Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
И.С. Тургенев.
– Вы уже определили тему нашей игры. Главный гость – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся писатели и поэты. (Дети читают высказывания о русском языке – это домашнее задание).
Сегодня мы проводим «Лингвистический турнир». Лингвистика – это наука, изучающая законы языка. Сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык, изучение языка – дело интересное, полезное и увлекательное. Участвуют 3 команды: 4А, Б, В классов. 4 тура, на обсуждение вопросов отводится определённое количество времени. Если команда дает неправильный ответ, у другой есть возможность заработать дополнительные очки.
1 тур. «Смекалка».
Любая игра начинается с разминки. Чья команда даст больше правильных ответов? «Не сидите сложа руки», «держите ухо востро». (по 1 б. – одна фишка). (Задания вынесены на слайд)
- Назовите твердые согласные в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. (т)
- «Найди лишнее». Объясни почему?
- существительное, прилагательное, глагол, союз;
- белый, белизна, белеет, белка;
- пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж;
- касса, маска, тонна, килограмм;
- увидеть, покрасить, держать, пробежка;
- Расшифруйте слова, найди лишнее. (лыжи, санки, слоны, книги, санки – только ед.числа) (по 1 б.)
- жыил
- ански
- нолсы
- инигк
- Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп – 1 б.)
- Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились? (по 1 б.)
- Дог – (кот),
- Кот – (ток)
- Араб – (пара)
- Люк – (куль)
- Назовите существительные во множественном числе: (куры, морские суда, чудеса, небеса, дети, люди) – по 1 б.
- Курица –
- Морское судно –
- Чудо –
- Небо –
- Ребенок –
- Человек –
- 7. Определи части речи у выделенных слов.
- Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила. - Снежное покрывало
Все поле покрывало.
- Бабка Дарья холст чернила,
Итоги тура: Сдать жетоны жюри.
2 тур. «Дружная семейка».
командные задания. Каждая команда получила лист с заданиями. Задания выполняются на время. Вам открыта «зеленая улица» – т.е. перед вами открыта прямая, свободная дорога для осуществления своих задумок. (Задания на отдельных листах)
1. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать. Запишите их. (2 б.)
с | о | л | ||
м | в | е | ||
е | с | п | ||
к | я | о | ||
а | к | м | ||
л | о | о | ||
к | м | ж | ||
а | д | е | ||
в | е | т |
2. Попробуйте разобрать, что было написано. (4 б.)
Рыбу не скотина крыше съел.
3. Собери текст. (4 б.)
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, а у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю. Если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
4. Поставь ударение в словах: (3 б.)
Алфавит, шофер, положил, красивее, документ, километр, хозяева, щавель, крапива, звонит.
5. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл предложения остался верным: (4б)
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.
3 тур. «Конкурс капитанов».
Кто кого «разделает под орех». «Желаю вам не попасть впросак», т.е. не запутаться, не оказаться в трудном положении.
1). «Слабое звено». Дать как можно больше правильных ответов. «Пас» - если не знаешь. (по 1 б, жетоны)
- Сколько звуков в слове лью? (3)
- Антоним к слову «временный» (постоянный)
- От кого Айболиту пришла телеграмма? (гиппопотама)
- «Подруга дней моих суровых…» О ком?
- Назови слова с удвоенной н (весенний, ранний, тонна, осенний, длинный)
- Объясни смысл выражения «хоть кровь их носу» (обязательно)
- Словарь, в котором можно узнать о правильности написания слов (орфографический)
- Часть слова без окончания
- Назови слово с приставкой при- (приезд, приказ, присоединение)
- Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать».
2. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их. (1 балл, по 1 б. за расшифровку) Что они означают?(Задания вынесены на слайд)
…. об … .Из ….вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа ….. Золотые ….. Как …сняло.
Команда: Соедини парами: (на листах – или по 1 б.)
метко | рассеиваться как дым | |
неожиданно | держать язык за зубами | |
тесно | намять бока | |
темно | как снег на голову | |
опытный | хоть глаз выколи | |
мокрый | не в бровь, а в глаз | |
молчать | яблоку негде упасть | |
хвалить | стрелянный воробей | |
обманывать | ни одной сухой нитки | |
бить | возносить до небес | |
исчезать | обводить вокруг пальца |
3. Какие слова можно составить из букв слова: (3 мин.) (по 1 б.) – на листах.
Грамотей
Все команды за это время.
Найди и выпиши слова, которые перемешались: ( по 1 б за слово) ( ежики, стол, роза, город, астра, работа)
ё сто ки за
ро ас ро ра
жи т го л
ра д бо та
4 тур. «Домашнее задание».
«Поставим точку над И» - выясним окончательно победителя, доведем игру до конца. (Задания вынесены на слайд).
1. Определите род имен существительных.
мебель, кофе, тюль, рояль, кенгуру, какао, такси, хрусталь.
Составьте словосочетание по схеме: прил. + сущ.
2. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации? (месяц, денег)
Выбери правильные высказывания:
Месяц май, май; апрель месяц, апрель; два рубля, два рубля денег.
3. Подберите фразеологизмы, связанные с
- конем (не в коня корм);
- лошадью (работать как лошадь – много работать;
- медведем – медвежья услуга – ненужная помощь, медведь на ухо наступил – плохой слух;
- белкой – вертеться как белка в колесе – успевать выполнять много работы, быть проворным;
- вороной – ворон считать – отвлекаться;
- свиньей – свинья везде грязь найдет;
- курицей – денег куры не клюют – много, общипали как курицу – обобрали, курам на смех – о ч.н. нелепом, с курами ложиться – очень рано;
- гусем – как с гуся вода – бесполезно, гусь свинье не товарищ – не пара, не подходит.
Дайте толкование нескольких.
Подведение итогов игры.
Награждение.
– А тех, кто «опростоволосился» – сплоховал, «не держите на друзей камень за пазухой» – т.е. обиды.
Закончу словами Ивана Сергеевича Тургенева, который в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»
Учите наш родной русский язык с интересом, охотой, увлечением.