(урок проходит в форме презентации)
Cлайд 2.
Цель урока: Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- Систематизировать и обобщить знания детей о здоровом образе жизни, привлекать детей к здоровому образу жизни.
- Формировать у учащихся жизненно важные гигиенические знания, умения, навыки и полезные привычки.
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни.
- Информировать обучающихся о негативных последствиях злоупотребления алкоголя, курения и наркомании.
Оборудование: Компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска, макеты ромашек, картинки с режимом дня, карточки с пословицами о здоровье, карточки для создания меню, макеты листьев клёна, памятка «Здоровым быть здорово!».
Ход урока
Учитель: Здравствуйте ребята! Вы вступаете в ответственную пору своего развития – пору взросления. В вашем организме происходят заметные изменения, а, кроме того, начинает формироваться свой (индивидуальный) образ жизни. Очень важно «правильно повзрослеть»: не приобрести вредных привычек, а главное научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого зависит ваша дальнейшая жизнь – то, какими вы вырастите, чем сможете заниматься, какая будет у вас семья и многое другое. Сегодня мы с вами будем искать пути, которые приведут вас к здоровью, самому ценному в жизни человека…начнем с того, что мы каждый день сотни раз говорим слово «Здравствуйте», а знаем ли мы, что оно означает? Ученики отвечают. Учитель: Все правильно!Слово «Здравствуйте!» означает пожелание человеку здоровья, чтобы он не болел, чувствовал себя хорошо весь день. Сказать здравствуйте – это не только пожелать человеку здоровья, но и правильный этикет, наша культура. Желать человеку здоровье, добро – быть самому здоровым душой.
Слайд 3. (эпиграф к уроку…) Человек - сам творец своего здоровья! Посмотрите на этот эпиграф. Вы согласны с этими словами и почему? Ученики отвечают.
Учитель: От кого и от чего зависит здоровье человека? (здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим) Ученики: предлагают свои варианты ответов.
Слайд 4.
Учитель: А что такое здоровье?
Ученики: Здоровый - это сильный и крепкий человек, может выполнить любую физическую, тяжелую работу. Уметь владеть собой в любой ситуации. - Здоровье – это когда человеку хорошо. Он радуется жизни, занимается своим любимым делом, и у него ничего не болит.- Здоровье - это добрые мысли, поступки, действия.
Учитель: Вы правы, ребята! Здоровье человека в руках самого себя. И если каждый из нас будет помнить об этом и заботиться о своем здоровье, то в классе будет меньше пропусков по болезни, повысится работоспособность, творческая и физическая активность.Вы согласны со мной?
Слайд 5. «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – это ничто!» Так что же такое здоровье? Здоровье – это бесценное состояние не только каждого человека, но всего общества; Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 6. Признаки здоровья: Устойчивость к действию повреждающих факторов; Показатели роста и развития; Функциональное состояние; Наличие резервных возможностей; Отсутствие заболеваний или дефектов развития. И самое главное, чтобы чувствовать все признаки здоровья в своем организме необходимо каждому иметь высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок. Это установки, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья и своих близких людей, друзей, на ведение здорового образа жизни.
Слайд 7. Здоровый образ жизни. Так что это такое - ЗОЖ? Справедливо ли утверждение: «Здоровье – это та вершина, которую каждый должен покорить сам»? И прежде, чем я начну рассказывать о здоровом образе жизни, мне бы хотелось выяснить: знаете ли вы, что означают эти три буквы - ЗОЖ. Я предлагаю вам выполнить следующее задание: пожалуйста, напишите на лепестках ромашки, что, по-вашему мнению, составляет здоровый образ жизни?
Учитель раздает ромашки с чистыми лепестками. Ученики заполняют лепестки ромашек, затем зачитывают свои ответы. Учитель: Молодцы ребята! Эти ромашки мы наклеим на плакат и прикрепим на наш лицейский стенд, пропагандирующий ЗОЖ, физкультуру и спорт.
Слайд 8. Что входит в понятие «Здорового образа жизни»? Привожу цитату из Википедии: «Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья… ЗОЖ является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Здоровый образ жизни – это соблюдение, привычное выполнение правил, которые обеспечивают гармоничное развитие человека, высокую трудоспособность, душевное равновесие, здоровье. Посмотрите ребята, сколько определений дается такому коротенькому слову ЗОЖ, и все они совершенно верны! На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок.
Слайд 9. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ: эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями; интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм. Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми. Давайте посмотрим, какие факторы влияют на здоровье человека?
Слайд 10. Факторы, влияющие на здоровье человека. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, соотношение факторов, влияющих на здоровье, таково: Условия и образ жизни, питание — 50 %; Генетика и наследственность — 20 %; Внешняя среда, природные условия — 20 %; Здравоохранение — 10 %.
Слайд 11. Интересен «Восточный» подход к соотношению этих факторов: Образ мыслей (70 %); Образ жизни (20 %); Образ питания (10 %). Как видим, влияние генетики и наследственности, внешней среды, здравоохранения, как факторов, влияющего на состояние здоровья человека в восточной медицине вообще отсутствует, а вот образу мыслей отведено 70%. В принципе, всё начинается с головы, примерно такая есть поговорка: «От каждого зла в этом мире есть избавление или его нет. Если оно есть – попытайся найти его. Если его нет – не думай об этом». Поскольку свою наследственность, природные условия и здравоохранение мы изменить не можем, будем здесь рассматривать то, что мы можем изменить – это наш образ жизни.
Слайд 12. Что мешает вести здоровый образ жизни? Если рассматривать тенденции состояния общества в целом, то можно выделить такие факторы, влияющие на образ жизни людей: Стрессы. Современный человек чаще встречается в повседневной жизни со стрессовыми ситуациями в жизни. Это: чрезмерно напряженные условия труда (и по времени, и по интенсивности, и необходимость получения 2-3 образований, постоянного улучшения своего профессионального уровня), потеря или боязнь потери работы, жилья имущества или сбережений, опасения за свое здоровье и здоровье близких и другие похожие ситуации. Питание. Всё больше на наш стол попадают продукты с большим содержанием консервантов, подсластителей, подкислителей, усилителей вкуса, генетически модифицированных продуктов, и всё меньше – натуральные продукты. Комфорт: кондиционеры, транспорт и т.п. Если на работе постоянно работает кондиционер, то человек всё хуже переносит жару. Также падает физическая активность, которая иногда сводится к маршруту: дом – остановка транспорта или стоянка автомобиля, остановка транспорта или стоянка автомобиля – дом. Телемания, чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-зависимость. Иногда обязательным атрибутом такого развлечения является чипсы, печенье, конфеты. И чем больше человек переживает за своего героя на экране телевизора, тем больше съедает, не замечая этого. Иногда доходит до принятия успокаивающих средств. Мало времени уделяется подвижному проведению свободного времени.
Слайд 13. Есть так называемые субъективные факторы конкретного человека: Негативный образ мышления (желание винить кого-то в своих проблемах, кто-то нам чем-то обязан, пережевывание обид, начиная от самого рождения и т.д.); Наша лень – самый грозный наш противник, и самый хитрый; Вредные привычки: прежде всего курение и употребление наркотиков. Сюда же близко стоит переедание, как средство «заесть» стресс. Поэтому не будем говорить: «Зачем стараться, всё равно экология плохая», а будем делать то, что в наших силах. Вспомним, что по данным Всемирной организации здравоохранения здоровому образу жизни, как фактору, влияющему на здоровье, отведено 50%, а по восточной классификации – все 100%. Так что, здоровье человека – в его руках! И поэтому, мы с вами пойдем по пути, ведущему к здоровью и будем придерживаться главных правил.
Слайд 14. Правило первое – самое главное,- настроиться на здоровый образ жизни, захотеть быть здоровым. Вспомним пословицу: «Можно подвести лошадь к ручью, но пить она должна сама». О чем говорит эта пословица? Ученики отвечают.
Учитель: Все правильно, ребята! Сколько бы не давалось правильных советов и занудливых нравоучений, человек останется глух, если не осознает, что быть здоровым – его обязанность перед собой, обществом и перед Природой.
Учитель: какие пословицы о здоровье и здоровом образе жизни, которые вы знаете?
Ученики:
- В здоровом теле – здоровый дух.
- Здоровье дороже богатства.
- Ум да здоровье дороже всего.
- Умеренность – мать здоровья.
- Чистота – залог здоровья.
- Чистота – лучшая красота.
- Кто аккуратен, тот людям приятен.
Слайд 15. Правило второе – соблюдать советы гигиены, стремиться к чистоте, разумно чередовать работу и отдых, использовать кладовые природы. Это солнце, воздух, вода. Богиня Гигиена олицетворяла у древних греков молодость, красоту и здоровье. Наука, которая впоследствии стала называться ее именем, ставит целью заботу о здоровье человека, гармоничной личности. Прославленный хирург Н.И.Пирогов говорил: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с государственной, принесет несомненную пользу человечеству».
Слайд 16. Я предлагаю вам, ребята, немного отдохнуть и совместить полезное с приятным. Давайте отгадывать загадки?
- Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это такое? (Мыло)
- Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Микробов всех повыгнала. (Зубная щётка)
- Я несу в себе водицу.
Вам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот,
Если есть (водопровод).
- Говорит дорожка - два вышитых конца:
- Помойся хоть немножко, хоть грязь ты смой с лица!
Иначе, ты в полдня испачкаешь меня. (Полотенце)
- Хожу, брожу не по лесам,
А по чёлкам, волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у хищных медведей. (Расчёска)
Про гигиену выяснили, а теперь мне хотелось бы знать, как вы понимаете и выполняете режим дня? Пожалуйста, составьте ваш режим дня, включив туда учебные занятия, работу дома, занятия физической культурой, активный отдых, обед, ужин, сон.
Ученики выполняют задание. Учитель записывает на интерактивной доске предложенные варианты учеников.
Слайд 17. Правило третье – научиться рационально питаться. Известный русский критик Д.И.Писарев удивительно точно подметил: « Измените пищу человека, и человек мало- помалу изменится». Культура питания включает в себя не только отношение к еде, но и ее состав, а также оптимальное для человека количество съеденной пищи. Главное правило – соответствие количества и калорийности потребляемых продуктов энергетическим затратам и физиологическим потребностям организма. Многочисленные факторы подтверждают, что многие серьёзные заболевания начинаются с детства. Поэтому требования рационального питания относятся, в первую очередь, к школьникам. Скажите пожалуйста
Слайд 18. Каково значение питания для человека? Что значит рациональное питание? Что должно входить в рацион питания школьника? Составьте меню на один день. Учитель раздает карточки с таблицей, которую заполняют ученики, затем один из учеников заполняет таблицу на интерактивной доске.
Слайд 19. Правило четвертое – уважать и любить физическую культуру - разумно и полезно регулировать физическую нагрузку. Занятия физическими упражнениями должны быть каждый день и выполняться самостоятельно с радостью и вдохновением. Придерживайтесь формулы: «Спорт для здоровья, а не здоровье для спорта».
Слайд 20. Правило пятое – уметь управлять своими чувствами, настроением, духовным настроем, научиться жить в ладу с окружающим миром. У каждого из нас есть свои секреты получения удовольствия и хорошего настроения. А если настроение плохое? Представьте: на сердце тоска, мир кажется серым и мрачным, неоткуда ждать сочувствия и понимания. Что делать? Старый испытанный способ – бороться с плохим настроением с помощью … движения. Дело в том, что физическая нагрузка повышает общий тонус и стимулирует выработку эндорфинов в организме. Правда, вид спортивных занятий нужно выбирать из личных оценок и пристрастий. Не нравится бегать, плавать, тогда – танцуйте! Любой танец – прекрасный способ повысить количество веществ «удовольствия» в крови! Плохое настроение можно «выгуливать», авось в каком- нибудь переулке оно затеряется, «выстирывать» (во время стирки плохое настроение может утонуть) и т. д. После этого выяснится, что ваша проблема не имеет особого значения или в голову неожиданно придёт ее решение
Слайд 21. Правило шестое – скажите «НЕТ» вредным привычкам. Нет – наркотикам!Из-за наркотиков страдает весь организм. В первую очередь поражается мозг. Клетки мозга умирают. Человек становится неспособным запоминать информацию, становится забывчивым, не может четко формулировать свои мысли. Появляются психозы и состояния, близкие к шизофрении. У наркоманов часто бывают галлюцинации, они видят предметы, которых больше не видит никто. Часто они испытывают депрессивное настроение, из-за чего нередки случаи самоубийств.В организме наркомана всегда возникает снижение функций сердечно-сосудистой системы, уменьшается снабжение клеток необходимыми им веществами, а также "очистка" клеток и тканей. Функции всех клеток слабеют, весь организм дряхлеет, как в глубокой старости. Наркоман уже не может развить достаточно больших усилий, справляться с привычным объемом работы. Человек тратит огромные деньги, идет на преступления, не помнит себя и своих близких, превращается в доходягу и старика.Слайд 22. Нет – алкоголю! Алкоголь (этанол, этиловый спирт, винный спирт, медицинский спирт и т. д.) - сильнодействующий наркотический яд - легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость жгучего вкуса и неприятного запаха, отличается высокой токсичностью. Алкоголь убивает. Рано или поздно. Всегда. 1. Алкоголь нарушает обмен веществ в тканях всех органов и систем человеческого организма. 2. Алкоголь – нервный яд. Он нарушает химизм нейронов, затрудняя проведение нервных импульсов. 3. Алкоголь поражает кровеносную систему человека, вызывая склеивание красных кровяных клеток - эритроцитов и, как следствие, тромбоз мелких сосудов, а также разрывы их стенок. Алкоголь не сосудорасширяющее, а сосудозакупоривающее средство. 4. Лишая ткани кислорода в результате тромбоза сосудов, алкоголь вызывает гибель клеток всех органов и систем человеческого организма. Уменьшается объём мозга и число нервных клеток центральной нервной системы, атрофируется печень, половые железы, слабеет сердечная мышца и т.п. Нет такого органа, который не испытывал бы дегенеративных изменений под действием алкоголя. 5. Каждая доза алкоголя, принятая человеком, оставляет в его организме необратимые повреждения, которые накапливаются с увеличением суммарного количества выпитого в течение всей его жизни.
Слайд 23. Нет – курению!Все эти привычки представляют различные формы отклонения от здорового образа жизни. Согласно данным ВОЗ, от вызванных потреблением табака болезней в России ежегодно умирает около 300 тыс. человек и 4 млн – во всем мире. У курящих людей в 20 раз чаще, чем у некурящих, возникают раковые заболевания и в 5-7 раз – туберкулез и другие болезни легких. Курящие в 13 раз чаще страдают болезнями сердца и в 12 раз – инфарктом миокарда. Также возникновение гастрита, гастродуоденита, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки у курильщиков выше почти в 10 раз. Наконец, самое главное последствие курения – постепенная деградация личности. От большого количества угарного газа, поступающего в организм при курении, и потери эластичности сосудов головного мозга начинается кислородное голодание мозга. Вследствие этого происходит разрушение интеллектуальных способностей.
Слайд 24. Ребята, знаете ли Вы, что: 1. При попадании в больших количествах в легкие человека этого яда, содержащего в табаке, начинаются судороги? (никотин) 2. Почему опасно даже разовое употребление наркотиков? (возникает зависимость даже после 1 раза). 3. Какую из вредных привычек называют «зеленый змий»? (алкоголь). 4. Как называется любитель нюхать вредные вещества? (токсикоман). 5. Почему курильщику труднее выучить стихотворение, чем некурящему? (у курящего ухудшается память). 6. Что происходит с зубами человека под воздействием смол, образующихся при курении? (зубы желтеют).
Но уйти от вредных привычек можно с помощью движений! Как? Активные занятия физической культурой и спортом помогут забыть о пагубных пристрастиях. Целеустремленность, воля, полноценные тренировки всегда дадут возможность сделать в жизни шаг вперед, а вредные привычки, отбросят на два шага назад. Регулярные занятия физической культурой и спортом – один из путей к здоровому образу жизни.
Слайд 25. Еще издавна народ подметил, что полезно, а что вредно для здоровья. Появились пословицы и поговорки. Одна из них гласит: «Живи разумом, так и лекаря не надо!» Как вы понимаете слова «живи разумом»?
Учитель: Сегодня каждый из вас покажет результат своего решения: и мы все вместе посмотрим, как вы относитесь к себе и к своему здоровью? У вас в руках черный и зелёный листья клёна и я прошу поднять чёрный лист тех, кто решил, что никогда не мыть руки, не делать зарядки по утрам, всегда будет много есть сладкого, жирного, так как все это очень любит. Ученики поднимают вверх лист. Учитель подсчитывает результат и записывает на интерактивной доске. - А теперь зелёный лист клёна поднимут те, кто принял решение рационально и разнообразно питаться, соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек.
Ученики поднимают вверх лист.
Учитель подсчитывает результат и записывает его на интерактивной доске.
- Подводим итоги урока: в нашем классе все ученики выбрали правильное решение, и пойдут по верному пути, который ведёт к здоровью, а значит к успеху и счастью!!!
Сегодня я хочу каждому из вас подарить на память о нашем уроке памятку «Здоровым быть здорово!», надеюсь, все вы выберете для себя верную дорогу и на всю жизнь.
Давайте вместе шагать вперед! Пусть каждый найдет в себе силы для занятий физкультурой и спортом, откроет для себя новый мир интересного, творческого, доброго! И пусть этот мир зовется миром движения, радости и счастья!
Слайд 26. Желаю всем крепкого здоровья!
Список использованной литературы:
- Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – СПб., 1995.
- Коновалов С.С., Книга, которая лечит/Путь к здоровью. С-П, М., 2002.