Цели урока:
- Образовательная – создать условия для осознания и осмысления блока информации, для формирования прочных знаний, способствовать формированию представления о значении витаминов, их роли в сохранении здоровья человека.
- Развивающая – создать условия для развития мышления: учить анализировать, выделять главное; речи, внимания, памяти.
- Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью; организация правильного питания на основе приобретённых знаний; учить работать в группе, толерантности.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в группах.
Средства обучения:
- Учебник 8 класс. Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. -М.:Дрофа, 2002г.
- Таблицы учебные «Витамины».
- Карточки-задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учащиеся проверяют оформление рабочего места. Определяют настроение с которым пришли на урок.
II. Целеполагание, мотивация.
Называю тему урока и предлагаю ученикам определить цели урока:
- 3нать...
- Уметь...
Записываю все предложенные варианты, анализируем и оставляем нужные. Мотивирую работу учащихся тем, что на уроке они оценивают себя за то, как слушают, отвечают, работают в группе, помогают друг другу.
III. Актуализация знаний.
Читаю проблемную задачу. Отправляясь в далёкое плавание или в путешествие, люди запасались продуктами питания - консервами, сухарями. Но при отсутствии свежих овощей и фруктов умирали целые экспедиции. Почему?
IV. Новый материал. Первичное усвоение материала.
Работа в группах с учебником с.166-167 и дополнительным материалом.
Алгоритм работы в группе:
- Внимательно прочитайте текст.
- Распределите работу в группе.
- Заполните таблицу.
- Работу выполняйте вместе, помогайте друг другу.
1 группа. Витамин А составная часть светочувствительного вещества в сетчатке глаза. Он необходим и для роста клеток. При его недостатке кожа становится шероховатой, волосы сухими и ломкими. Содержится витамин А в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сырах. В растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать. Это жёлтый пигмент каротин. Он содержится в моркови и красном перце, абрикосах, тыкве, в других овощах и фруктах красного цвета. Каротин лучше усваивается после варки овощей. Их лучше употреблять в виде салатов, сдобренных растительным маслом. Суточная потребность в витамине А около 1 мг.
2 группа. Витамины группы В, В1 – содержится в оболочках зёрен злаковых растений, в чёрном и белом хлебе грубого помола, зелёном горошке, гречневой и овсяной крупах.
Витамин В2 – участвует в процессах кроветворения, содержится в молоке и молочных продуктах, яйцах, печени, почках, помидорах, перце, тыкве, листьях салата.
Витамин В12 – при дефиците не образуются ферменты, ответственные за созревание клеток крови в костном мозге. Он содержится исключительно в продуктах животного происхождения -печени, яичных желтках, кисломолочных продуктах. Суточная потребность составляет 0,2 мг.
3 группа. Витамин С – ежедневно человеку необходимо получать с пищей 50-100 мг витамина С, а во время болезни эту дозу нужно увеличивать в 3-5 раз, так как этот витамин участвует в работе ферментов, способствующих образованию антител. Очень много витамина С в плодах шиповника, чёрной смородины, капусте, чесноке, луке, помидорах и т.д.
4 группа. Витамин Д – суточная норма этого витамина для ребёнка – 0,01-0,02 мг , а для взрослого – 0,003 мг, содержится в рыбе, печени трески, рыбьем жире.
5 группа. Витамин РР – содержится в петрушке, сельдерее, листовом салате, ревене. Витамины очень нестойкие. Они быстро растворяются в воде, окисляются на воздухе, быстро разрушаются при нагревании. В овощах и фруктах после долгого хранения витаминов практически нет, они разрушаются.
V. Осознание и осмысление.
Отчёт групп и заполнение таблицы.
Витамины | Значение | Продукты, содержащие витамины |
(Самооценка и взаимооценка работы в группе.)
VI. Закрепление.
1) Теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока:
- Почему при отсутствии свежих овощей и фруктов умирали целые экспедиции?
2) Выполнение заданий-задач {в группе) с последующей проверкой.
Задания-задачи.
- При недостатке этого витамина развивается «куриная слепота», кожа становится шероховатой, волосы сухими и ломкими. Какой это витамин? Какие продукты необходимо употреблять при этом?
- У кур, сидящих в клетке, и которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки болезни бери-бери: судороги сводили им ноги и шею. При недостатке какого витамина проявляется эта болезнь?
- У путешественников полярных экспедиций наблюдалось кровотечение из дёсен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадение зубов. Какие продукты необходимо есть, чтобы восполнить недостаток витамина? Какого?
- При потере крови врач назначает больному витамин В12. Почему?
3) Какие же продукты стоит употреблять в пищу?
VII. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о продуктах, содержащих витамины.
VIII. Рефлексия.
- С каким настроением вы пришли на урок?
- С каким уходите?
- Что полезного вы узнали на уроке?
- Достигли ли вы своей цели?
- Что понравилось на уроке?
- Какую оценку вы поставили себе? Почему?
- Что бы вы пожелали друг другу?