Урок обучения грамоте "Путешествие в страну Грамматику"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить пройденный материал за азбучный период.

Задачи:

  • Развивать речь, память, воображение, творчество обучающихся.
  • Воспитывать любовь к предмету.

Оборудование: карта путешествия, предметные картинки, ребусы, зеркала, таблицы для тренировки памяти, модели ключика, модель волшебной двери и учебники “Родная речь”.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок!

– Дорогие, ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать учиться красиво говорить, тренировать память, развивать своё творчество и воображение. На этом уроке мы совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика. Но вы не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым и интересным. Но вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовлены для вас на каждой остановке. И ещё: в путь отправятся лишь те, кто успешно пройдёт испытание на знание букв русской азбуки. Итак, начинаем!
– Вы должны вспомнить о тех буквах, о которых идёт речь в загадке.

(Выходят дети и загадывают загадки.)

Вот два столбика наискосок,
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква... (А)

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук... (Ж)

Ты с этой буквою знаком
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок... (И)

Бывает эта буква
В конце и в середине
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни... (Ы)

На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3. (З)

– Ребята, а давайте вспомним, а где место этих букв на ленте и в алфавите.
– Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь. Не сбиться с дороги и сделать все остановки нам поможет карта путешествия.

(Вывешивается Карта путешествия.)

– Ребята, а давайте вспомним, а на чём можно отправиться в путешествие? А мы сегодня с вами отправимся в путешествие пешком, потому что мы с вами молодые, ножки у нас здоровые, но на пути нам может попасться и лес и непроходимое болото. Итак, пошли.

– На пути у нас 1-я остановка – “Разминочная”.
Я представляю провести разминку нашему логопеду Ирине Анатольевне.

1. Упражнения на включение памяти и внимания:

а) думающая шляпа
б) восьмёрки
в) бабочки на потолке
г) массаж ушных раковин и точечный массаж

2. “Я знаю свои возможности и использую их”. (Представьте, что растёт высокая пальма, мысленно снимаем плоды и повторяем установку. “Я знаю….”

– А сейчас мы отправляемся к следующей остановке и пойдём мы до неё на цыпочках. Встали и потихоньку пошли…

Следующая остановка “Город красивой речи”.

А) Установка

Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо
Ясно, чётко говорим
Потому что не спешим.

Б) Заучим чистоговорки

Аш-аш-аш – дайте карандаш
Жо-жо-жо – я еду на “Пежо”
Ач-ач-ач-пришёл врач
Ос-ос-ос-у собаки нос
Ец-ец-ец-мы ели огурец
Ол-ол-ол-вымыли пол
Ир-ир-ир – мы за мир.

В) Повторим слова и запомним

Стол, дом, кот, окно, лес
Пень, дым, мыло, брат, бант
Кукла, машина, лук, вилка, жук
Шар, слово, маска, книга, трава

– К следующей остановке мы с вами побежим бегом. Встали и побежали на месте…

– Следующая остановка “Смекалка”.

– На этой остановке мы должны с вами отгадать ребусы деда Буквоеда. Посмотрите внимательно, вспомните по какому принципу мы с вами учились разгадывать ребусы.

– Какие на них зашифрованы слова?

– Пошли дальше. И до следующей остановки мы добираемся прыжками. Итак, попрыгали.

– Следующая остановка “Учебная”.

– На ней мы узнаем, насколько хорошо вы научились читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками.

– Молодцы, а теперь попробуйте в стихотворении, которые я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своём месте.

Неизвестно, что случилось
Только буква заблудилась
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём
И едва туда вошла буква-озорница
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: “Ой!”
Двери гонятся за мной. (Звери) Д–З

На виду у детворы
Крысу красят маляры (Крышу) С–Ш

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (Маки) Р–М

У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу. (У речки) П– Р

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (На коне) З–Н

Загремел весенний гном
Тучи на небе кругом. (Гром) Н–Р

– А теперь наш дальнейший путь лежит через реку и нам надо её переплыть. Встали и поплыли…

– Следующая остановка “Лесная”.
– Вот мы и добрались до следующей остановки. Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна помощь. Поможем ему, ребята?

Под ольхой в тени ветвей
Серый ёж собрал гостей
Усадил их всех на кочку
Дал росы им по глоточку
Но внезапно за бугром
Громкий, громкий грянул гром
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!

(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц)

(На обратной стороне картинка этого животного.)

– Назовите всех гостей ёжика?
– Ребята, как назвать все эти слова?
– А какое слово было лишним, кто заметил?
– Почему?
– А какие это животные дикие или домашние?
– Составьте предложения или маленький рассказ с любым из этих слов.
– Дальше наш путь предстоит через лес, в котором много разных деревьев. И мы должны раздвигать руками густые заросли деревьев. Итак, приготовились пошли…

– Следующая остановка “Сказочная”.

– На этой остановке вы должны вспомнить все сказки, которые вы только знаете. А посмотрите, кто нам их загадает? Кто это? (Мальвина.)

(Выходит Мальвина и читает отрывки из сказок.)

  1. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. (“Лиса и Журавль”.)
  2. Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут – потянут вытянуть не могут. (“Репка”.)
  3. Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в невысоком живёт? (“Теремок”.)
  4. Не садись на пенёк, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке. (“Маша и медведь”.)
  5. Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. (“Царевна-Лягушка”.)
  6. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. (“Волк и семеро козлят”.)
  7. Дождись ночи, Буратино, я тебя поведу в страну Дураков, там ждут тебя друзья – кот и лиса, счастье и веселье. (“Приключение Буратино”.)

Вбегает Буратино.

Буратино: Вы меня звали?

Учитель: Знаешь, Буратино, у нас вот осталась одна остановка и называется она “ Секретная”, а чтобы до неё дойти мы должны преодолеть болото, перепрыгнуть с кочки на кочку. Итак, прыгаем, а вы с Мальвиной вместе с нами. На этой остановке нам нужно разгадать секрет волшебной двери. А мы не знаем как её открыть. Ты нам поможешь?

Буратино: Нет, ведь у меня нет ключика.

Мальвина: А кто же нам может помочь?

Буратино: Тётушка Тортила.

(Появляется Тортила.)

– Последняя остановка “Секретная”.

Тортила: Прежде чем я вам отдам золотой ключик, я должна знать, хорошо ли вы нас – героев сказки знаете?

Задание “Найди пару” и запомни

Мальвина – Пьеро
Папа Карло – полено
Буратино– азбука
Карабас– Барабас – плётка
Куклы – театр
Дуремар – пиявки
Тортила – пруд
Волшебная дверь – золотой ключик

(Отдаёт Буратино ключик.)

– Ну, Буратино, открывай дверь.
– Что там?

(Буратино подходит, открывает ключом и достаёт учебник “Родную речь”.)

Буратино: Ребята, вот что здесь, ваш новый учебник. (Показывает.)

А сейчас я каждому из вас подарю по такому ключику к вашему новому учебнику.
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми препятствиями, а помогла вам во всём ваша первая книга “ Азбука” и буквы, которые в ней живут.

Выходят дети.

Итог урока

  1. 33 родных сестрицы
    Писаных красавицы
    На одной живут странице.
    И повсюду славятся.
  1. К вам они сейчас спешат,
    Славные сестрицы,-
    Очень просим всех ребят
    С ними подружиться.
  1. А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прикатили на еже!
  1. З, И, К, Л, М, Н, О – дружно вылезли в окно!
  1. П, Р, С, Т, У, Ф, Х – оседлали петуха.
  1. Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я – вот и все они друзья!
  1. Познакомьтесь с ними, дети
    Вот они стоят рядком
    Очень трудно жить на свете,
    Тем, кто с ними не знаком!

– Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Вам оно понравилось? Мне тоже оно очень понравилось, а особенно понравилось как вы работали. Молодцы!