Цели урока:
- Обобщить знания учащихся о написании устойчивых сочетаний, формировать устойчивый навык письма слов с устойчивыми сочетаниями.
- Развивать речь учащихся и обогащать их словарный запас, внимание, мышление, совершенствовать каллиграфический навык.
- Воспитывать трудолюбие, толерантность, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент:
– Сегодня у нас урок необычный, к нам пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.
– Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте успешной работы на уроке.
II. К нам на урок пришел Незнайка,
он давно не учился в школе и уже все забыл. На урок он нам принес слова, но по дороге все перепутал и теперь не может прочитать то что он нам принес.
– Давайте поможем ему прочитать слова.
– Ой, ребята, я не обратила внимание, что он не только перепутал нам слова, но и не написал нам все буквы.
– Ребята давайте допишем недостающие буквы.
– Посмотрите внимательно на слова и скажите, что мы должны вспомнить, чтобы правильно написать недостающие буквы? (правописание жи-ши)
– Вставьте буквы, подчеркните орфограммы.
– Как вы думаете, почему мы начали урок с выполнения этого задания? (потому что на уроке будем говорить о сочетаниях жи-ши ,ча-ща ,чу- щу)
III. Сообщение темы и цели урока.
– Давайте с вами вспомним еще раз, какие правила понадобились на уроке. (правописание жи-ши,ча-ща, чу-щу)
– Сейчас
- 1-й ряд – выберите из этих слов слова с сочетаниями жи-ши и запишите
- 2-й ряд – ча-ща
- 3-й ряд – чу-щу
– Придумайте еще по 1 слову на эти правила и запишите.
– Проверим, какие слова вы придумали. Подчеркните сочетания.
Кто все сделал правильно, поставьте у себя на полях «плюс», кто допустил ошибку «минус».
IV. Игра «Подбери слово»
На доске записаны прилагательные (деревянные, грузовая, настенные, серые, колючие, грозовая)
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами:
«Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать!»
(часы)
В щели глядятся,
Вылезти боятся.
(мыши)
Ходят с края на край,
режут черный каравай.
(ножи)
Летит орлица по синему небу,
крылья распластала,
солнышко застлала.
(туча)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.
(лыжи)
– К отгадке подберите подходящие по смыслу прилагательные.
– Придумайте свои прилагательные к этим словам, запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы
– Ребята, а что такое прилагательное?
– Для чего в речи нужны прилагательные? (для того чтобы в речи выделять нужный предмет из общего количества таких же предметов)
– Составьте устно предложение с понравившимися вам словосочетанием.
– Лучшее предложение запишем в тетрадь.
Большая серая туча закрыла яркое солнышко.
– Давайте это предложение разберем по членам предложения у себя в тетради, а один ученик у доски.
V. Работа с текстом
– Ребята, Незнайка тут нам натворил дел, перепутал все слова.
Давайте поможем ему вернуть слова на место и составить текст.
ходили, в, малыши, рощу
озеро, там
у, качались, берега, камыши
над, чайки, и, летали, водой, стрижи
щавель, ребята, рвали
- 1-я группа – по карточкам-помощницам
- 2-я группа – выбрать подходящее заглавие
- 3-я группа – записать самостоятельно и придумать по смыслу текста 1-2 предложения.
VI. Итог:
– Что мы сегодня закрепляли?
– Я, предлагаю подвести итог в форме теста.
– Зачеркни неверный ответ:
- ЖИ-и-ШИ любят И
- ЖИ-и-ШИ любят Ы
– Что любят малыши? Допиши ЖИ-ШИ
- Малы… любят лу…
- Малы… любят грызть каранда…
- Малы… не любят рано ло…ться спать.
– Вставь нужные гласные после шипящих:
- С кем ты друж…шь?
- Ты ч…сто ходишь в кино?
- У тебя есть ч…сы?
- Ты ч…сто моешь уш…?
- Ты любишь кататься на маш…не?