Цель: развитие речевых навыков.
Задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей по теме «Животные Африки и других жарких стран», внешние признаки, чем питаются, характерные повадки;
- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные и правильно их согласовывать с существительными в роде, числе и падеже;
- развивать связную речь, общую и мелкую моторику, память, внимание, воображение;
- упражнять в подлезании, ползании;
- развивать пространственные представления, чувство ритма;
- формировать умение работать в коллективе и помогать друг другу.
Материал и оборудование: карточки формата А4 для игры «Собери животное (разрезные на несколько частей изображения животных), предметные картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей по количеству детей. Мультимедийная установка; 2 флажка на стойке, 2 корзины, 2 комплекта кубиков с цифрами и 2 карточки с цифрами от 1 до 12; 2 удава-игрушки; 2 обруча среднего размера; 2 обруча большого размера на стойке; муляжи фруктов и «кости».
ХОД УРОКА
Зал украшен согласно теме. На экране – название праздника – слайд 1. Дети заходят в зал под музыку «Туристы в Бразилии» (кассета «Каникулы», ритмическая музыка для детей 7-10 лет) и садятся на стульчики.
Логопед. Ребята, сегодня мы отправляемся путешествовать по Африке. (Экран – карта Африки – слайд 2). Там много диких животных и красивых птиц. А ещё мы вспомним животных других жарких стран.
Инструктор. Путешествие предстоит долгое, поэтому нам нужно выполнить разминку.
Ритмическая гимнастика «Зарядка для зверей» (музыка Г. Гладкова «Песенка про зарядку», кассета «Лучшие песни для детей» №4.)
Инструктор. Интересно, каких зверей мы можем встретить в Африке?
(На экране – слайд 3: деревья, растущие в Африке, затем по мере отгадывания загадок под ними появляются животные).
– Давайте послушаем и отгадаем.
1 ребёнок.
Вот так шея! Выше шкафа –
У пятнистого…
Дети. Жирафа!
2 ребёнок.
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход:
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит …
Дети. Крокодил!
3 ребёнок.
Кто один имеет рог?
Отгадайте?
Дети. Носорог!
Логопед. А ещё, мы приготовили весёлые задачки, отвечайте.
1. Принесла слону обезьяна
Два банана.
Вот обрадовала подарком
Великана.
Был один банан у него –
Посмотрите.
Теперь сколько стало всего –
Подскажите!
2. На качели, на качели
В зоопарке звери сели.
Два пятнистых леопарда
Солнцу улыбаются.
И со старым добрым львом
Весело качаются.
(Сколько всего зверей?)
3. Слон, слониха, два слонёнка
Шли толпой на водопой.
А навстречу два тигрёнка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей?
(Все задачки В.Волиной)
Инструктор. Задачки вы решаете хорошо! А цифры знаете? И умеете считать?
Логопед: Отвечайте…( на экране – слайд 4: надпись 1 слон – 5 …(слонов: отвечают дети); 1 лев – 5…; 1обезьяна – 5…; 1тигр – 5…; 1 крокодил – 5…)
Инструктор. Следующее задание. Продолжим игру с цифрами.
Эстафета «Найди цифре место»
На экране – заставка – слайд 5. Дети строятся в 2 команды, на противоположной стороне у каждой команды карточка с рядом цифр от 1 до 12. Сбоку от карточки стоит корзина с кубиками, на которых цифры от 1 до 12. У первого игрока кубик, он бежит к карточке находит цифру, которая на кубике и ставит на карточку, затем берёт кубик из корзины и передаёт следующему игроку; и т.д.
Логопед. Посмотрите на экран – (появляются поочерёдно части тела животных – слайд 6) Все звери спрятались, но остались видны части тела животного. Отгадайте, чья это голова или чей это хвост?
Игра «Назови чьё это?»
Дети называют, чьи это части тела, согласовывая притяжательные прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Инструктор. Молодцы! А теперь соберём разрезные картинки и посмотрим, какие животные на них изображены.
Игра «Собери животное» (слайд 7)
Дети делятся на несколько групп; у каждой группы разрезная картинка, надо отыскать части тела и собрать «портрет» животного. Затем каждая группа называет своё животное, которое собрали и оно появляется на экране. Собирают картинки, пока звучит музыка.
Логопед. У каждого животного есть детеныши, и они любят играть. Давайте и мы поиграем!
Эстафета «Найди пару» (слайд 8)
Дети становятся в 2 колонны, у каждого участника в руках карточка с животным. На противоположной стороне на столе карточки с детёнышами. Каждый участник бежит, перепрыгивая «удава», находит «своего» детёныша и возвращается в конец колонны. По окончании эстафеты каждый ребёнок называет взрослое животное и детёныша. На экране появляются животные, которые называют дети.
Инструктор. В жарких странах обитают животные, которые питаются травой, фруктами – как их называют?
Дети. Травоядные!
Инструктор. Каких травоядных вы знаете?
Дети отвечают.
Инструктор. А львы, тигры, леопарды, это какие животные?
Дети. Хищные!
Инструктор предлагает создать две команды: «Травоядные» – девочки, «Хищные» – мальчики.
Эстафета «Кто быстрее» (на экране – заставка – слайд 9)
Команда «Травоядные» переносит муляжи фруктов, команда «Хищные» переносит «кости», на середине дистанции, дети подлезают в обруч на стойке.
Логопед. Расскажите о животных, я начну, а вы продолжите (Ответы на экране – слайд 10. Появляются животные) В Африке живут огромные, сильные…
Дети. Слоны!
Логопед. … большие, толстокожие…
Дети. Бегемоты!
Логопед. …пятнистые, длинношеие…
Дети. Жирафы!
Инструктор. Молодцы! В круг встаём. Путешествие наше подходит к концу, я предлагаю сделать фотографию на память.
Пальчиковая гимнастика «Фотоаппарат»
Да здравствует милая Африка! Стучат кулаками один о другой
И рада и счастлива вся детвора:
Ура! Ура! Ура! Поднимают руки вверх – в стороны
Антилопы, зебры, крокодилы, Загибают поочерёдно пальцы сначала
Попугаи и гориллы, на левой руке, потом на правой
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
У нас чудесный аппарат Кистями указывают на себя, затем
пальцами обеих рук делают прямоугольник.Фотографировать он рад! Указательным пальцем правой руки
«нажимают на кнопку фотоаппарата»
Сделаем фото Указательными пальцами чертят в воздухе
прямоугольник остальные пальцы сжаты в кулакВот фото, так фото! Большие пальцы поднимают вверх,
остальные сжаты в кулаки
На экране появляется фотография детей – слайд 11.
Логопед. Вот и закончилось наше путешествие. Где мы побывали? (Ответы детей.)
Инструктор. В какие игры играли?
Логопед. С какими животными встречались?
(Слайд 12)
Логопед.
А теперь пора прощаться,
До свиданья, Африка!
Инструктор.
Всем желаю не болеть и не хворать!
Физкультурниками стать!
Под музыку «В мире животных» дети выходят из зала.