Игра "Копилка знаний". 10–11-е классы

Разделы: Математика


Цель: совершенствование и систематизация знаний.

Задачи:

  • Образовательные:
    • показать  межпредметную связь;
    • повторить профессионально- значимый материал из курса алгебры и геометрии;
    • закрепить знания выполнением практических заданий.
  • Воспитательные:
    • воспитать чувство ответственности, умение предупреждать развитие профессиональных заболеваний;
    • привить коммуникабельные навыки;
    • повысить мотивацию к обучению.
  • Развивающие:
    • развить умения  реализовать знания на практике, умение переключать внимание;
    • активизировать мышление и наблюдательность.  

Методическая цель: совершенствование элементов развивающего и проблемного обучения, применение здорово-сберегающих технологий обучения, выявление главных межпредметных связей, сопоставление учебного материала с жизнью и будущей профессией.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Дидактический инструментарий: конверты с заданиями, презентация урока, выполнена в программе Power Point, оценочные листы, музыкальное оформление, стихи, пословицы, цитаты ученых,  портреты  великих математиков.

Применение здоровьесберегающих технологий: проведение физкультминутки.

Подготовка к внеклассному мероприятию.

Группа делится на  участников игры  (2 предприятия) и консультантов. На столах раздаточный материал в конвертах под номерами.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, начнем урок!
И докажем, что не зря
Тратим время с сентября.

– Наше внеклассное мероприятие называется «Копилка знаний», т.к. оно проходит во время декады общеобразовательных наук под девизом «Знание – Сила!»

  • Самое большое богатство в мире – это …?    (Конечно – ЗНАНИЯ!)
  • Где человек хранит свои знания? (В собственной голове, в своих книгах, в своих детях, …)
  • Как передаются знания? (Из поколения в поколение (от отца - сыну, от учителя – ученику, из книги – к читателю, …)
  • Что необходимо для того, чтобы не только сохранить уже полученные знания, но и увеличить их?  (Уметь их добывать, пользуясь различными источниками информации, обрабатывать и постоянно ими пользоваться.)

С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет,  кто б не нуждался в знанье,
Какой мы не возьмем язык и век, –
Всегда стремился к знанью человек …

Все наши знания можно условно разделить на две категории.
К первой относятся те знания, которые нам нужны в повседневной жизни, а ко второй – те знания умения и навыки, которые нам необходимы для приобретения будущей профессии.

Видео-сценка

Действие происходит за круглым столом одной из коммерческих фирм, собрание директоров. Выяснение причин банкротства фирмы.

Мы банкроты!
Качество нашей продукции падает вниз!
Инвестиций нет!
Резко уменьшается объем реализации!
Инфраструктура предприятия устарела и не может отвечать требованиям мировой отрасли.
А все из-за чего?
Квалификация наших специалистов не соответствует требованиям
Нам нужны профессионалы!
Давайте определим, какими качествами должен обладать профессионал нашего предприятия.
Ваши предложения!

(Отвечают на вопрос обучающиеся)

– Как вы думаете, какие из этих качеств являются главными для нашего работодателя ОАО  ЗСМК?   (За правильный ответ 1 балл)

– в полной мере овладеть профессиональными знаниями;
– быть социально- адаптированным, психологически уравновешенным человеком (уметь управлять своими эмоциями);
– быть ответственным, переживающим за свое дело, четко выполнять свои обязанности.
– быть активным, творческим,  коммуникабельным, проявлять себя в общественных делах;
– быть мобильным, уметь переключаться на новый вид деятельности;
– вести активный, здоровый образ жизни;
– быть конкурентно-способным, отвечать всем требованиям времени высоких технологий. 

«Сегодня на уроке каждый из вас проверит себя на наличие данных качеств, поиграв в игру «Копилка знаний», которая заключается в следующем:

Условия игры

Группа делится на две бригады, каждая бригада выбирает себе консультанта, который считает набранные баллы команды.
На экране под номерами зашифрованы задания, которые выполняются одновременно обеими командами. Учитывается время выполнения заданий. Та команда, которая быстро и верно выполняет задание, получает право выбора следующего вопроса.

(Приложение 7)

На столе  для каждой бригады лежат конверты с заданием. Здесь важна не только ваша эрудиция, но и быстрота реакции. Конверт с заданием имеет тот номер, который соответствует вопросу на экране.
Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной и содержательной.  
Перед тем как начать игру, каждый из вас должен поставить себе задачу, с которой может и должен справиться (например, помогать участникам игры при выполнении заданий, приложить все усилия для победы моей бригады  и т.д.)
Критерии оценок  (Приложение 8)

Буду задавать вопросы,
Не раздумывайте долго.
Кто окажется быстрее,
Да к тому же всех умнее
Знак отличия получит
Что не зря предмет мой учит.

– Выбор первого вопроса отдаем присутствующим болельщикам или гостям нашего внеклассного мероприятия.

Задания.

1. Исторический вопрос: Великий математик, который увековечил свою одежду (Пифагор)
2. Провести соответствия  (стрелки) между тригонометрическими уравнениями и их решениями.  (3 балла)
3. Найти ошибку в решении неравенства методом интервалов:

Решение.

Нули функции:

2х = 0,      х – 1 = 0,     х + 3 = 0
х = 0       х = 1              х = – 3

Ответ: х € (– ?; – 3)U (0; 1)

4. Выбрать из данных графиков функции только периодической. (Приложение 4 графики 1, 2, 3, 4)

5. Найти лишний чертеж (назвать его номер). Объяснить, почему он является лишним среди данных.  (Приложение 1)

6. Рисуем по координатам. (Приложение 2)

7. Задача.

Студент копил стипендию в размере 520 рублей в течении года. Перечисления производились ежемесячно на карту «Золотая корона» через «КузнецкБизнесБанк», который предоставляет вкладчику 7 % годовых. Определить сумму, которая будет на карте через год.

Решение.

  1. х = (520 * 7) : 100 = 3 640 : 100 = 36, 40 (руб) – размер дохода,
  2. 520 + 36,40 = 556,40 (руб) *12 = 6  676, 80 (руб)

Ответ: 6 676, 80  рублей будет через год.

«Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не  только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности. Изобретательности».

Д. Пойа

8. Задача по комбинаторике

В бригаде работают 5 человек с различным оборудованием.
Сколько необходимо сделать различных перестановок рабочих мест, чтобы обучить каждого человека работе на новом оборудовании?

Решение.

Рn = n!
Р5 = 5! = 120 (перестановок рабочих мест)

Пусть математика сложна,
Ее до края не понять.
Откроет двери всем она,
В них только надо постучать.

9. Задача

Определить расход материала для покраски стен учебного кабинета, если его размеры указаны на чертеже в метрах. На 1 квадратный метр необходимо 200 граммов краски.

10. Вставить недостающее число (математическое мышление) (Приложение 6)

«Вы весь урок копили эрудицию,
Изучали математики азы.
И оценивать я буду по традиции
Цифрами от двух и до пяти!» 

Итог урока

Подведение итогов консультантами, награждение победителей.

Заключительное слово учителя: Наша игра закончена. Вы добились тех целей, которые поставили сами себе в начале урока. А теперь попробуйте оценить себя сами по пятибалльной шкале. Можно отобразить свою деятельность, работоспособность на уроке в виде графика.

Домашнее задание (творческого характера):

Составить задачу с профессиональными терминами на процентное соотношение.

  • Человек «растет», когда учиться обдумывать свои поступки, планировать свою деятельность, корректировать  и оценивать себя со стороны.

Обратная связь  (3 мин.)

После окончания урока каждый участник игры пишет одно или два слова на лепестках
ромашки, выражающее его чувства после проведения игры: интересно,  интригующе, познавательно, захватывающе, весело, банально,  бесполезно, эффективно, скучно.

Презентация к уроку (Приложение 3)