Цели урока:
- Образовательные:
- обобщить теоретические основы вопросов раздела «Лексика и фразеология».
- актуализировать умения, сформированные при их изучении.
- Практические: применять лингвистические
знания при работе с языковым материалом:
- определять лексическое значение слова, фразеологизма;
- употреблять слова в соответствии с их значением;
- видеть синонимию, антонимию, омонимию в ряде слов и фразеологизмов;
- подбирать заданную группу слов к исходной языковой единице;
- определять наличие или отсутствие фразеологизмов в отрывках текста;
- характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи;
- пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов, словарем синонимов, фразеологическим словарем)
- Общепредметные:
- развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.
- Воспитывающие: воспитание интереса к слову, желания пополнять свой лексикон.
Контрольная работа по теме «Лексика» выполнена по роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» – М.: Олимп; издательство АСТ, 2001 (здесь и далее жирным выделены примеры для образца)
Рекомендации по выполнению контрольной работы:
1. Выполняйте задания по тексту одного
художественного произведения.
2. Давая определения терминам, используйте
учебники или иные учебные пособия по русскому
языку.
3. Работу выполняйте в печатном виде на листах А 4,
шрифт 14, интервал 1,5.
4. Для учащихся профильной группы обязательно
выполнение всех заданий.
5. Для учащихся базовой группы на оценку «3» – 4
задания; на оценку «4» – 6 заданий; на «5» – все
задания.
– Желаю успеха!
Задание 1.
Выпишите 2 однозначных и 2 многозначных слова
разных частей речи. С помощью толкового
словаря определите их лексическое значение. У
многозначных слов выделите основное и
производные лексические значения.
Выполняя задание, давайте полные определения
терминам.
Однозначные слова –
В несколько минут лошади были заложены…
Лошадь – (сущ.) Крупное домашнее однокопытное животное (Словарь Ожегова, 1987:267).
Многозначные слова –
Попадались … то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (Тургенев, 2001: 20)
Деревянный – (прил.)
1. –
2. –
Крестами – (сущ.)
1. –
2. –
Задание 2.
К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (дайте максимально полный синонимический ряд со стилистическими синонимами). Определите значение взятого слова в контексте.
Синонимы –
Лексические синонимы –
Стилистические синонимы –
А в маленькой задней комнатке, на большом
сундуке, сидела … Фенечка, и то прислушивалась,
то дремала… (Тургенев, 2001 : 25-26)
Маленький – микроскопический… – … – …крохотный – малюсенький (разг.); … – махонький (прост.) … (Словарь синонимов, 2007:107)
Значение слова «маленький» в контексте – …
Задание 3.
Приведите названия литературных произведений, построенных на антонимии: контекстуальной или языковой.
Антонимия –
Контекстуальные антонимы –
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», …,
…, …
Лексические (или языковые) антонимы –
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», …, …, …
Задание 4.
Выпишите 3 слова иноязычного происхождении, заимствованные из разных языков. С помощью словаря определите происхождение, значение слова.
… и Аркадий произнес последние слова твердо,
даже с эффектом (Тургенев, 2001: 27)
Эффект – (нем. Effekt, лат.effectus)
- Результат какого-либо действия. 2. Впечатление, производимое на кого-нибудь, кем-нибудь, чем-нибудь.
Задание 5.
Выпишите 3 слова, имеющие особую стилистическую окраску. Укажите значение, дайте стилистическую характеристику.
При стилистической характеристике слова учитываются…
И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты (Тургенев, 2001: 57)
Болваны – 1. Обрубок дерева, чурбан (прост.) 2.
Деревянная форма для расправления шляп, париков
и т. п. 3. Тупица, неуч (разг., бран.) (Словарь
Ожегова, 1987 : 47)
Слово «болван» употребляется в основном в ….,
создает эмоционально негативную окрашенность.
Неужели любовь, святая, преданная любовь не
всесильна? (Тургенев, 2001: 188)
Святой –
1.
2.
Слово «святой» употребляется в основном в …., создает … окрашенность.
Задание 6.
Выпишите 1 историзм и 1 архаизм. Укажите значение с помощью словаря. Для архаизма подберите современный эквивалент.
Историзм –
Архаизм –
У него в 15 верстах от постоялого дворика хорошее имение
в 200 душ…(Тургенев, 2001: 13).
1. Имение – историзм.
2. Имущество, собственность (устар.) (Словарь
Ожегова, 1987 : 200)
Женщины от него с ума сходили, мужчины называли фатом и втайне завидовали ему (Тургенев, 2001: 34).
Фат – архаизм.
Фат – пустой щеголь, любящий рисоваться.
Современный эквивалент: модник, воображала,
щеголь.
Задание 7.
Выпишите из газет 2 неологизма. Определите значение. Объясните, почему данные слова остаются в пределах неологизмов?
Неологизмы –
Отдельный сайт президента Медведева интерес
всем… (КП, 15.09.09)
Сайт – неологизм, который возник в XX веке в связи
с массовым распространением адресов в Интернете,
и сегодня является одним из самых массовых
источников информации о различных сферах жизни.
Задание 8.
Выпишите из произведения 2 фразеологических оборота. Объясните значение и происхождение каждого.
Фразеологический оборот – ...
Она живет отсюда в двух шагах.
В двух шагах – очень близко, совсем рядом,
недалеко (Фразеологический словарь, 2007: 47).
Задание 9.
Подберите из разных источников примеры всех функциональных стилей (отрывки из 4-5 предложений). Дайте определение каждому функциональному стилю, проиллюстрируйте особенности на приведенном примере.
Художественный стиль –
Есть небольшое сельское кладбище в одном
отдаленных уголков России. …( Тургенев, 2001: 188).
Этот стиль отличает разнообразие авторских
средств, возможно употребление всех
функциональных стилей. Широко используются
изобразительно – выразительные средства,
экспрессивная стилистическая окраска,
субъективная оценка. Цель: создание
художественных образов, эмоционально –
эстетическое воздействие на воображение и душу
читателя.
Публицистический стиль –
Научный стиль –
Разговорно-бытовой стиль –
Официально-деловой стиль –
Эта же работа адаптирована для учащихся 6 класса
Контрольная работа по теме «Лексика»6 класс
Рекомендации по выполнению контрольной работы:
1. Выполняйте задания по текстам
художественных произведений (по одному или
нескольким по вашему желанию).
2. Указывайте, из какого произведения (или
газетной, журнальной статьи) взят пример;
3. Оаботу можно выполнять в печатном виде на
листах А 4 или в рукописном виде разборчивым
почерком.
4. Задания можно выполнить дифференцированно:
- на оценку «3» – 3 задания;
- на оценку «4» – 5 заданий;
- на «5» – все задания.
– Желаю успеха!
Задание 1.
Выпишите 2 однозначных и 2 многозначных слова разных частей речи. С помощью толкового словаря определите их лексическое значение. (Жирным выделены примеры в качестве образца)
В несколько минут лошади были заложены…(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Лошадь – (сущ.) Крупное домашнее однокопытное животное (Словарь Ожегова, 1987:267).
Попадались … то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Деревянный – (прил.)
1.–
2. –
Крестами – (сущ.)
1. –
2. –
Задание 2.
К словам 2-х разных частей речи подберите синонимы (дайте максимально полный синонимический ряд). Определите значение взятого слова в контексте.
А в маленькой задней комнатке, на большом сундуке, сидела … Фенечка, и то прислушивалась, то дремала… (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Маленький – микроскопический… – … – …крохотный – малюсенький (разг.); … – махонький (прост.) …
Задание 3.
Выпишите 1 историзм и 1 архаизм. Укажите значение с помощью словаря. Для архаизма подберите современный эквивалент.
У него в 15 верстах от постоялого дворика
хорошее имение в 200 душ…
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
1. Имение – историзм.
2. Имущество, собственность (устар.) (Словарь
Ожегова, 1987 : 200)
Женщины от него с ума сходили, мужчины называли фатом и втайне завидовали ему (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
Фат – архаизм.
Фат – пустой щеголь, любящий рисоваться.
Современный эквивалент: модник, воображала,
щеголь.
Задание 4.
Выпишите из газет 2 неологизма. Определите значение. Объясните, почему данные слова остаются в пределах неологизмов?
Отдельный сайт президента Медведева интерес
всем… (КП, 15.09.09)
Сайт – неологизм, который возник в XX веке в связи
с массовым распространением адресов в Интернете,
и сегодня является одним из самых массовых
источников информации о различных сферах жизни.
Задание 5.
Выпишите из произведений 2 фразеологических оборота. Объясните значение каждого.
Она живет отсюда в двух шагах (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
В двух шагах – очень близко, совсем рядом, недалеко (Фразеологический словарь, 2007: 47).
Задание 6.
Подберите из разных источников примеры всех функциональных стилей (отрывки из 3-4 предложений).
Художественный стиль –
Есть небольшое сельское кладбище в одном отдаленных уголков России. … (И.С. Тургенев «Отцы и дети»).
Публицистический стиль –
Научный стиль –
Разговорно-бытовой стиль –
Официально-деловой стиль –