Цель урока: совершенствование умений в построении и разборе распространенных и нераспространенных предложений.
Задачи урока:
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативной компетентности как качества личности, необходимое для достижения успеха;
- развивать умения работать с информационными источниками
Обучающие:
- формировать умения в правильном построении и разборе разных синтаксических конструкций, учитывая индивидуальные способности обучающихся; правильную позицию оценивания при взаимопроверке;
- способствовать развитию критического мышления, творческого воображения, обогащению активного словарного запаса.
Воспитывающие:
- способствовать воспитанию любви к родному краю, чувство патриотизма;
- воспитывать аккуратность при письме и разборе предложений.
Оборудование: диск с записью "Времена года. Октябрь" П. И. Чайковского, портрет А.С. Пушкина, эпиграф ( запись на доске), карточки со словарными словами "сентябрь", "октябрь", "ноябрь", карточка с глаголами: льет, моросит, каплет; толковый словарь Ожегова, раздаточный материал для работы в группах с дифференцированным заданием.
Ход урока
Организационный момент.
- Долгожданнный дан звонок,
Начинается урок.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла эти строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса:
- Кто автор, и как называется это произведение? (А.С. Пушкин "Осень") (Вывешивается портрет А.С. Пушкина)
- Почему подготовленный эпиграф не о зиме?
2. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем составлять различные распространенные предложения, пользуясь нераспространенными предложениями или схемами предложений; производить разбор предложений по членам предложения и частям речи.
3. Закрепление изученного материала
3.1. Минутка чистописания.
- У каждого из вас в тетради прописаны слова с пропущенными буквами. Прочитайте, найдите проверочное слово и правильно запишите слова, выделяя орфограммы.
3.2. Словарная работа.
А) Воспроизведение музыкального фрагмента.
- Вспомните, кто композитор, и как называется это музыкальное произведение. (П.И. Чайковский "Времена года. Октябрь")
- О каком времени года этот фрагмент?
- Какое настроение нам передает композитор П. И. Чайковский?
- Итак, наша словарная работа, посвящена осени.
Б) Чтение загадок подготовленными учениками
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит.
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода?
Знаешь ты? Отвечай тогда! (Ноябрь)
(После отгадывания слов на доске вывешиваются карточки с названием месяцев)
- сентябрь
- октябрь
- ноябрь
- Что есть общего в этих словах? ( это осенние месяцы)
- Посмотрите внимательно на слова. Какая закономерность, характерная для живой природы, видна в этих словах?(СОН)
- Какую безударную гласную надо запомнить в каждом слове?
После звука "б" во всех этих словах слышится гласный звук, но не пишется. Запишите эти слова, обозначьте орфограммы.
3.3. Работа над фразеологизмом
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
Дождь сеет как из сита.
- Когда так говорят?
- Как называются устойчивые выражения: льет как из ведра, упал как снег на голову, капля в море и др? (фразеологизмы)
- Приведите свои примеры фразеологизмов.
- Каким глаголом из предложенных на доске, можно заменить в предложении выражение СЕЕТ КАК ИЗ СИТА? ( на доске предложены глаголы: льет, моросит, каплет)
- Как вы понимаете смысл слова "моросит" (Толковый словарь Ожегова)
- Запишите предложение, написанное на доске, и найдите главные члены предложения.
- Какое это предложение?
- Какие предложения называются распространенными?
- Назовите предложение, которое получилось при замене фразеологизма на глагол.
- Какое это предложение по виду?
- Какие предложения называются нераспространенными?
3.4. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше.
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложили назад.
3.5. Работа в группах по карточкам
А) Работа в группах.
Карточки с заданиями у вас лежат на столах. Прочтите задания. Работа выполняется в тетрадях. Если что-то непонятно, задайте свои вопросы.
1 уровень
Из данных слов составьте 3 предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. Определите их вид.
осень, опадают, птицы, листья, наступила, улетают
2 уровень
Распространите данные предложения с помощью слов для справок и стрелками покажите связь слов
Наступила осень. Листья опадают. Птицы улетают.
Слова для справок: разноцветные, в теплые страны, золотая.
3 уровень
Составьте 3 распространенных предложения об осени, листьях, птицах по схемам предложений:
Что сделала? что? какая?
Что делают? какие? что? куда?
Кто? что делают? в какие? куда?
Б) Взаимопроверка ( в группу 1-го уровня идет сильный ученик, другие группы обмениваются тетрадями и оценивают работу друг друга)
- Поднимите руку, кто поставил отметку 5.
- Поднимите руку, кто поставил 4.
- Поднимите руку, кто поставил отметку 3.
- Поднимите руку, кто поставил 2.
- Очень хорошо справились с работой, получили только положительные отметки.
- Какую отметку вам бы хотелось поставить?
- Оправдались ваши ожидания?
3.6. Физминутка для глаз
- Вверх, вниз (6 повторов)
- Влево, вправо (6 повторов)
- Круговые вращения глазами влево, а затем вправо (4 повтора)
- Посмотреть на дальний предмет, затем на кончик носа (4 повтора)
- 30 секунд быстро моргать, затем 30 секунд посидеть с закрытыми глазами.
3.7. Фронтальная работа
В учебнике на 66 странице выполняем упражнение №30 по заданию. (у доски - ученик)
4. Подведение итога урока
4.1. Рефлексия
- Понравился вам урок?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие задания вызвали трудность?
4.2. Итог
- Какие виды работ выполняли на уроке?
- Какие предложения называются нераспространенными, а какие - распространенными?
5. Рекомендации по домашнему заданию
- 1 уровень - упр. №34
- 2 уровень - упр. №35
- 3 уровень - без дом. задания