Заседание в семейном клубе "Бабушки и внуки"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: воспитывать у детей уважение к старшим.

Задачи:

  • расширять представления детей об истории своего народа, своей семьи;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать творческие способности младших школьников.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас праздник, который называется «Бабушки и внуки». Эта тема выбрана не случайно. В народе говорят: «Что стар, что мал». Человек устроен так, в самом начале жизни нуждается в помощи, его растят и воспитывают родители, дедушки и бабушки. У родителей, пока они молоды, душа болит за детей, а взрослеют дети, появляются внуки, переживать они начинают вдвойне.
Считается, что о нации судят по тому, как она относится к старикам и детям. Сейчас мы переживаем нелёгкое время в экономическом и в духовном плане. Уважение к старшим со стороны молодёжи должно стать не просто словами. Милосердие – на деле. Ведь время проходит, очень быстро мы сами становимся дедушками и бабушками.
Как же бабушка выглядит в современной жизни? Чаще всего это ещё молодая женщина, у которой любимая работа, внуков она видит по только выходным. Есть бабушки, которые оставляют работу и занимаются воспитанием внуков, взваливают на себя все заботы по дому. Они балуют внучат, оберегают от любых трудностей, скрывают любые шалости от родителей.
Бабушки в силу своей жизненной мудрости, незаметно передают свой опыт молодым, поддерживают благополучие в семье разумными советами, делами, укрепляют счастье в семье. Поэтому наш праздник сегодня посвящается вам, дорогие наши бабушки.
Давайте познакомимся с нашими гостями. Внуки, познакомьте нас со своими бабушками (учитель должен дополнить).

Учитель: Послушайте, какие стихи приготовили вам внучата:

1) Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке,
Рассказывали бабушки:
«У нас одни пятёрки».
Друг друга поздравляли.
Друг другу жали руки.
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки.

2) С бабушкой мы буквы
В книжке разбираем.
С ней играем в куклы,
В классики играем.
Важные секреты шепчем ей на ушко,
Потому что бабушка –
Лучшая подружка.

3) Ходит в школу на собранье,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
«То не трогай, то не смей»,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.

4) Целый день я осторожно
Возле бабушки кручусь.
И всему, что только можно,
У бабули научусь!
Сколько в ней любви и ласки,
Помнит множество стихов.
Слушать бабушкины сказки
Можно хоть до петухов!

Учитель: А как часто бывает, что родителям некогда, и уроки готовить приходится с бабушками. И они заново с вами учат то, что проходили в школе много лет назад. Давайте спросим у бабушек, что они помнят из школы? (Рассказы бабушек).

Конкурс: «Школьные уроки» (внуки помогают)

1) Сколько букв в русском алфавите? (33)

2) Мы за чаем не скучаем –
По две чашки получаем.
Восемь чашек, восемь пар –
Выпиваем самовар.
Чашек пьём всего по паре.
Сколько чашек в самоваре? (16 чашек)

3) Сколько ног у жука? (6 ног)

4) Сколько ног у паука? (8 ног)

5) О каких частях речи узнали ребята в 3 классе? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог)

6) Летит куча поросят,
Кто ни тронет – завизжат. (Пчёлы)

7) Назовите перелётную птицу: дятел, кукушка, сова, ворона. (Кукушка)

8) Сколько будет 7х8? (56)

9) Сколько букв и звуков в слове «день»? (4 буквы, 3 звука)

10) Чей это портрет?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках – золотые перстни,
На ногах – красные сапожки».  (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина)

Учитель: Все бабушки молодцы. Видно часто за вас уроки делают. И поэтому мы признаёмся им сегодня в любви.

1. Очень бабушку мою,
Маму папину, люблю.
У неё морщинок много,
И на лбу – седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.

2. Люблю я дома бабушке
Работать помогать,
Люблю я рядом с бабушкой
По улице шагать.
Люблю я летом с бабушкой
Бродить в краю лесном,
Люблю я сказки бабушки
Послушать перед сном.

3. Люблю я вместе с бабушкой
«Мурзилку» почитать.
Люблю под вечер с бабушкой
С работы маму ждать.
Люблю ходить я с бабушкой
В кино и в магазин,
И не люблю без бабушки
Сидеть совсем один.

Учитель: Ваши внуки не только стихи готовили, но и разучили русскую народную песню: «Ах вы, сени мои, сени». Давайте все вместе её споём.

Песня «Ах вы, сени мои, сени»

Учитель: А что такое сени? Ребята знают это или нет? Часто в школе мы учим биографии известных писателей, поэтов, историков. А порой не знаем ничего о своих предках: бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. Поэтому, вы рассказывайте больше ребятам о себе, о своих родителях, о своей жизни. Ребята должны знать историю своей семьи.
Сегодня у нас конкурс: Как мы знаем историю? Внуки будут отвечать, а бабушки помогать.

Конкурс знатоков русской истории

  • Где держат домашних животных: лошадь, корову, собаку? (В конюшне, в хлеву, будке.)
  • Что такое сыта? (Разбавленный водой мёд)
  • Где хранили заготовленные впрок продукты? (В погребе)
  • Для чего служила лохань? (Поили корову)
  • Где раньше продавали чай и сахар? (В аптеке)
  • Когда на Руси обязательно пекли блины? (На Масленицу)
  • Ветви каких деревьев и кустарников ломают на праздники? Какие это праздники? (Верба, ива – на Вербное воскресенье; берёза – на Троицу)
  • Какое другое название полотенца вы знаете? (Рушник)
  • Сколько весит пуд? (16 кг)

10) Назовите русские народные музыкальные инструменты? (Гусли, балалайка, гармонь)
11) Раньше куклы были тряпичные. Чего не было у древней тряпичной куклы, но что есть у каждой современной куклы? (Лицо. Суеверие: чтобы дети были здоровы)
12) Как в старину на Руси называли рожь? (Жито)

Учитель: А какое же гуляние обходилось без задорной частушки! Бабушки, для вас наши частушки.

Частушки (поют два мальчика и две девочки)

Девочка 1.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть –
Неужели в этом доме
Половицы лопнут.

Мальчик 1.

Пропоём для вас, девчата,
Веселинки, шуточки.
Вы послушайте скорее
Наши прибауточки.

Девочка 2.

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.

Мальчик 2.

Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.

Девочка 1.

У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.

Мальчик 1.

Раньше были русы косы
У моей у милочки.
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

Девлчка 2.

Эй, ребята-кавалеры,
Отодвиньтеся от нас.
Мой дружочек всех пониже,
Мне не видно из-за вас

Мальчик 2.

Начался учебный год.
Часики затикали,
А меня гнетёт вопрос:
«Скоро ли каникулы?»

Учитель: Помните  волшебные строки из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.

– У нас на празднике тоже есть сказочный цветик-семицветик. На его лепестках написаны отрывки из сказок. В каждой сказке говорится о цветах. Внуки нам сейчас зачитают эти отрывки, а бабушки постараются отгадать название сказки и автора этой сказки.

Конкурс: «Знатоки сказок» (отрывки из сказок написаны на лепестках)

1-й лепесток:

«Из ларца достали чудесную розу.
– Ах, как мило сделано! – в один голос сказали фрейлейны.
– Мало сказать мило, – отозвался император, – прямо-таки недурно! Но принцесса потрогала розу и чуть не заплакала:
– Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая!

(Г.-Х.Андерсен «Свинопас»).

2-й лепесток:

«На пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать… запах от цветка по всему саду ровно струя бежит».

(С.Аксаков «Аленький цветочек»)

3-й лепесток:

«Старуха (обращается к падчерице).
– Ну что, отдохнула, обогрелась? Надо тебе ещё кое-куда сбегать.
Падчерица:
– Куда же это, далеко?
Старуха:
– В лес, за подснежниками».

(С.Маршак «Двенадцать месяцев»)

4-й лепесток:

«Когда все розы были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками».

(Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»)

5-лепесток:

«Сейчас же беги к человеческим хижинам в долине и возьми кусочек красного цветка, который они хранят там. Тогда у тебя будет более сильный друг, чем я. Он хранится в маленьких горшочках, и его боятся все звери».

(Р.Киплинг «Маугли»)

6-й лепесток:

«Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка сразу вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан».

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»)

7-й лепесток:

«Чтобы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нём, плотно обхватив коленки, и сказал, стуча зубами: «Дайте поесть чего-нибудь, лягушки».»

(А.Толстой «Золотой ключик»)

Учитель: Очень много раз бабушки рассказывали сказки, а сегодня пришло время вам рассказать бабушкам сказку. И так сказка «Репка» (Инсценирование сказки).

Конкурс: «Угадай, чей голос?»

Все присутствующие бабушки закрывают глаза. Ребёнок выкрикивает слово «бабушка». Бабушки по голосам должны отгадать, чей ребёнок позвал бабушку.

Учитель: Сегодня ребята у нас поспорят: кто же в доме главный – мама или папа?

Сценка «Разговор»

Мальчик.

Наш звонок ужасно звонкий,
Вылетаю в коридор…
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор…
– А мой папа – чемпион!
Ходит он на стадион.
Он кидает кверху гири –
Будет самым сильным в мире.

Девочка.

Хоть мужчины и сильны –
Не умеют печь блины…
Вы, мужчины, недотёпы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить.
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор «потребляя»,
Вы ложитесь на диван!

Мальчик.

От мужчины нету толку?!
Это нам талант не дан?!
Кто прибил для книжек полку?
Починил на кухне кран?

Девочка.

Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!

Мальчик.

Ты колючая заноза,
Плохо знаешь нас мужчин
То и дело льёте слёзы,
И к тому же без причин…
Ты колючие слова говоришь, робея.
Папа в доме голова!

Девочка. А мама в доме – шея!

Мальчик.

Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре,
Кто сильней и кто важней…
Просто мама всех нежней!

Девочка.

А глаза мои как блюдца,
Если в них блеснёт слеза,
То соседи улыбнуться:
«Это мамины глаза».
Нос немножечко курносый,
Но соседи говорят,
Что по носу нет вопросов:
«Это папа виноват».

Конкурс: «Найди бабушку»

Ребёнок с завязанными глазами должен по руке найти свою бабушку.

Учитель: Наш праздник подходит к концу, и мы все вместе дарим вам стихи:

Встанет утром ровно в семь –   Бабушка.
Приготовит завтрак всем –        Бабушка.
Кукле платьице сошьёт –           Бабушка.
Мне косички заплетёт –             Бабушка.
Через парк пойдём в кино –      С бабушкой.
Объедимся эскимо –                  С бабушкой.
До чего же хороша –                  Бабушка.
Будь со мной всегда, везде рядышком – Дорогая моя бабушка!

Песня «Мы желаем счастья вам».

(Дети дарят подарки своим бабушкам).

Поздравление на открытке:

Дорогая бабушка!
Пусть в жизни твоей будет всё хорошо,
Крепись, не сдавайся напастям,
Улыбкой нас радуй ещё и ещё,
Дай Бог тебе силы и счастья!

Учитель: Дорогие наши бабушки! Я хочу пожелать вам крепкого здоровья, счастья вам, вашим детям и внукам, живите долго-долго и радуйте своих внучат, балуйте их немножко и приходите к нам ещё. Мы будем рады.