Рука – это вышедший наружу мозг человека.
И. Кант
Цели:
- Формировать правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить.
- Развивать координацию движений рук, мелкую моторику
- Совершенствовать память, внимание, умение согласовывать движения и речь.
Оборудование: карта страны пальчиковых игр, аудиозапись русских народных песен, пряники из соленого теста, гуашь, салфетки, кусочки проволоки, куклы-перчатки, ширма.
Ход мероприятия
Ярмарка
Воспитатель: Сколько игр на белом свете?
Дети: Много.
Воспитатель: Игры бывают разные домашние и уличные, детские и взрослые, сложные и простые, мальчишечьи, и девчоночьи, с правилами и без правил. Для учения и для развлечения…. Целое море игр.
Дети подходят к карте, где нарисована страна пальчиковых игр.
Воспитатель: Поэтому морю плывёт сейчас наш кораблик, приближаясь к стране где живут игры, не дающие скучать и бездельничать нашим рукам – «стране пальчиковых игр».
Вот мы на берегу. И сразу попадаем на ярмарку. Шумит, гудит ярмарка.
1-й зазывала:
Почётные господа
Пожалуйте все сюда!
Народ собирается
Ярмарка открывается!
2-й зазывала:
Подходи, люд честной.
Люд Божий,
Крытый рогожей!
Не за медный пятак
Всё покажем вам за так
Собрались тут игры разные,
Разнообразные – пальчиковые
Подходи, выбирай,
В любую играй!
И та хороша, и другая хороша –
Выбирай, чего хочет душа!
Поиграем в игры русские, народные
Пальчиковая игра «Маланья»
Дети собираются в кружок, выбирают Маланью. Маланья выходит. Оставшиеся дети загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание) Затем зовут Маланью: «Заходи Маланьюшка. Посиди Маланьюшка, да погляди, что покажем. Ни за что не разгадаешь».
У Маланьи у старушки (холопки в ладоши, то правая, то левая сверху)
Жили в маленькой избушке (сложить руки уголком, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей, (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами, (растопыренные ладоши поднести к ушам)
Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами)
Вот такими усами, (очертить пальцами длинные усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой! (показать руками большую бороду)
Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой «ложку»)
На Маланью всё глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так … (дети показывают загадочное действие)
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Дети делятся на пары – мальчик и девочка
- Бежали мимо речки смешные человечки («человечки»-пальчики бегут по «дорожкам» – руками детей, стоящих напротив друг друга)
- Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга)
- Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга)
- Забрались на мостик (сложить мостик из рук)
- И забили гвоздик (постучать кулачками)
- Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками)
- Где вы человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга)
3-й зазывала:
Вы почётны господа,
Поглядите-ка сюда
Наши добры силачи
Гнут подковы в калачи
Дети подходят к столам, где разложена проволока и делают из неё различные поделки (фрукты, овощи, ёлочку, листочек, буквы и т.д.) Воспитатель хвалит детей, показывает поделки гостям.
Игра «Гости» (русская)
Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.
Мама! Мама! (мизинцы 4 раза постукивают друг о друга)
Что, что, что! (указательные пальцы постукивают 3 раза друг о друга)
Гости едут! (постукивают мизинцы)
Ну и что? (постукивают указательные пальцы)
Здрасьте, здрасьте! (средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева)
Чмок! Чмок! Чмок! (средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки)
4-й зазывала:
Пряники, тульские
Мягкие, вкусные.
К самовару приглашаем
Сладким чаем угощаем
Дети подходят к столам, где лежат изготовленные заранее, из соленого теста пряники. Дети расписывают пряники гуашью и пальчиками. Затем предлагают пряники гостям.
5-й зазывала:
Потрудились мы на славу
Испекли мы пироги
Теперь дружно поиграем
Все на игры выходи.
Игра «Шоферы»
Дети двумя руками накручивают на палочку веревку к концу которой привязана машина. Кто быстрее.
Игра «Козочка»
Я козочка Ме-ме-ме!
Я гуляю на лужке (идут по кругу)
Острые рожки,
Тоненькие ножки(показывают рожки, прыгают на носочках)
На самой макушке
Бархатные ушки (ладошками показывают ушки)
Язык полотняный
Хвостик конопляный (рукой показывают хвост)
Как прыгну, сразу забодаю (прыгают, бодаются)
Игра «Кто быстрее»
К веревке, на которой отмечена середина, с двух сторон привязаны палочки. Дети вступают парами и накручивают веревку на палочку. Кто быстрее до середины.
6-й зазывала:
Мы веселые ребята
С нами музыка и смех
И на наши представленья
Приглашаем мы вас всех
Дети показывают перчаточные спектакли. Куклы-перчатки: Коза-дереза, зайка-зазнайка, веселые человечки, пёс Барбос, хрюша, клоун.
Коза и зайчик
Коза-дереза: заяц, заяц, чем ты занят?
Зайка-зазнайка: Кочерыжку разгрызаю.
Коза-дереза: А чему ты заяц рад?
Зайка-зазнайка: Рад, что зубы не болят.
Веселые человечки
Первый: Ты видел моего теленочка?
Второй: Рыжего?
Первый: Да, рыжего.
Второй: С белым пятном на лбу?
Первый: Да, с пятном.
Второй: И с обрывком на шее?
Первый: Да, верно. Где ты его видел?
Второй: Нет, сосед, я такого не видел.
Пёс Барбос и Хрюша
Пёс Барбос: Ау, Хрюша! Ты чего ночами делаешь?
Хрюша: Я-то? Да ем.
Пёс Барбос: А днём?
Хрюша: И днём ем.
Пёс Барбос: А утром?
Хрюша: Тоже ем.
Пёс Барбос: Ну, а вечером?
Хрюша: И вечером ем.
Пёс Барбос: А когда же ты не ешь?
Хрюша: Да когда сыта бываю.
Пёс Барбос: А когда же ты сыта бываешь?
Хрюша: А никогда…
Хрюша и пёс Барбос
Хрюша: Пёс Барбос, что делаешь?
Пёс Барбос: Волков пугаю.
Хрюша: Пёс Барбос, что хвост поджал?
Пёс Барбос: Волков боюсь.
7 й зазывала:
Что-то долго вы сидели
И на нас одних глядели
Всех гостей мы приглашаем
Пойдем дружно поиграем.
Можешь правил ты не знать,
Лишь за нами повторять
Дети приглашают гостей в круг, проводится игра
«Купим мы бабушка тебе…»
Купим мы бабушка тебе курочку (ходьба по кругу)
Курочка по зёрнышку
Кудах-тах-тах (остановиться, постучать пальцами по коленям)
Купим мы бабушка (ходьба по кругу)
Тебе уточку,
А уточка та-та-та, (руки внизу, повороты вправо-влево)
А курочка кудах-тах-тах (остановиться, постучать пальцами по коленям)
Купим мы бабушка (ходьба по кругу)
Тебе индюшонка,
Индюшонок шалды-балды (руки к плечам, вращаем руками)
Уточка та-та-та
Курочка кудах-тах-тах
Купим мы бабушка
Тебе кисоньку
Кисонька мяу-мяу, (показать руками, как киска перебирает лапками)
Индюшонок шалды-балды
Уточка та-та-та
Курочка кудах-тах-тах
Купим мы бабушка (ходьба по кругу)
Тебе собачонку
Собачонка ав-ав-ав (показать руками пасть собаки)
Кисонька мяу-мяу
Индюшонок шалды-балды
Уточка та-та-та
Курочка кудах-тах-тах
Купим мы бабушка (ходьба по кругу)
Тебе поросенка,
Поросенок хрюки-хрюки (крутим кулачками возле носа)
Собачонка ав-ав-ав
Кисонька мяу-мяу
Индюшонок шалды-балды
Уточка та-та-та
Курочка кудах-тах-тах
Купим мы бабушка (ходьба по кругу)
Тебе коровенку,
Коровенка муки-муки (показать рожки)
Поросенок хрюки-хрюки
Собачонка ав-ав-ав
Кисонька мяу-мяу
Индюшонок шалды-балды
Уточка та-та-та
Курочка кудах-тах-тах
Дети и ведущий благодарят гостей, занятие заканчивается.
Литература:
- «Начало путешествия» Рузина М.С., Афонькин С.Ю. (страна пальчиковых игр)
- «Ручные перчатки» Л.В. Грушина