 8-12)
9. Составление памятки для родителей (Приложение 2, Приложение 1, слайд 13)
10. Притча «Мотылек»
Ведущий: Родительская любовь должна
строиться на понимании и уважении личности
ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир
его глазами. Только тогда находятся общий язык и
изживаются противоречия между двумя
поколениями. Стать мудрым другом и наставником
своего чада, мягко направлять мысли ребенка в
правильное русло, не уничтожая его собственно
инициативы, – вот условия истинной родительской
любви.
Помимо понимания и уважения к себе, как личности,
каждый ребенок, а особенно подросток, должен
видеть перед своими глазами образец любви, на
основе которого он впоследствии может строить
свои чувства по отношению к окружающим его людям.
На звездочках, которые лежат перед вами, просим
написать имя ребенка и добавить к нему
определение, начинающееся с той же буквы, что и
имя. (Люба – любимая, ласковая…).
Родители зачитывают записанные слова.
Ведущий: Ваши дети – звезды сейчас побывали на ваших ладонях:
Дунь, и они станут тускнее.
Урони, они погаснут.
Мы их очень любим и здесь у нас с вами главная точка соприкосновения. (Приложение 1, слайды 14-17)
Рефлексия
– Выразите свое отношение к данному мероприятию через мимическое выражение.
Приложение 2
Памятка родителям
- Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне.
- Для того чтобы воздействовать на ребенка, Вы должны научиться сдерживать себя.
- Будьте одновременно тверды и добры. Взрослый не должен показывать ребенку, что он сомневается в чем-либо.
- Снимите контроль там, где он не так важен. Гнев редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное воздействие.
- Поддерживайте ребенка. Старайтесь понять его переживания, когда дела у ребенка идут не очень хорошо.