Лингвистический турнир в 4-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!

«О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»
И.С. Тургенев.

– Вы уже определили тему нашей игры. Главный гость – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся писатели и поэты. (Дети читают высказывания о русском языке – это домашнее задание).

Сегодня мы проводим «Лингвистический турнир». Лингвистика – это наука, изучающая законы языка. Сегодня мы еще раз убедимся в том, что велик и богат наш русский язык, изучение языка – дело интересное, полезное и увлекательное. Участвуют 3 команды: 4А, Б, В классов. 4 тура, на обсуждение вопросов отводится определённое количество времени. Если команда дает неправильный ответ, у другой есть возможность заработать дополнительные очки.

1 тур. «Смекалка».

Любая игра начинается с разминки. Чья команда даст больше правильных ответов? «Не сидите сложа руки», «держите ухо востро». (по 1 б. – одна фишка). (Задания вынесены на слайд)

  1. Назовите твердые согласные в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. (т)
  2. «Найди лишнее». Объясни почему?
    • существительное, прилагательное, глагол, союз;
    • белый, белизна, белеет, белка;
    • пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж;
    • касса, маска, тонна, килограмм;
    • увидеть, покрасить, держать, пробежка;
  3. Расшифруйте слова, найди лишнее. (лыжи, санки, слоны, книги, санки – только ед.числа) (по 1 б.)
    • жыил
    • ански
    • нолсы
    • инигк
  4. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп – 1 б.)
  5. Прочитайте слова. Произнесите звуки в обратном порядке. Какие слова получились? (по 1 б.)
    • Дог – (кот),
    • Кот – (ток)
    • Араб – (пара)
    • Люк – (куль)
  6. Назовите существительные во множественном числе: (куры, морские суда, чудеса, небеса, дети, люди) – по 1 б.
    • Курица –
    • Морское судно –
    • Чудо –
    • Небо –
    • Ребенок –
    • Человек –
  7. 7. Определи части речи у выделенных слов.
    • Бабка Дарья холст чернила,
      Внучка пролила чернила.
    • Снежное покрывало
      Все поле покрывало.

Итоги тура: Сдать жетоны жюри.

2 тур. «Дружная семейка».

командные задания. Каждая команда получила лист с заданиями. Задания выполняются на время. Вам открыта «зеленая улица» – т.е. перед вами открыта прямая, свободная дорога для осуществления своих задумок. (Задания на отдельных листах)

1. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать. Запишите их. (2 б.)

с   о   л
м   в   е
е   с   п
к   я   о
а   к   м
л   о   о
к   м   ж
а   д   е
в   е   т

2. Попробуйте разобрать, что было написано. (4 б.)

Рыбу не скотина крыше съел.

3. Собери текст. (4 б.)

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, а у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю. Если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Поставь ударение в словах: (3 б.)

Алфавит, шофер, положил, красивее, документ, километр, хозяева, щавель, крапива, звонит.

5. Расставьте знаки препинания так, чтобы смысл предложения остался верным: (4б)

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах.

3 тур. «Конкурс капитанов».

Кто кого «разделает под орех». «Желаю вам не попасть впросак», т.е. не запутаться, не оказаться в трудном положении.

1). «Слабое звено». Дать как можно больше правильных ответов. «Пас» - если не знаешь. (по 1 б, жетоны)

  • Сколько звуков в слове лью? (3)
  • Антоним к слову «временный» (постоянный)
  • От кого Айболиту пришла телеграмма? (гиппопотама)
  • «Подруга дней моих суровых…» О ком?
  • Назови слова с удвоенной н (весенний, ранний, тонна, осенний, длинный)
  • Объясни смысл выражения «хоть кровь их носу» (обязательно)
  • Словарь, в котором можно узнать о правильности написания слов (орфографический)
  • Часть слова без окончания
  • Назови слово с приставкой при- (приезд, приказ, присоединение)
  • Есть ли непроизносимая согласная в слове «участвовать».

2. Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их. (1 балл, по 1 б. за расшифровку) Что они означают?(Задания вынесены на слайд)

…. об … .Из ….вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа ….. Золотые ….. Как …сняло.

Команда: Соедини парами: (на листах – или по 1 б.)

метко         рассеиваться как дым
неожиданно   держать язык за зубами
тесно   намять бока
темно   как снег на голову
опытный   хоть глаз выколи
мокрый   не в бровь, а в глаз
молчать   яблоку негде упасть
хвалить   стрелянный воробей
обманывать   ни одной сухой нитки
бить   возносить до небес
исчезать   обводить вокруг пальца

3. Какие слова можно составить из букв слова: (3 мин.) (по 1 б.) – на листах.

Грамотей

Все команды за это время.

Найди и выпиши слова, которые перемешались: ( по 1 б за слово) ( ежики, стол, роза, город, астра, работа)

ё сто ки за
ро ас ро ра
жи т го л
ра д бо та

4 тур. «Домашнее задание».

«Поставим точку над И» - выясним окончательно победителя, доведем игру до конца. (Задания вынесены на слайд).

1. Определите род имен существительных.

мебель, кофе, тюль, рояль, кенгуру, какао, такси, хрусталь.

Составьте словосочетание по схеме: прил. + сущ.

2. Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова в приведенных выражениях являются «лишними», т.е. не содержат никакой информации? (месяц, денег)

Выбери правильные высказывания:

Месяц май, май; апрель месяц, апрель; два рубля, два рубля денег.

3. Подберите фразеологизмы, связанные с

  • конем (не в коня корм);
  • лошадью (работать как лошадь – много работать;
  • медведем – медвежья услуга – ненужная помощь, медведь на ухо наступил – плохой слух;
  • белкой – вертеться как белка в колесе – успевать выполнять много работы, быть проворным;
  • вороной – ворон считать – отвлекаться;
  • свиньей – свинья везде грязь найдет;
  • курицей – денег куры не клюют – много, общипали как курицу – обобрали, курам на смех – о ч.н. нелепом, с курами ложиться – очень рано;
  • гусем – как с гуся вода – бесполезно, гусь свинье не товарищ – не пара, не подходит.

Дайте толкование нескольких.

Подведение итогов игры.

Награждение.

– А тех, кто «опростоволосился» – сплоховал, «не держите на друзей камень за пазухой» – т.е. обиды.

Закончу словами Ивана Сергеевича Тургенева, который в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

Учите наш родной русский язык с интересом, охотой, увлечением.

Приложение 1, Приложение 2.